Историческая концепция права
Победоносцев являлсяпоследователем немецкой исторической школы права. Право рассматривается ученым каксоциальное явление, обусловленное в своем происхождении и развитии«духом народа». Победоносцев использует предложенное исторической школой сравнение процесса образования права с происхождением языка как Двух органических порождений «народного духа». Происхождение права, утверждает он, «столь же трудно уследить в каждом народе, ^к и образование народной речи».25
Формирование и развитие правовых институтов,правовых форм, — в терминологии ученого, обусловлено «не одной случай-чостью, не одним личным произволом, а целым ходом истории, строгой
25 Победоносцев К. П. О реформах в гражданском судопроизводстве // Русский вестник. М., 1859. Т. 21. Июнь. Кн. 2. С. 547.
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX и
связью предшествовавших явлений, вследствие коих возникло новое явление по закону исторической необходимости».26 Развитие правовых форм, убежден Победоносцев, определяется ихвнутренней идеей, «истекающей из основ народного духа»; «форма развивается и совершенствуется по мере того, как очищается сознание идеи».27 Правовая форма, «развиваясь последовательно по мере развития общественных отношений... через долгое время достигает того вида в котором можно указать ее место в системе права, обнаружить вполне разумное ее значение».28
Таким образом, ученый рассматривает развитие правовой формы как некийестественный цикл, в который не допускается какое-либо произвольное вмешательство. С помощью органических сравнений Победоносцев поясняет, что подобно тому, как «ни в одном цветке не завяжется плод, если иссохнет центр зиждительной силы образования и обращения соков», точно так же и правовая форма, исчерпав одухотворявшую ее внутреннюю идею, «может обветшать, исполнить свое назначение». Только тогда, наконец, «настанет время отменить ее или заменить новой» (с. 343-344). В частности, в начале 60-х годов в качестве активного участника судебной реформы Победоносцев заявлял о своем размежевании с партией «закоренелых староверов», отстаивающих «каждую букву, лишенную духа, каждую форму, давно отжившую».29 Однако и в этом случае производить институциональные изменения необходимо весьма осторожно, чтобы не вынуть «из механизма общественного снасть, приходившуюся ко всему его строю, и вставить другую, неподходящую». В связи с этим прежде всего необходимо задаться вопросом, «действительно ли условия быта нашего, начала нашей общественной организации и требования государственной идеи... изменились настолько, что осуждаемое нами правило представляется уже излишним и вредным» (Курс, 1,65).
Либеральные реформы 60-х годов, проведенные, как полагал Победоносцев, под влиянием «педантичного доктринерства», сделали
2(1 Победонос1ев К. П. Заметки для истории крепостного права в России // Русский вестник. 1858. Т, 16. Август. Кн. 2. С. 557.
27 Победоносцев К. П. Критика на сочинение М. М. Михайлова о Русском гражданском судопроизводстве до издания Свода Законов 1832 г. // Архив практических и исторических сведений, относящихся до России. СПб., 1859. Кн. 1. С. '•'•
28 Победоносцев К. П. Приобретение собственности и поземельные книги // Русский вестник. 1860. Т, 28. Июль. Кн. 1. С. 211.
29 Победоносцев К. П. О реформах в гражданском судопроизводстве. С, 54о.
К П. ПОБЕДОНОСЦЕВ
актуальной проблему определенияпределов законодательного вмешательства в процесс органического развития права. Победоносцев видит несомненную опасность институциональных преобразований в том, что они посягают на внутреннюю идею правовой формы. Народ, полагает ученый, «под множеством внешних наростов, покровов и форм... утративших в новом мире первоначальное свое значение», «оберегает инстинктивно зерно истины, под ними скрытое... против легкомысленного посягательства» (с. 382). Однако «народные реформаторы», не видя в древнем учреждении ничего, «кроме грубости и обрядного суеверия», готовы «разбить его совсем». При этом, по мнению Победоносцева, они забывают о том, что народ, которому «оно доступно по мере... духовного развития... лишь в этой грубой обрядности», «утратит с обрядностью целое учреждение, утратит, может быть, навсегда, возможность уловить снова заложенную в нем предками идею и облечь ее в новую форму» (с. 382-383).
