Задание 1 Матрица эффективности ступеней противоречий
Таблица 8.1 Матрица эффективности ступеней противоречий
А4. Анархия (безвластие) | Б4. Кризис организационных отношений | В4. Реформа базиса (собственности) |
А3. Противостояние | Б3. Рационализм в рыночной экономике | В3. Реформа настройки (системы управления) |
А2. Иррационализм | Б2. Рационализм в плановой экономике | В2. Совершенствование системы производства |
А1. Застой (пассивность) | Б1. Ожидание (пробуждение) | В1. Волюнтаризм (субъективизм) |
Дайте характеристику всем двенадцати областям матрицы эффективности ступеней противоречий при изменении внимания руководителя к управленческой деятельности.
Какие области матрицы являются эффективными для компаний?
1.8.3 Контрольные вопросы для самопроверки
1 Что такое коммуникации? Какова роль коммуникации в управлении современной организацией?
2 Приведите классификацию коммуникаций в организациях.
3 Что представляет собой коммуникация как явление и как процесс?
4 Каковы основные элементы коммуникационного процесса?
5 Дайте характеристику основных типов коммуникаций.
6 Какие существуют коммуникационные методы?
7 Чем характеризуется коммуникация сверху вниз? Снизу вверх? Горизонтальная коммуникация?
8 Дайте характеристику ступеням противоречий при коммуникациях.
9 От каких факторов зависит эффективность внутриорганизационной коммуникации
Задания для самостоятельной работы студентов (10 часов):
Темы для самостоятельного изучения дисциплины
1 Управление противоречиями с помощью конфликтов.
2 Коммуникационные сети.
3 Коммуникационные стили.
Задания для подготовки к практическим занятиям
1 Читать 9 главу учебного пособия Парахиной В.Н. «Теория организации».
2 Подготовить выступления по вопросам для обсуждения, помещенным в пункте 1.8.1.
3 Составить логическую схему базы знаний по теме 8.
ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
1 Цель, задачи и содержание дисциплины «Теория организации».
2 Объект и предмет теории организации.
3 Методы теории организации.
4 Основные направления развития теории организации.
5 Исходные понятия теории организации: система, организация, самоорганизация, структура.
6Системный подход к определению сущности организации
7 Системные свойства организации.
8 Внутренняя среда организации: понятие, подходы к выделению параметров.
9 Внешняя среда организации, основные группы факторов.
10 Основные характеристики внешней среды.
11 Методы оценки внешней среды.
12 Анализ внешней среды.
13 ПЭСТ-анализ: суть, цели.
14 Понятие жизненного цикла организации. Характеристики организации на протяжении жизненного цикла
15 Социальная система: основные компоненты и уровни.
16 Социальная организация как социальная система. Классификация социальных организаций.
17 Государственные и муниципальные организации.
18 Классификация хозяйственных организаций.
19 Классификация организаций, относящихся к единичным организационным формам.
20 Основные групповые организационные формы.
21 Соотношение понятий «организация» и «управление».
22 Процесс организации: содержание, элементы, субъекты.
23 Понятие «организация управления».
24 Механистическая и органическая организационные системы.
25 Процесс осуществления управления организацией. Субъект осуществления управленческой деятельности.
26 Закон синергии.
27 Закон самосохранения и механизм устойчивости.
28 Закон развития.
29 Частные законы организации.
30 Специфические законы организации.
31 Общие принципы организации и их характеристика.
32 Частные и ситуационные принципы организации.
33 Принципы статического состояния организации.
34 Принципы динамического состояния организации.
35 Факторы проектирования организации.
36 Цели организационного проектирования.
37 Проектирование как процесс: этапы по созданию проекта.
38 Основные разделы организационного проекта.
39 Этапы процесса проектирования структуры организации.
40 Механистический и организационный подходы к проектированию организационных структур.
41 Методы проектирования организационных структур.
42 Оценка эффективности организационных систем.
43 Модели организации как объектов управления.
44 Основные направления модификации организационных структур.
45 Новые научные модели управления организацией.
46 Понятие организационной культуры.
47 Структурные элементы и свойства организационной культуры.
48 Функции организационной культуры.
49 Классификация организационной культуры.
