На пути к целостной системе

Современником Ф. Скорины был выдающийся белорусский поэт, гуманист и просветитель Николай Гусовский (около 1480–1533 гг.)[87]. Наиболее значительным его произведением была «Песнь о зубре» (1522). В нем поэт выступил выразителем важных идей национальной государственности. В его «Песне» составным элементом является призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антивоенный пафос. Н. Гусовский первый в славянской литературе увидел и отразил проявления кризиса политической системы Великого княжества Литовского, с возмущением писал о бедствиях простых людей, разбое и произволе угнетателей, защищал идеалы добра, справедливости и гуманизма.

Белорусский гуманист и мыслитель XVI в. Михалон Литвин около 1550 г. написал социально-политический трактат «О нравах татар, литовцев и москвитян» (издан в 1615 г. в Базеле на латинском языке), в котором провел сравнительный анализ правовых систем, обычаев и законов, организации управления и суда в татарском, литовском и Московском государствах[88]. Основные элементы идеологии национальной государственности нашли отражение и в этой работе. М. Литвин считал, что сильная государственная власть должна базироваться на справедливых и разумных законах, считаться с общественной моралью, в своей деятельности руководствоваться национальными интересами Великого княжества Литовского. В своем труде М. Литвин не обошел вниманием проблему совершенствования политической системы общества и реформирования существующих институтов власти[89]. Основу справедливого общества мыслитель видел в социальном равенстве. Он придерживался концепции «идеального» правителя, справедливого управления и правосудия.

Дальнейшее развитие идей национальной государственности связано с Реформацией, которая носила антифеодальный характер и была направлена против католической церкви. Видными представителями и идеологами Реформации в ВКЛ были Андрей Волан (1530–1610 гг.)[90] и Лев Сапега (1557–1633 гг.)[91]. А. Волан активно участвовал в политической жизни Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: неоднократно избирался послом (депутатом) от шляхты Ошмянского повета в общегосударственный сейм, был королевским секретарем, выполнял различные дипломатические поручения. Им написано и опубликовано не менее 26 произведений. Свои идейно-политические взгляды он изложил в таких работах, как «О политической и гражданской свободе» (1572), «Речь к сенату» (1573), «О государе и его добродетелях» (1608) и др. В них также содержались основные элементы концепции идеологии национальной государственности, которые были заложены в трудах Скорины, Гусовского, Литвина. А. Волан обращал внимание на правильные и неправильные формы государственного правления, осуждал тиранию как неправильную его форму, а демократию отождествлял с политией. А. Волан был сторонником и идеологом теории «естественного права», выступал за равенство всех сословий перед законом, считал, что законы являются гарантией свободы и справедливости, а правопорядок в государстве должен опираться на «мудрость и справедливость» власти. В своих трудах он отстаивал идею общего блага. Считал, что институты политической власти, права и управления есть ни что иное, как результат человеческой деятельности, а не проявление божественной воли, это – лишь объекты воплощения рациональных поисков и мудрости людей, чтобы обеспечить общее благо[92].

В своих речах Л. Сапега подчеркивал, что всякая власть, если она не будет опираться на право и ограничивать свою деятельность законами, неизбежно выродится в тиранию. Свои взгляды он частично реализовал при подготовке III Статута Великого княжества Литовского (1588 г.), возглавляя государственную комиссию по разработке его проекта. Будучи канцлером ВКЛ (1589–1623 гг.), Л. Сапега много внимания уделял разработке нормативных правовых актов, направленных на утверждение принципов народовластия и свободы в государстве. Сущность этих принципов он видел в таких неотъемлемых правах человека, как право на собственность, личную безопасность, свободу политического и религиозного выбора, защиту национальной государственности[93]. В своей политике Л. Сапега отстаивал идею суверенитета ВКЛ в составе федеративной Речи Посполитой, неуклонно придерживался 12-й статьи III раздела Статута ВКЛ 1588 г., который запрещал гражданам Королевства Польского скупать земли на территории ВКЛ.

Значительный вклад в развитие идеи национальной государственности внес Сымон Будный (1530–1593 гг.)[94]. В целом его гуманистические взгляды были связаны с его реформационной деятельностью и находили выражение в борьбе за утверждение идеалов свободы человеческой личности. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) С. Будный выступил с критикой сущестовавшей политической системы, которая базировалась на господстве феодальной олигархии (магнатов), обосновал свой политический идеал – монархию, ограниченную сословным представительством и законом во главе с просвещенным монархом, требовал введения принципа равенства всех сословий перед законом, отстаивал идею справедливости и правосудия. С. Будный осуждал многочисленные кровавые войны XVI в., которые постоянно разоряли страну. Он призывал славянские народы-соседи к миру и всестороннему сотрудничеству. Заслуживают внимания его размышления о проблемах войныи мира, призыв к гражданам защищать свою Родину[95].