В период подготовки судебной реформы Победоносцев также критически относился к «вредному направлению педантов-доктринеров», которые «стараются сравнением и взвешиванием сухих форм заменить ясное понимание дела... и в одних этих формах ищут разрешения своей задачи».30 Напрасно ожидать, полагает ученый, что «в новые формы немедленно вселится новый дух». Авторитета старого учреждения, которое «не придумано, а создано жизнью», нельзя заменить «сознанием идеи вновь введенного учреждения», потому что «только отдельные лица могут скоро усвоить себе такое сознание рассудочной силой». Народ же «усваивает себе идею только непосредственным чувством, которое воспитывается и утверждается... не иначе как историей, передаваясь... из поколения в поколение», именно поэтому он «крепко держится за учреждения в привычных ему формах» (с. 382).
Победоносцев выступает также против любой попытки «перенести в наше законодательство готовую, хотя бы и совершеннейшую, форму», предвидя аналогичную опасность для органического развития индивидуально-своеобразной внутренней идеи и соответству-к)Щeй ей правовой формы. Он объясняет это тем, что «иногда, из-за ^ренятой чужой формы, пренебрегая своей собственной, правда, ^убой на взгляд, но еще не сознанной нами, — мы вместе с остав-•ченной формой теряли из виду и то историческое зерно сознания,
30 Тамже.
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫХК в
которое неприметно для нас самих могло таиться в этой старообычной форме».3' Более того, необходимо учитывать тот факт, что «нередко форма, оказавшаяся в одном государстве и у одного народа совершенной и вполне соответствующей своей цели, в другом краю оказывалась неприложимой к жизни; учреждение, которое в одном краю действует с успехом, в другом оказывается несогласным с народными понятиями и нравами». Поэтому он признает неизбежность заимствования правовых институтов только «вследствие чужеземного завоевания», когда «народ терял независимость и самостоятельное бытие свое». С помощью взятого у Савиньи сравнения он доказывает, что подобно тому, как «невозможно вообразить себе, чтобы... народ добровольно отказался от родного языка и принял язык чуждого племени, так же трудно себе представить, чтоб он решился... принять и ввести у себя иноземный порядок».32
Институциональному реформированию Победоносцев противопоставляет естественный процессотмирания правовой формыпосле того, как ее внутренняя идея исчерпала возможности своего органического развития, а также возможность «одухотворения» внутренней идеи и, следовательно,совершенствования правовой формы.
Методологическим фундаментом историко-правовых исследований Победоносцева, положенных им в основу «Курса гражданского права», сталисторический метод, разработанный исторической школой. Ученый отвергает научную ценность изучения права на основании так называемых «общих начал», которым придается «безусловное значение» (Курс, 1, 65). С его точки зрения, юридическая наука не может «довольствоваться одним... систематическим перечислением разнообразных положений Свода [Законов]», но прежде всего должна исследовать «идею, выраженную в каждом положении и... историческое ее развитие». Главная цель юридического исследования, по мнению ученого, состоит в том, чтобы, проследив историческое развитие учреждения «до положения, впервые сознанного и высказанного законодательством... получить ясное понятие о том, из каких потребностей общественной жизни оно возникло, какая идея в нем выразилась... сохранился ли в нем первоначальный дух его и в чем изменился сообразно новым потребностям жизни». Такова, в представлении ученого,идеальная модель исторического метода
31 Победоносцев К. П. Приобретение собственности... С. 222, 211.
32 Победоносцев К. П. О реформах в гражданском судопроизводстве. С. 547.
К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ
исследования права, которое отнюдь не является археологическим коллекционированием «мертвых» правовых форм. «Дело историка», по его мнению, состоит в том, чтобы исследовать, «насколько форма соответствовала содержанию в ту или другую эпоху своего развития», «когда обозначилась и пришла в сознание идея», и указать на потребность «отменить... или заменить новой» старую правовую форму.33
Победоносцев полагает, что исторический метод изучения положительного права «более чем где-нибудь, необходим у нас в России» не только «для юриста-теоретика», но и «для юриста практического». Это связано прежде всего снепрерывностью правовой традиции: в России в отличие, например, от Франции не разорвана «историческая связь между учреждениями старого порядка и новыми уставами гражданской жизни». Соответственно, у нас «ни одного почти учреждения... невозможно оторвать от почвы исторической;
на этой только почве и возможно отыскать смысл и объяснение каждому явлению гражданского права, потому что каждое глубоко пустило корни в историю». Именно поэтому «у нас, более чем где-нибудь, практическая разработка юридического вопроса тесно связана с историческим его исследованием».34
Как «отрешенное от жизни, следовательно, от истины», характеризует Победоносцев знание, приобретенное «из источников иноземных», вследствие которого будущие юристы «незаметно воспринимают... понятия, возникшие посреди истории чужого народа, усваивают начала и формы, на чужой почве образовавшиеся и связанные с экономией такого быта, который далеко отстоитот нашего». Закономерным следствием такого образования становится «ложное понятие о потребностях нашего юридического быта и о средствах к их удовлетворению».35
Особенности «Курса гражданского права» Победоносцева— отсутствие широких теоретических обобщений, строгих логических Дефиниций — объясняются особенностями консервативного мировоззрения Победоносцева, более склонного к историческому описанию правовых институтов, нежели к систематическому развитию право-^и теории. С этим связано также и присутствующее в «Курсе» неприятие в качестве источника права правовой доктрины, являющейся
33 Победоносцев К. П. Критика на сочинение М. М. Михайлова... С. 1-2; 4-5.