50 Система методов поддержания культуры организации.
51 Процесс формирования организационной культуры.
52 Изменение организационной культуры.
53 Современные информационные технологии организационной культуры.
54 Характеристика наиболее распространенных видов информационных технологий, используемых при сильной организационной культуре.
55 Понятие и значение коммуникаций в организации.
56 Коммуникационный процесс, его основные элементы.
57 Типы коммуникаций.
58 Формы и методы коммуникаций.
59 Направления коммуникаций. Элементы коммуникаций.
60 Повышение эффективности организационных коммуникаций.
ГЛОССАРИЙ
Адаптивные (многомерные, органические) структуры -структуры, основанные на сочетании централистского и свободных типов интеграции. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур.
Адхократия- различные организационные механизмы (структура, коммуникации, методы, стимулирования) и неформальные объединения людей, направленные на решение постоянно возникающих новых проблем и создаваемые на временной основе (на период решения проблемы). Организационной формой адхократии является бригадная структура, основу которой составляет форма организации труда и производства.
Большая и сложная система- система, состоящая из большого числа компонентов и большого количества связей межу ними.
Бюрократическая теория М. Вебера- «идеальный тип» организации, обозначенный термином «бюрократия».
Бюрократические (пирамидальные) структуры -структуры, основанные на централистском типе интеграции. К пирамидальным бюрократическим структурам относятся линейная, функциональная, линейно-функционалъная, линейно-штабная организационные структуры.
Вероятностная система- система, поведение которой нельзя точно, детально предсказать.
Взаимодействие- воздействие объектов друг на друга, их взаимная обусловленность и порождение одним объектом другого; универсальная форма движения, развития определяющая существование и структуру любой материальной системы.
Взаимосвязанность факторов внешней среды -сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Гибридизация- соединение двух и более систем различной структуры и природы.
Граница системы- то, что отделяет организацию от не организации; создается как физическая составляющая (ограничивает рамки здания), как организационная (отличия в уровнях заработной платы, социальных условий), так и в сознании людей (имидж организации, гордость принадлежностью к организации).
Деградация- постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.
Дегрессия- фиксация активности, усложнение организационных форм путем легкого разрушения пластичных связей, но при сохранении «скелета» организации.
Детерминированная система- система, компоненты которой взаимодействуют точно определенным образом.
Диапазон управления- количество подчиненных у одного руководителя (составляет от четырех — восьми человек на высшем уровне управления до 20—40 — на нижнем).
Дивизиональные структуры- специфические виды структур бюрократического типа, в которых варьируются принципы межфирменного и межфункционального взаимодействия на основе линейно-функциональных связей. С ростом размеров фирм, внедрением новых технологий, повышением изменчивости внешней среды структуризация органов управления происходит путем выделения управленческих звеньев, специализирующихся по видам товаров (продуктовая структура), по группам потребителей (структура, ориентированная на потребителя), географическим районам (территориальному принципу).
Динамическая сеть- сеть, в которой участники соединяются контрактным соглашением в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем разъединяются, чтобы стать новой ценностной цепью для следующего предпринимательского проекта.
Дифференциация- возрастание различий, несоответствий между частями целого.
Закон возрастающего производства -при увеличении объема переработки ресурсов затраты труда на единицу продукции уменьшаются, но увеличиваются после достижения определенной пропорции (закон концентрации)..
Закон относительных сопротивлений- общая устойчивость системы как целого определяется наименьшей относительной устойчивостью составляющих его компонентов по отношению к данному внешнему воздействию
Закон пропорциональности- общие затраты труда меньше всего тогда, когда производительность каждой из входящих в единый орган единицы соответствует производительной мощности других кооперированных единиц (закон гармонии труда).
Закон равновесия (принцип ле Шателье)- всякая система подвижного равновесия, подвергающаяся внешнему воздействию, стремится измениться таким образом, чтобы свести к минимуму эффект внешнего воздействия сохраняя при этом свою качественную определенность.
Закон самосохранения- любая система стихийно или сознательно стремится к сохранению своей качественной определенности.
Закон синергии- эффект, полученный в результате соединения двух и более систем больше или меньше простого сложения; существует такой набор элементов, при котором потенциал системы будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.
