На пути к союзному государству
Ушел в историю XX век — век величайших научных открытий и выхода человека за пределы Земли, серьезных испытаний нашей цивилизации, трагических ошибок и заблуждений. В новое тысячелетие человечество вступает с впечатляющими достижениями своего разума, умудренное как позитивным, так и негативным опытом совместного проживания на нашей прекрасной планете. И, похоже, здравый смысл все больше и больше определяет магистральное направление мирового развития.
В результате экономических кризисов и революционных потрясений, многочисленных разрушительных, кровопролитных войн и межнациональных конфликтов, распада старых и образования новых государств человеческое сообщество оказалось перед ответственным выбором: либо продолжать бессмысленное наращивание средств решения международных проблем с позиции силы, либо вести настойчивый поиск разумных решений и норм сосуществования государств во имя благополучия нынешнего и будущих поколений.
Сегодня со всей очевидностью можно утверждать: побеждает исторически оправданная, объективно закономерная тенденция — тенденция к интеграции государств. Даже находясь в разных уголках земного шара, страны вольно или невольно влияют на экономику и политику друг друга, поэтому вынуждены вести диалог, договариваться между собой. Если же они расположены на одном материке, а тем более являются близкими соседями, то и вовсе «обречены» на добрые отношения, ибо только в этом случае могут быть созданы благоприятные условия для социально-экономического подъема каждой страны, для духовного, культурного и социального развития каждого народа. Яркий пример тому — нынешняя Европа, где воевавшие между собой на протяжении многих веков государства сегодня прилагают максимум усилий к объединению. Отстаивая, как и прежде, свои национальные интересы, они в то же время активно сотрудничают в рамках образованного ими союза современного типа во имя процветания и обеспечения мирной, достойной жизни своих граждан.
Стремление государств и народов к единению и всестороннему взаимодействию особенно заметно проявилось после распада СССР, причем во многих регионах мира. Эта крупнейшая геополитическая катастрофа прошедшего столетия, от которой пострадали, прежде всего, народы, некогда жившие в единой, дружной многонациональной семье, веками создававшие свой братский союз, стала поучительным уроком для всех народов планеты. Слишком трагичен ее исход, слишком велики человеческие жертвы, слишком ощутим материальный и нравственный урон, чтобы не помнить об этом. Хотелось бы верить, что человечество в полной мере усвоит тяжелый для него урок.
Нам же, к сожалению, суждено учиться на своем горьком опыте и исправлять собственные ошибки. К счастью, мы быстро пришли к пониманию ошибочности и пагубности курса на национальную самоизоляцию, размежевание, разрыв десятилетиями сложившихся хозяйственных связей со своими ближайшими соседями и братскими народами. И в этом бесспорно выдающаяся роль принадлежит Президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Он был одним из тех немногих политиков, кто сразу понял всю опасность развала великой многонациональной страны и тяжесть последствий трагедии для населяющих ее народов и, безусловно, первым из них, кто публично, открыто и недвусмысленно заявил о ней. Насколько это было непросто сделать в то время, может сейчас осознать только тот, кто сам пережил его и помнит ту атмосферу отрицания и охаивания своего прошлого, эйфорию людей, одурманенных какой-то безумной идеей возможности достижения высочайшего уровня жизни по мановению волшебной палочки после объявления суверенитета и независимости. Это был крайне трудный, переломный период в жизни стран, образовавшийся после развала Советского Союза. Попросту говоря, смутное время — время экономического хаоса и авантюр политиканов, социальных неурядиц и духовного кризиса.
Будучи еще совсем молодым политиком, А.Г.Лукашенко, тем не менее, проявил просто потрясающую политическую мудрость и дальновидность. Он стал первым из президентов вновь образовавшихся на постсоветском пространстве государств, кто твердо взял курс на интеграцию, на восстановление нарушенных политических, хозяйственных и культурных связей со странами СНГ и, прежде всего, с Россией. Более того, курс на самое тесное единение с российским народом являлся в 1994 году одним из основных положений предвыборной программы еще кандидата в Президенты Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, одержавшего просто ошеломляющую победу над своими конкурентами.