34 Там же. С. 1, 11.
35 Победоносцев К. П. Указатели и приложения к «Курсу гражданского пра-•^а». СПб., 1896. С. 87-88.
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫХК и
для него всего лишь субъективным произведением индивидуального разума. В иерархии источников права Победоносцев, как и представители исторической школы, отдает очевидное предпочтениеправовому обычаю, являющемуся выражением коллективного разума народа, запечатлевшего в нем свой правовой опыт.
ГЛАВА 4. Б. Н. ЧИЧЕРИН
Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) — выдающийся русский ученый: историк, химик, зоолог, философ, правовед, политический мыслитель и публицист. В 1849 г. Чичерин окончил юридический факультет Московского университета, а в 1853 г. защитил магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII в.». С 1861 по 1868 г. — профессор кафедры государственного права Московского университета. В 1866 г. защитил в качестве докторской диссертации книгу «О народном представительстве». Через два года вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава. В 1882-1883 гг. являлся московским городским головой. Уволен в отставку по политическим мотивам, остаток дней провел в родовом имении в селе Караул.
За труды по теоретической химии Чичерин по предложению Д. И. Менделеева был избран почетным членом Русского физико-химического общества. Наряду с К. Д. Кавелиным явился основателем и наиболее видным представителем так называемойгосударственной школы в отечественной историко-правовой науке. Представители данной школы, среди которых были С. М. Соловьев, А. Д. Градовский, В. И. Сергеевич, первостепенную роль в историческом развитии России отводили Русскому государству и его политическим институтам.
Значительный вклад Б. Н. Чичерин внес в русскую философскую и философско-правовую мысль. В своих многочисленных трудах он сгегельянских позиций разрабатывал проблемы логики, метафизики, философии истории, права, государства. Выступая последовательным и убежденным оппонентом любых позитивистских теории, Чичерин, наряду с В. С. Соловьевым, явился одним из провозвестников «возрожденного естественного права» в России.
Б. Н. ЧИЧЕРИН
Основные работы: «История политических учений» (в 5 ч., {369-1902); «Собственность и государство» (в 2 ч., 1882-1883); «Курс государственной науки» (в 3 ч., 1894-1898); «Философия права» (1900).
Личность и общество
Рационалистическая теория права Чичерина целиком покоилась наметафизических основаниях, как они были разработаныГегелем, но с существенными корректировками, отчасти заимствованными из философииКанта.
Сама идея права, по мысли Чичерина, возможна только при предположении, что человек есть носительбезусловной ценности,определяющей его достоинство и делающей его целью общественного развития, а не средством к достижению цели. Человеческому разуму присуща идеяАбсолютного, которая никаким опытом не дается, но которая всегда существовала и существует в человеческом роде. На ней основаны все религии и все философские системы. Отсюда Чичерин делал вывод о необходимости признания в человеке духовного начала, которое «полагает незыблемую грань между лицами и вещами».36
Личность — исходный пункт философии права Чичерина, Она имеет независимое от общества метафизическое обоснование, само общество лишь через личность обретает свой смысл и ценность. Поэтому индивидуализм, который заключается в признаниисвободы лица, является для Чичерина «краеугольным камнем всякого истинно человеческого здания» (с. 53).
Другой необходимой предпосылкой права, по мысли ученого, являлся постулатсвободной воли человека. Свободная воля, утверждал он, составляет основное определение человека как человека разумного.
Личность, в представлении Чичерина, обладает следующими основными свойствами.
1. Как постоянно пребывающая сущность личность признает своими «вытекающие из нее действия в прошедшем и будущем» и
36 Чичерин Б. Н. Философия права // Избр. труды. СПб., 1998. С. 42. — Да-лее ^ылки на это издание даются в тексте главы.
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
это признается другими. На такомпризнании основывается постоянство человеческих отношений.