Закон специализации- разделение сложного труда повышает его производительность.
Закон структурного преобразования- любая система осуществляет структурное преобразование в соответствии с законами и принципами организации.
Закрытая система- система, изолированная от внешней среды.
Иерархические уровни- уровни управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
Изменчивая (турбулентная) внешняя среда -среда, характеризуемая повышенной неустойчивостью, непредсказуемостью, поведение менеджеров в ней сильно усложняется по сравнению с их действиями в «спокойной» среде. Правила, согласно которым организации должны действовать, в этой среде быстро и непредсказуемо меняются.
Интеграция- процесс, направленный на сохранение целостности системы, упрочение ее связей и соподчинение частей.
Количественная устойчивость -характеризуется числом и разнообразием компонентов, входящих в систему. Большая система более устойчива, чем меньшая.
Коллизия- вновь образованная совокупность сохраняет в основном качественную определенность составляющих ее частей, но эффект соединения больше, чем при простом соединении.
Конвергенция- формирование тождественных сходных форм у разнородных систем в силу воздействия однородной среды.
Концепция внутренних рынков- концепция перенесения закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность корпораций.
Концепция жизненного цикла- концепция предсказуемости изменений организации с определенной последовательностью состояний в течение времени.
Концепция популяционной экологии -утверждает, что существует совокупность (популяция) одновидовых производственно-хозяйственных систем (по направленности и содержанию деятельности); существует предел емкости ниши (сегмента рынка); производственно-хозяйственные системы создаются и «умирают» по законам популяции.
Культура- совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.
Линейная структура- организационная структура, реализующая принцип единоначалия и централизма, предусматривающая выполнение одним руководителем всех функций управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений.
Линейно-функциональная структура- структура, реализующая принципы единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними; демократического централизма — рациональное сочетание централизации и децентрализации.
Линейные связи- отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.
Матричный отбор- отбор, направленный на копирование существующих элементов.
Матричная структура- современный тип организационной структуры управления, который создается путем совмещения двух структур: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) осуществляется управление отдельными сферами деятельности организации: производством, сбытом, снабжением, а в соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) — управление программами (проектами).
Мегакультура- общечеловеческая культура, субъектом которой является человечество в целом по отношению к этническим, конфессиональным и национальным культурам.
Механизм отбора- дифференциальное сохранение или дифференциальное уничтожение связей между компонентами системы.
Механистическая концепция -основана на представлении об организационной системе как о производственной машине, где все элементы трудового процесса: станок, инструмент, работник, материал - механически (на основе точных инженерных расчетов) функционально подгоняются друг к другу. И прежде всего это относится к человеку как наиболее адаптивному элементу системы. К представителям этого направления можно отнести Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета, F. Ганга, Г Форда, А. Гаетева, П. Керженцева, целую плеяду исследователей Центрального института труда (ЦИТа) и Института техники управления (ИТУ).
Негэнтропия- количественное выражение упорядоченности; величина, обратная энтропии системы.
Нейтральные комплексы- nсистемы, в которых результат взаимодействия компонентов равен простой сумме этих компонентов.
Неопределенность внешней среды- функция количества информации, которой располагает организационная система (или лицо) по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функция уверенности в этой информации.
Нормативно-функциональный подход к проектированию организационной структуры- подход, основанный на обобщении опыта управления передовыми организационными системами, применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в сходных условиях, т. е. этот подход основан на методе аналогии и прототипов.
Ограничения разнообразия структуры- бывают двух типов:
1) фиксированные - специфические связи между элементами системы, определяющие возможность изменения одних и невозможность других;
2) вероятностные - формы, типы и теснота связей между элементами системы, определяемые средними значениями.
Олигомеризация - уменьшение числа однородных элементов в системе путем их объединения.
Организационная структура- совокупность взаимосвязей и отношений между структурными подразделениями, выделяемых по признаку выполнения управленческих процессов (функций).
Организационные ценности- представление о полезности и предпочтительности для реализации миссии организаций тех или иных средств, форм и методов, а также культурных свойств членов этой организации.
Организация- сознательный разумный процесс искусственного упорядочения и преобразования объективного мира человеком.
