Сущность, признаки и определение государства
Государство – политико-территориальная, суверенна форма организации власти. При определении понятия государства необходимо учитывать не только субъективный фактор, заключающийся в неодинаковом восприятии разными людьми одних и тех же явлений, но и объективные обстоятельства. Поскольку государство - явление сложное и многогранное, неизбежны различные варианты определения этого понятия.
Так, в широком смысле государство обозначает общество как таковое или особую форму политической организации общества. В узком смысле термин "государство" нередко употребляется либо для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним, либо нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.
Неоднозначно определялось государство и на различных этапах его развития.
Например, Аристотель определял государство "как самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих".
Никколо Макиавелли, философ эпохи Возрождения, считал, что государство - "общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов".
На рубеже XVII-XVIII веков Джон Локк рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.
В конце XX века на Западе наиболее популярным является определение государства как общности, в основе структуры которой лежит территория, народ и государственная власть.
Российские юристы определяли государство как общественный союз свободных людей с предоставлением исключительного права принуждения только органам государства; "союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти".
Несмотря на различия, все приведенные определения выражают общесоциальный подход к сущности государства, в рамках которого последнее выступает как средство для обеспечения общественных интересов.
Сегодня в официальной идеологии России на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, поэтому государство вновь пытаются определить как организацию "всех и для всех".
Вместе с тем, как узкоклассовый подход к определению сущности государства, так и "общечеловеческий" являются односторонними. Отказываясь от одной крайности, приверженцы общечеловеческих ценностей впадают в другую, не менее искажающую действительность. Исходя из реальной жизни, при определении понятия государства необходимо учитывать как его классовые элементы, так и внеклассовые, "общечеловеческие" признаки.
Для более глубокого и разностороннего понимания сущности государства необходимо рассмотреть его признаки, отличающие государство от негосударственных институтов и общественных организаций.
Признаки государства.
1. Публичная политическая власть.Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Публичная власть, делая свои веления всеобщими, охватывает население страны, осуществляет защиту общества в целом и каждого человека в отдельности. Политическую публичную власть отличают также универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы государства.
2. Государственный аппарат.Публичная политическая власть есть особая организация, состоящая из совокупности государственных органов, которые наделены полномочиями управления (в соответствии со своей компетенцией) и осуществлять принуждение, когда в том возникает необходимость.
3. Деление населения по территории.В процессе возникновения государства кровнородственные связи, сложившиеся в предшествующий период, утрачивают своё значение. Они уступают место территориальным связям (по месту жительства). Таким образом, жители в политическом отношении становятся тесно связанными с территорией, на которой они проживают. Переход к территориальному принципу деления населения вызывает необходимость создания систем центрального и местного управления, образование государственного аппарата, осуществляющего этот вид деятельности, и, что самое главное, - системы административно-территориального деления государства.
Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт -–подданство или гражданство.
4. Государству принадлежит суверенитет.Под которым понимается его верховенство внутри страны и его независимость от власти какого-либо иностранного государства. Суверенитет означает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.
5. Важнейшим средством осуществления государственной власти выступает право.Выполняя стоящие перед ним задачи, государство обладает правом издания нормативно-правовых актом, которые распространяются на всё население и на всю территорию. Государство, как и его органы и учреждения, в своей организации и деятельности связаны правом, обязаны строго следовать правовым предписаниям. В то же время право является основным и решающим средством выражения и реализации властных велений государства.
5. Налоги, сборы, государственные пошлины.Государство имеет право устанавливать налоги, сборы и государственные пошлины, с помощью которых формируется бюджет государства, который необходим для функционирования государства (выполнение функций, целей, задач).