2. Личность есть сущностьединичная, самостоятельный центр силы и деятельности: «...это своего рода атом».
3. Личность есть сущностьдуховная, т. е. одаренная разумом и волей.
4. Воля этого единичного существа признаетсясвободнойи вследствие этого ей приписываютсяправа, т. е. власть распоряжаться своими действиями и присвоенными ей физическими предметами.
5. Личность обладаетдостоинством, в силу которого она требует к себеуважения. «Метафизики выражают это положением, что человек всегда должен рассматриваться как цель и никогда не должен быть низведен на степень простого средства... Последнее есть унижение его достоинства» (с. 47).
Признание Чичериным индивидуализма не следует понимать в этическом, социальном смысле. Речь шла лишь о том, что индивидуум есть некая «самость», некий самостоятельный творческий и духовный центр, который не может быть «упразднен» или принесен в жертву чему-либо более значимому. Само общество, полагает Чичерин, представляет собой лишь разные формы общений между индивидуумами и не является самостоятельной сущностью. «Человек есть существо общежительное; таково первое положение всякой теории человеческого общества», — утверждал ученый; «оно ищет общения с другими» (с. 48). К потребностям, из которых рождается общение, Чичерин относил потребность продолжения рода, духовные, материальные и экономические потребности. Духовные потребности могут удовлетворяться «только взаимным общением между людьми», что делает возможным развитие разума.
Первым явлением духовной жизни в общении людей ученый считалязык, который и позволяет выделиться человеческому обществу из животного царства. «Через посредство языка происходит общение разума; люди понимают друг друга. Этим устанавливается духовная связь между людьми, рассеянными на дальних пространствах. Через это образуются различные группы людей, говорящих на разных наречиях. ...Язык служит выражением племенного ед№ ства. Таким образом, над физиологической связью строится новый мир чисто духовных отношений» (с. 49). Взаимопонимание рассматривается Чичериным как возможность, распространяющаяся на весь человеческий род. «Язык является носителем того высшего духовного
Б. Н. ЧИЧЕРИН
содержания, которое наполняет историю человечества и делает из нее совершенно новый мир, бесконечно возвышенный над всем, что дает (Ьизическая природа со своими механическими и органическими силами» (с. 49-50).
Народности, «составляющиеся из разных племен», демонстрируют, подчеркивал Чичерин, не физиологическую, адуховную связь.«Народность состоит не в личных свойствах, а в общей идее, в признании в других тождественного с собой духовного элемента, единого во многих, т. е. в принадлежности к общей духовной сущности, связывающей отдельные лица не только между собой, но и с отдаленными предками... От этого люди говорят: наш язык, наша история, наша литература, наше отечество. Тут есть общее духовное состояние, которое каждый признает своим и которое является выражением общей духовной сущности, существующей помимо отдельных лиц, но присущей им всем как связующий их элемент» (с. 55).
Рассуждая об истинных и ложных идеалах, мыслитель обосновывает необходимость следования тому общему началу, без которого «нет истинно человеческой жизни». Такое начало мыслитель видел в «гармоничном соглашении тех двух противоположных элементов, из которых слагается общежитие: личности и общества». Для Чичерина — это и есть конечная цель общественного развития. Но именно поэтому «не может быть идеалом ни чистый индивидуализм, отрицающий всякую общественную власть, каковым представляется учение анархистов, ни социализм, всецело поглощающий лицо в обществе. Это две противоположные ветви, выросшие из одного корня, но одинаково основанные на полном непонимании человеческой природы и свойств общежития. Оба являются продуктами бессмысленного отрицания. Идея гармонического соглашения всегда лежит посредине между крайностями» (с. 63).
Понятие права
В представлении Чичерина, идея права рождается из призна-иия человека носителем «сознания Абсолютного», обладающего сво-°Дой и правом требовать ее признания от других. Отсюда возника-ет потребность установления «внутреннего распорядка» между ^соединяющимися для совместной деятельности людей». Необходимо
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ .1C ОВИНЫ XIX и
определить, «что принадлежит каждому», и установить «известные правила для решения споров». Таково происхождение права, которое возникает, подчеркивает Чичерин, «уже на первоначальных ступенях человеческого общежития» (с. 50).
Поскольку духовная природа личности выражается в свободе а общественное начало — в ограничении этой свободы через закон то основной вопрос философии права Чичерин видел в уяснении соотношениязакона и свободы. Поэтому и право определяется им как«взаимное ограничение свободы под общим законом» (с. 50).