Организованность- стихийная бессознательная упорядоченность эволюционных процессов динамики объективного мира, в частности живой природы.
Отбор- универсальный механизм самоорганизации, действующий и на внутрисистемном, и на межсистемном уровне.
Открытая система- система, взаимодействующая с внешней средой.
Отрицательный отбор- уничтожение компонентов системы.
Параллельное преобразование систем- развитие сходных форм на основе структурного родства исходного материала и внешней среды.
Подвижное равновесие- характеризуется тем, что каждое из возникающих изменений в системе уравновешивается тут же другим, ему противоположным.
Подвижность внешней среды- скорость, с которой происходят изменения во внешней среде.
Подчиненность- зависимое положение управляемого звена (объекта управления) от управляющего (субъекта управления).
Полимеризация- соединение двух и более систем одинаковой структуры и превращение их в новую, более сложную систему (полимер).
Полномочия- совокупность прав руководителя (органа) по принятию и реализации управленческих решений в соответствии с их компетенцией.
Положительный отбор- сохранение новых изменений, новых комбинаций компонентов системы.
Принцип концентрического действия- внешние воздействия всегда направлены на более слабые (неустойчивые) компоненты («где тонко, там и рвется»).
Принцип эмерджентности- соединение двух систем приводит к глубоким преобразованиям каждой из входящих в соединение систем, и вновь образованная система приобретает новое свойство (в смысле эффективности).
Производственная структура- совокупность технологических связей и отношений между структурными подразделениями, выделяемых по признаку выполнения производственных процессов.
Производственно-хозяйственная система (ПХС)- образование (система), в котором целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, чтобы посредством изготовления (производства) и реализации продуктов, изделий, услуг и т. п. обеспечить достижение поставленных целей.
Производственные структурные подразделения -самостоятельные звенья производственной структуры организации, обеспечивающие выпуск продукции и услуг и осуществляющие оперативное управление производством. Производственные структурные подразделения - это производство, корпуса цехов, цех, участок, бригада, звено.
Простое соединение - несущественное преобразование каждой из входящей в соединение частей без появления новых свойств образованной из частей системы, отличных от свойств ее частей.
Процессные элементы внутренней среды -элементы системы, которые влияют на ее функционирование, т. е. на процесс преобразования входа в выход (кадры, оборудование, материалы, продукция, финансы, информация, приобретение, складирование, производство, транспортирование, сбыт, планирование, принятие решений, выполнение, контроль).
Разъединение- дизъюнкция (распадение) системы на отдельные компоненты в результате ослабления или уничтожения цепной связи.
Регресс- тип развития, для которого характерен процесс перехода от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Противоположен прогрессу.
Самоорганизация- процесс развития мира, функционирующего на принципах случайности и отбора, главное свойство которого — поддерживать состояние условного равновесия и определенного порядка систем.
Свободный тип интеграции- характеризуется отсутствием общего центра, взаимосвязь элементов системы происходит непосредственно между собой.
Сетевые организации- средоточие фирм или специализированных единиц, координируемых рыночными механизмами вместо командных методов.
Синергические связи и отношения- концентрация, специализация, взаимозаменяемость, взаимодополнение, комплексность, оптимальность.
Синергия- такое приращение ресурсного потенциала организации в процессе совместной деятельности ее членов для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше или меньше, чем простое сложение используемых ресурсов.
Система- совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, образующая единое целое для выполнения определенных функций.
Система «ресурсы — продукция»- организационная система по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного потребления.
Система неподвижного равновесия -система, для которой характерна статическая устойчивость, достигаемая путем «прочности» связей между компонентами и величиной границы соприкосновения с внешней средой.
Система подвижного равновесия- система, для которой характерна динамическая устойчивость, достигаемая путем уравновешивания каждого возникающего изменения в системе другим, ему противоположным.
Системно-целевой подход к формированию организационной структуры- построение структуры организационной системы, определение на ее основе состава целереализующего комплекса и функций подразделений, входящих в целереализующий комплекс.
Системный подходрассмотрение производственно-хозяйственной системы во всей совокупности ее материальных, нематериальных (идеальные, абстрактные,психические), информационных, организационно-экономических, социально-психологических и других элементов и связей, причем не только внутри организации, но и во взаимосвязи с внешней средой.