Идеи С. Будного были во многом созвучны взглядам другого выдающегося национального мыслителя и общественного деятеля Василия Тяпинского (около 1540–1604 гг.)[96]. Он также осуждал произвол феодальной олигархии, выступал в защиту прав белорусского народа: на образование, свободу совести, собственности, индивидуальности, критиковал церковные власти за то, что они не заботятся о развитии образования и национальной культуры[97]. В. Тяпинский призывал восточных славян жить в мире и дружбе, постоянно повторял, что единство восточных славян заложено в их исторических корнях. Служение Родине – это основной долг честного человека, гражданина и патриота, отмечал он.

Важную роль в формировании концепции национальной государственности сыграли представители социальной утопии. Это были деятели эпохи Реформации из числа антитринитариев-радикалов[98]. Они защищали интересы городской бедноты и крестьянских масс, подвергавшихся жестокой эксплуатации. Среди них наиболее последовательно интересы угнетенных отстаивали такие гуманисты, как Петр Гезка из Гонендза, Мартин Чаховиц, Якубиз Калиновки (Калиновский), Павел из Визны. Подвергнув критике существующие социальные отношения, они требовали уничтожения эксплуатации путем организации справедливого миропорядка, утверждения идеалов добра и справедливости во имя торжества на земле «Царства Божьего», при котором не будет имущественного и социального разделения людей, исчезнут начальники и подчиненные, будут ликвидированы все институты государственной власти. В идеологии представителей социальной утопии прослеживается призыв к введению новых элементов в политическую самоорганизацию общества. Значительно позднее они будут представлены в качестве составных частей гражданского общества.

Таким образом, в XVI – начале XVII вв. в трудах наиболее видных представителей социально-политической мысли Беларуси были изложены мысли, на которых формировалась идеология национальной государственности. К этим воззрениям можно отнести:

· социальное равенство и социальная справедливость;

· правовое государство;

· служение институтов государственной власти всему народу;

· необходимость развития самоуправляемых структур гражданского общества;

· наука и образование – основа социального прогресса.

Попытку практического выполнения этих идей и принципов можно проследить на примере деятельности наиболее видных представителей реформационного движения в Великом княжестве Литовском.

Среди них были такие личности, как Г.А. Ходкевич, благодаря которому получили кров, защиту и возможность продолжить издательскую деятельность Иван Федоров и Петр Мстиславец. Патриотами своего отечества были Лукаш и Кузьма Мамоничи, в Виленской типографии которых были изданы такие книги, как «Трибунал» и «Статут ВКЛ» (1588). Значительная роль в распространении национальной идеологии отводилась печатному слову. Благодаря патриотическим усилиям князя Николая Радзивилла Чёрного были основаны Брестская и Несвижская типографии, где были напечатаны произведения У. Региуса, С. Зарембы, Г. Булингера, С. Зака, Б. Граицкого, Я. Казановского и других авторов[99].

Просветительская деятельность белорусских гуманистов способствовала усилению влияния идеологии национальной государственности на общественное сознание. Это проявилось в том, что в XVII в., вошедшем в историю Беларуси как «кровавое столетие» – время тяжелых и затяжных войн, когда экономика приходила в состояние глубокого кризиса и запустения, национальная идеология продолжала жить. Широкий резонанс в обществе в XVII в. получили идеи Казимира Лыщинского (1634–1689 гг.), который в книге «О несуществовании бога» отстаивал идеи социальной свободы, справедливости и равенства, защищал право на свободу совести, идею правового государства, осуждал войны, вся тяжесть которых ложилась на плечи народ[100].

Другим наиболее ярким представителем социально-политической мысли Беларуси XVII в. был уроженец Витебщины, профессор Виленской Академии А. Олизаровский (1618–1659 гг.), который написал книгу «О политической общности людей» (1651)[101]. Его идеи были созвучны идеям Т. Гоббса и Д. Локка. Как и английские мыслители, А. Олизаровский значительное внимание уделял освещению сути рационализма и либерализма в политике и социальном устройстве общества. Будучи сторонником теории общественного договора, защищал идею свободы человеческой личности. Согласно его учению, политическая суть государства, институтов власти в целом состоит в том, чтобы обеспечить реализацию интересов людей, их право на создание гражданских политических союзов-общностей. Идея государства есть идея «создания из множества поселений союза и объединения людей, связанных правом», где гражданами должны быть все жители, а не только представители правящего класса, считал А. Олизаровский. У государства, которое игнорирует право, отрицает необходимость реализации принципов политического союза, основанного на договоре (фактически конституции), нет будущего, доказывал А. Олизаровский. Тирания и произвол правителей всех уровней, несправедливость и неравенство – вот те факторы, которые ведут государство к гибели, указывал он. В его учении народ выступал фактически источником власти и государственности.

Наши рекомендации