Однако в отличие от представителей либеральных правовых теорий, стремившихся утвердить естественные неотчуждаемые права человека, которым придавалось непосредственно юридическое значение, Чичерин неразрывно связывал право сгосударством. В этом, в частности, проявились гегельянские симпатии Чичерина. Как известно, именно Гегель видел в государстве высшее проявление свободы. В то же время, отдавая определенную дань либерально-кантианским идеям, ученый особое значение придавалличным правам,так как был твердо убежден, что источник права заключен все же не в законе, а всвободе. Можно отметить стремление мыслителя синтезировать философию права Канта и Гегеля (эту попытку впоследствии повторил ученик Чичерина — П. И. Новгородцев).
Пониманиеправа каквнешней свободы человека, ограниченнойзаконом, за которым стоитпринудительная сила государства, и заключает в себе, по мнению Чичерина, главное отличие права от нравственности.
Для разграничения области свободы ученый использовал учение Аристотеля о двух видахсправедливости: справедливости, или правде,уравнивающей и правдераспределяющей. Справедливость прежде всего естьравенство, которое вытекает из самой природы человеческой личности: все люди — разумно-свободные существа, все созданы «по образу и подобию Божьему» и, как таковые, равны между собой. Признание этого коренного равенства составляет высшее требованиеправды, которая с этой точки зрения носит название «правды уравнивающей». Люди равны в свободе — отсюда требование равенства всех перед законом. Однако равенство необходимо соблюдать и между тем, что дается, и между тем, что получается^. Там, где происходит распределение прав, обязанностей и почестей сообразно со способностями, заслугами и назначением, действует «правда распределяющая» — начало, основанное на равенстве не
Глава • |
Б. Н. ЧИЧЕРИН |
арифметическом, а пропорциональном. Люди, равные в одном отношении, могут оказаться неравными в другом. Обоим видам равенства более всего соответствует своя область государственной жизни: арифметическому равенству — гражданская, пропорциональному — политическая; так же как и своя область права, — частного и публичного соответственно. Оба начала должны гармонично сочетаться в государстве, основанном на союзевласти и права.
Государство, по мысли Чичерина, воздвигается над гражданами и общественными союзами каквысший порядок, который, однако, не уничтожает, а только восполняет частные отношения, зиждущиеся на свободе. Именно государство является в его теории носителем всех высших начал и представляет собой«объективный организм» — воплощение развивающихся в истории человечества мировых идей. Поэтому Чичеринне признавал либеральногоучения о неотчуждаемых естественных правах человека, существующих помимо государства, но не признавал и притязаний государства самовольно распоряжаться человеческими правами, имеющими основание не в прихоти законодателя, а в самойидее человеческой личности. Мыслитель был убежден, что «там, где человеческая личность не признается, там нет истинно человеческого общежития... Там есть внешнее насилие, а не разумное устройство» (с. 53). Парадокс Чичерина заключался в том, что он возрождал один вариант рационалистического естественного права (права как идеи разума), критикуя другой вариант той же доктрины (естественных неотчуждаемых прав).
Государство для Чичерина являлось помимо всего еще и «организацией народной жизни». В государстве народ становитсяисторической личностью и исполняет своеисторическое предназначение. Поэтому, утверждал ученый, в государстве выражаются физиологические идуховные свойства народа. Каждый народ имеет свои особенности, данные природой и выработанные историей. Для отдельного человека эта общая, охватывающая его среда, в которой он рождается, живет и умирает, к которой он принадлежит как часть к Целому, называется отечеством. Идея отечества, когда она получает общую организацию, устраиваясь как одно целое, имеющее одну волю, становится государством. Таким образом, государство, по определению Чичерина, естьорганизованное отечество.37
37 Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Т. 1. Общее государственное "Раво.М., 1894. С. 9.
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ1ЗДХ .
В целом Чичерина можно отнести к представителямлиберального консерватизма, основная идея которого как раз и выражалась в обосновании необходимости гармоничного сочетания интересов личности и общества (государства), права и власти. «Только энергия разумного и либерального консерватизма может спасти русское общество от бесконечного шатания, — писал Чичерин еще в 60-е годы XIX века. — Если эта энергия появится не только в правительстве но и в самом народе, Россия может без опасения глядеть на свое будущее».38
К мыслителям-правоведам либерально-консервативного направления можно отнести также В. С. Соловьева, Н. М. Коркунова, И. А. Ильина, С. Л. Франка, П. Б. Струве, А. С. Ященко, Н. Н. Алексеева и др.