Обретя в результате развала СССР государственный суверенитет, Республика Беларусь оказалась наедине с многочисленными сложнейшими проблемами. Сразу все их решить было невозможно, а народ ждал от новой власти конкретных действий. Нужно было определить и расставить внешнеполитические приоритеты, выбрать главное направление приложения сил в экономике, выработать социальную политику. Лидеры новых государств ринулись на Запад в надежде получить валютные кредиты и политическую поддержку. Республика Беларусь во главе с А.Г.Лукашенко сразу же взяла курс на самое тесное сближение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.
Тогда Россия переживала крайне трудный период своей истории. Едва ли не со всех сторон раздавались в ту пору советы белорусскому Президенту делать ставку на развитие отношений со стабильными и экономически благополучными западными странами. Но на референдуме в мае 1995 года наш народ напрочь отверг, «опрокинул» эти советы, убедительно продемонстрировал свое стремление жить в братском союзе с народами России и тем самым поддержал своего Президента, подтвердив правильность избранного им пути.
А.Г.Лукашенко неоднократно заявлял, что стратегических партнеров выбирают не на один день. Выбор стратегического союзника не должен определяться по принципу: если в стране кризис — мы с этой страной дружить не будем, а если нет кризиса — друзья. Россия была, есть и будет великой державой. Рано или поздно, преодолев экономический кризис, она вновь станет сильной, процветающей страной. Что же касается экономически благополучных западных стран, то наше государство готово к взаимовыгодному и равноправному сотрудничеству с ними. Однако Запад, заявляя об открытости своей экономики, на самом деле «отгородился» от государств, возникших на территории бывшего СССР, квотами и тарифами, не позволяющими развивать равноправное торгово-экономическое сотрудничество.
Новейшая история белорусско-российских отношений, которая ведет свой отсчет от распада СССР, отмечена многими важными вехами. Напомним основные этапы интеграции, пройденные Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Это позволит еще раз убедиться в твердости и последовательности политического курса белорусского государства на интеграцию с Россией.
26 июня 1992 года были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
6 января 1995 года Беларусь и Россия заключили Соглашение о Таможенном союзе.
21 февраля 1995 года президенты двух стран подписали в Минске Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на десять лет.
26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Председателем Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдиным был убран пограничный столб. Это означало ликвидацию границы между Беларусью и Россией.
27—28 февраля 1996 года состоялся первый официальный визит белорусского Президента в Российскую Федерацию. Именно тогда А.Г.Лукашенко приехал в Москву с предложениями, направленными на тесное сближение двух стран. Через месяц они обрели форму межгосударственного договора. Так был запущен механизм объединительного процесса.
2 апреля 1996 года Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Это решение было объективным и закономерным, поскольку отвечало жизненным интересам двух братских народов. В то же время оба президента хорошо понимали, что ни о потере суверенитета, ни о выходе наших стран из мировой системы координат речь не идет. Участвуя в Сообществе, каждая из Сторон сохраняла государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свою Конституцию, Государственный флаг, Герб, Гимн и другие атрибуты государственной власти. Согласно Договору оба государства оставались субъектами международного права, сохраняли свое членство в ООН и других международных организациях, что не противоречило и нашим обязательствам в рамках Содружества Независимых Государств.
Принципиальный ответ на вопрос, что представляет собой межгосударственное объединение, содержался в статье 1 вышеназванного Договора, которая гласит: «Стороны решили на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности».
Это событие стало поистине историческим. Учитывая его исключительную важность, в обоих государствах был установлен праздник – День единения народов. Он отмечается ежегодно
2 апреля — в день подписания первого интеграционного договора между Беларусью и Россией.
Однако Договор об образовании Сообщества Беларуси и России не позволял задействовать весь имеющийся потенциал интеграции, во многом сковывал действия органов исполнительной власти Беларуси и России и интеграционных структур.