Сложность внешней среды- количество факторов, на которые производственно-хозяйственная система должна реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
Соединение с эмерджентными свойствами -сохранение в основном вновь образованной совокупностью качественной определенности составляющих ее частей, но с большим эффектом, чем при простом соединении.
Сознание- человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.
Социокультурный процесс- процесс взаимодействия личностей на основе закрепления единой общественной культуры. Включает в себя личность как субъект взаимодействия и общество как совокупность взаимодействующих субъектов.
Спокойная внешняя среда- устойчивая, редко происходят какие-либо глобальные катаклизмы, изменения незначительны.
Стабильная сеть- сеть, объединяющая поставщиков, производителей в органы по реализации продукции на основе долгосрочных отношений.
Структура- совокупность устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе (сохранение основных свойств, сохранение качественной определенности).
Структура организации -совокупность взаимосвязей и отношений внутри структурных подразделений и между ними.
Структурная устойчивость- пределяется числом и разнообразием связей, образующих структуру системы. Сложная система более устойчива, чем простая (несложная).
Субкультура- этнические, конфессиональные и национальные культуры, субъектами которых являются этнос, конфессиональная группа, нация по отношению к общечеловеческой. Субъект общечеловеческой культуры — человечество в целом. В свою очередь сами субкультуры могут делиться на более мелкие субкультуры.
Теория альянсов- предполагает интеграцию управленческих процессов с созданием многообразных форм горизонтального объединения организаций; расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей.
Теория Гласиер- выделяет сосуществование по меньшей мере четырех подсистем в каждой организации: исполнительной, апелляционной, представительской и законодательной. Каждая из этих подсистем выполняет исключительные функции в рамках организации, соответствующие своему названию, и в то же время они частично перекликаются и взаимодействуют друг с другом.
Теория институтов и институциональных преобразований -утверждает, что возрастает роль организационных факторов, обусловливающих институциональные изменения; гибкие институциональные структуры позволяют легче адаптироваться к переменам.
Теория реинжиниринга- предполагает перестройку организации производства и управления на современной информационной и технологической основе; комплексное оздоровление корпораций на основе сочетания управленческого ренессанса и современных концепций; перестройка с четко поставленными целями и средствами.
Типы организационных структур (по Г. Мицбергу) —простая структура, технократическая бюрократия, профессиональная бюрократия, дивизиональная форма, адхокра-тия.
Триггерный эффект- взрывной переход системы в другое состояние под действием внутренних лавинообразующих процессов.
Уравновешенные системы- системы, находящиеся в состоянии равновесия.
Устойчивость системы- свойство систем сохранять свою качественную определенность несмотря на внешние и внутренние возмущения.
Функциональная структура- характеризуется тем, что в ней создаются функциональные звенья, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности, т.е. принятие решений и контроль за их исполнением.
Функционально-технологический подход к построению организационной структуры- подход, основанный на рационализации потоков информации и технологии ее обработки.
Функциональные связи- связи, которые сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.
Функциональные структурные подразделения -самостоятельные звенья организационной структуры, выполняющие определенные функции по упраапению: управление (департамент), комитет, отдел, служба, бюро.
Централистский тип интеграции -характеризуется наличием общего центра, через который происходит взаимосвязь элементов системы между собой.
Цепная связь- совокупность свойств одного или нескольких компонентов, объединяющая интересы (цели) компонентов.
Циклы развития- это периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации (выделяют такие циклы, как «тусовка», «механизация», «внутреннее предпринимательство», «качество»).
Элементы культуры- подразделяются на идеальные (смыслы, ценности, социальные нормы и ориентиры, представления, знания) и материальные (средства, продукты и формы человеческой жизнедеятельности, отношения в рамках социокультурного процесса).
Элементы механизма отбора- объект отбора (то, что подвергается отбору (компоненты, связи, отношения)); фактор отбора (то, что действует на систему); основа, или базис отбора (совокупность компонентов системы и связей, которая определяет сохранность или разрушение системы).
Элементы организационной структуры -как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Эмерджентный отбор- отбор новых компонентов и связей, развивающих качественную определенность системы.
Энтропия- неупорядоченность системы.