Методология общей теории государства и права. Значение общей теории государства и права для системы юридических наук
Под методом науки понимается устойчивая система способов, приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания.
У ТГП нет особых методов. Но есть особая группировка методов, т.е. особая методология, Можно выделить 3 уровня:
1. философский — всеобщий, универсальный;
2. общенаучный;
3. частнонаучный.
+4) частноюридический.
Все методы ТГП в зависимости от степени их распространенности можно привести в следующую систему.
1. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую гос-во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм – с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика – с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.
2. Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.
Анализ – это условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.
Синтез - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.
Системный подход - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований гос-ный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.
Функциональный подход - ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции гос-ва и отдельных его органов, функции права и его норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д.
Метод социального эксперимента - связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению, первоначально, только в девяти регионах РФ присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.
3. Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.
Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.
Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.
Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.
Можно выделить так же два частноюридических методов: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как «существенный вред», «юридическое лицо», «смягчающие вину обстоятельства»), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания и т.п.
Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы обнаруживаем, что между ними есть сходство, но есть и определенные различия, присущие им исторически.
При рассмотрении развития самого ТГП и ее влияния на другие юрид науки необходимо учитывать следующие аспекты:
идеологический раннего существования
роль современного более глубока, чем даже 20 лет назад;
не начальная дисциплина, а более глубокая;
появление теории отраслей права.
Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:
1) технические (например, механика);
2) естественные (например, физиология);
3) гуманитарные.
Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.
Юридические науки относятся к гуманитарным наукам. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды:
– теория государства и права;
– историко-правовые науки (история государства и права', история политических и правовых учений);
– отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п. право);
– прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.).
ТГП тесно взаимодействует с философией, весьма активно используя ее методы (метафизику и диалектику) и категории (сущность и явление, содержание и форму, возможность и необходимость, цель и средство т.д.). В свою очередь, ТГП дает материал о гос-ве и праве для философских обобщений.
Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), ТГП рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Например, анализируя гос-во как составную часть полит-ой системы наряду с другими ее элементами – партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность этого гос-ва, его место и роль в политической организации данного общества.
С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции гос-ва, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).
В системе юридических наук ТГП занимает особое место. Общность ТГП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).
По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования гос-ва и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.
Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать «отраслевую» научную информацию.
Взаимодействие же ТГП с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве.
Таким образом, особенность ТГП как науки состоит в том, что она является:
– гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – гос-во и право (этим она отличается от технических и естественных наук);
– политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);
теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).
Светское государство.
Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.
В отличие от этого, государство может находиться и в иных отношениях с религией и церковью. Истории известны, особенно в древности, случаи, когда государственная власть непосредственно находилась в руках духовенства, церкви, а вся деятельность ее органов основывалась прежде всего на догматах соответствующей веры. Такое государство, выступающее прямой противоположностью светского, называется теократическим (от греч. theos — Бог и kratos — власть). В новейшей истории такими государствами были, например, Монголия до 1921 г. и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г. Сегодня это — редчайшее исключение, представленное государством Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский. От теократического государства следует отличать государство клерикальное, в рамках которого религия, церковь не слиты с государством, но и при этом оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной и государственной жизни, включая политику, судебную систему, систему образования и т.д. Ярким примером такого государства сегодня является Иран.
Для светского государства в принципе характерно признание церкви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Вместе с тем в таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы образования от церкви, религиозных объединений и признание ее светского характера и др.
Об общих основах взаимоотношения государства и религии уже говорилось при рассмотрении конституционных основ духовной жизни (§ 4 гл. 3). Дополним сказанное еще рядом соображений. Светский характер государства по-разному закрепляется в конституциях различных стран мира. В одних из них (например, во Франции и России) государство прямо и определенно именуется светским; другие содержат положения об отделении церкви, религиозных объединений от государства (например, ст. 41 Конституции Португалии); третьи говорят, что государство и церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере (например, ст. 7 Конституции Италии); четвертые провозглашают, что «никакая религия не может быть государственной» (ч. 3 ст. 16 Конституции Испании) или что «государство гарантирует, что не будет покровительствовать какой-либо религии» (ч. 2 ст. 44 Конституции Ирландии), и т.д.
Конечно, светское государство в чистом виде не может и не должно возводить какую-либо религию в ранг государственной (официальной), признавать ее обязательной или как-либо особо выделять ее или покровительствовать ей. Но в реальной жизни во многих демократических странах нередко официально признается особая роль той или иной религии, исходя из ее действительного места в реальной жизни соответствующего общества и государства. И от этого они не перестают быть светскими государствами, тем более что такое признание происходит на общем фоне демократических установлений о равенстве всех перед законом независимо от религиозной принадлежности, свободе вероисповедания, невмешательстве государства в дела церкви, нейтральности образования, уважения религиозных верований меньшинств и т.д. Так, в ст. 3 Конституции Греции в качестве господствующей в этой стране закрепляется восточноправославная религия и в то же время устанавливается (ст. 13), что: свобода религиозного сознания неприкосновенна; пользование личными и политическими правами не зависит от религиозных убеждений каждого; всякая известная религия свободна и осуществление ее культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона; отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается; прозелитизм (т.е. обращение других в свою веру) запрещается; служители всех известных религий находятся под таким же надзором государства и несут перед ним такие же обязательства, что и служители господствующей религии и т.д.
В Конституции Дании официальной церковью страны, пользующейся поддержкой государства, признается евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), устав которой устанавливается законом (ст. 66). И в то же время в ней отмечается, что: граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка (ст. 67); никому не может быть отказано на основании его убеждений или происхождения в обладании полным объемом гражданских и политических прав и никто не может по указанным причинам уклоняться от соблюдения каких-либо общепринятых гражданских обязанностей (ст. 70); никто не может быть принужден делать частные пожертвования какой-либо иной церкви, помимо той, к которой он принадлежит (ст. 68); правила, относящиеся к религиозным сообществам, не входящим в лоно официальной церкви, также устанавливаются законом (ст. 69). Кстати сказать, статус светского государства не исключает на практике возможности оказания определенной материальной помощи церкви в целях обеспечения прав религиозных меньшинств. Особая, исключительно важная роль Грузинской Православной Церкви в истории грузинского народа закрепляется и в Конституции Грузии (ст. 9), в которой одновременно признается полная свобода убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства и др.