Убедившись, что форма Сообщества не в полной мере отвечает интеграционным задачам, ровно через год, 2 апреля 1997 г., А.Г.Лукашенко и Б.Н.Ельцин подписали новый межгосударственный договор — Договор о Союзе Беларуси и России, а 23 мая того же года — и Устав Союза Беларуси и России. Договор и Устав составили, таким образом, основополагающие учредительные документы Союза. С их подписанием процесс интеграции обрел второе дыхание.
Союз Беларуси и России признала Организация Объединенных Наций. В сентябре 1997 г. секретариат ООН зарегистрировал Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза Беларуси и России.
Для придания всей интеграционной работе большей целеустремленности и организованности была утверждена Программа первоочередных действий по реализации положений Договора о Союзе и Устава Союза Беларуси и России. В Программе особое внимание обращалось на решение вопросов, связанных с синхронизацией экономических реформ, формированием равных условий для деятельности хозяйствующих субъектов, введением системы государственной поддержки и защиты интересов товаропроизводителей, стимулированием развития малого и среднего бизнеса, выработкой единых подходов к взаимодействию во внешнеэкономической сфере, образованием общего рынка в области энергетики, транспорта и связи, подготовкой и реализацией совместных программ, созданием условий для реального обеспечения взаимной конвертируемости национальных валют.
В то же время для придания процессу необратимого характера нужны не только договоры и соглашения на межгосударственном и межправительственном уровне, не только согласованные действия министерств и других государственных структур. Интеграция должна идти не только сверху, но и снизу, должна быть востребована самой жизнью. И в этой ситуации А.Г.Лукашенко ясно и четко сформулировал тезис о необходимости налаживания и развития регионального сотрудничества. Насколько правильным и своевременным был этот шаг, мы все сейчас понимаем. Тогда же некоторые российские чиновники не только не поддержали инициативу белорусского лидера, но и пытались воспрепятствовать его поездкам в российские регионы. Тем не менее, личные поездки А.Г.Лукашенко в регионы Российской Федерации придали авторитет, уверенность в безусловном выполнении подписанных договоров и соглашений. Это уже потом после первых визитов Президента такое же доверие приобрели визиты Премьер-министра, правительственных делегаций. Укрепление связей на региональном уровне дало сильнейший импульс развитию торговли, восстановлению рациональных хозяйственных цепочек, стало надежным фундаментом всей белорусско-российской интеграции.
В начале 1996 года Республика Беларусь имела устойчивые связи лишь с шестью регионами России (Москва, Краснодарский край, Московская, Тюменская, Мурманская, Волгоградская области).
Благодаря состоявшимся визитам, консультациям, переговорам и соглашениям между Правительством Республики Беларусь и администрациями субъектов Российской Федерации о развитии торгово-экономического сотрудничества Республикой Беларусь в настоящее время установлены системные торговые связи со всеми субъектами Российской Федерации. Во взаимных поставках продукции участвуют предприятия Беларуси и субъекты хозяйствования 79 регионов России (в 1996 году их было 37).
Сегодня межрегиональное сотрудничество стало основным руслом, по которому движется поток белорусских и российских товаров, осуществляются межгосударственные кооперационные поставки и прямые связи между субъектами хозяйствования. Именно с развитием отношений между регионами начали быстро наращиваться объемы взаимной торговли.
Товарооборот между Беларусью и Россией в 2000 году возрос по сравнению с 1996 годом в 1,4 раза и превысил 9,3 млрд. долларов США. И это с учетом финансового кризиса 1998 года, который фактически одномоментно снизил объем взаимной торговли на четверть.
Сегодня доля Российской Федерации в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь составляет около 60%. Беларусь также является одним из ведущих внешнеторговых партнеров Российской Федерации и заняла по итогам 2000 года второе место после Германии.
Внешняя торговля, по существу, в последние годы перестала быть прерогативой только республиканских органов Беларуси, равно как и федеральных — в России. Региональное сотрудничество в рамках Союза Беларуси и России формировалось и развивается на принципах равного партнерства и взаимной выгоды, а это самый надежный гарант того, что никому не удастся их разорвать.
Значительно возросла результативность интеграционного процесса между двумя государствами после принятия бюджета Союза Беларуси и России на 1998 год (впервые на постсоветском пространстве общего бюджета двух суверенных государств), из которого более 90% средств направляется на реализацию совместных экономических, социальных, научных, культурных проектов и программ. В их реализации участвует около 180 предприятий Республики Беларусь и свыше 250 России.
25 декабря 1998 года Президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписывают Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России и выступают с совместным заявлением о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств — участников Союза. Одновременно заключены Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
Подписание 8 декабря 1999 года президентами двух государств Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации о реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений, определило основные направления и этапы дальнейшего развития интеграции Беларуси и России.
Главная цель интеграции — улучшение жизни народов, создание условий для повышения благосостояния людей, свободного всестороннего развития россиян и белорусов. Это постоянно и настойчиво подчеркивал и подчеркивает А.Г.Лукашенко, определяя задачи интеграционным органам. Являясь Председателем Высшего Совета, сначала Сообщества, затем Союза Беларуси и России, а теперь Высшего Государственного Совета Союзного государства, он инициировал принятие целого ряда решений союзных органов по социальным проблемам, которых с нетерпением ждали белорусы и россияне. И такие шаги были сделаны в первоочередном порядке.
Например, первым решением Исполнительного Комитета Сообщества было постановление от 11 апреля 1996 года «О равных правах граждан на получение образования», в соответствии с которым обеспечивается доступность и равные права граждан обеих стран в получении среднего, высшего и послевузовского образования всех видов, а абитуриенты поступают в высшие учебные заведения на основе действующих правил приема в вузы принимающей стороны.
Далее, 16 мая 1996 года было принято постановление Исполкома «О взаимном предоставлении гражданам Беларуси и России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи», согласно которому каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи, при этом взаиморасчеты за оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально опасных заболеваний не производятся.
На втором заседании Высшего Совета Сообщества, которое проходило 22 июня 1996 года в Бресте, был принят целый ряд документов, непосредственно затрагивающих интересы граждан Беларуси и России. Среди них решения «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», «О беспрепятственном обмене жилых помещений», «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий чернобыльской катастрофы», «О выделении средств на проведение капитального ремонта и реставрации мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».
Большое значение в выравнивании прав и социальных гарантий белорусов и россиян имел и Договор о равных правах граждан, о котором уже говорилось выше.
За истекшие годы интеграции нам довелось изведать и пережить многое. Пройден, пожалуй, самый трудный, самый «ухабистый» отрезок тернистого, но поистине исторического пути. Усилиями, настойчивостью президентов, политиков, хозяйственных руководителей, простых граждан Беларуси и России достигнут главный результат — наши народы, вопреки всем препятствиям и преградам, снова объединились.
Белорусско-российская интеграция, как и любое историческое явление, устремлена в будущее. Каким будет это движение? Что оно принесет нашим народам? Ответы на эти вопросы получит поколение, которое придет нам на смену. Мы же, начав великое дело, должны много и упорно работать во имя осуществления поставленной цели. Нам нужно строить Союзное государство.
Наше межгосударственное объединение — не замкнутая система. Союзное государство открыто для других стран и, в первую очередь, братских народов СНГ, которые имеют схожий с нами исторический опыт, где примерно такой же уровень социально-экономического развития, перед которыми стоят те же проблемы.
Мы — не идеалисты. Мы — прагматики. Нам совершенно ясно, что другие страны присоединятся к нам только в том случае, если Союзное государство станет своего рода моделью для подражания, будет сильным и привлекательным, если мы обеспечим своим гражданам мирную и достойную жизнь, благополучие и процветание.
Контрольные вопросы
1) Какими причинами был обусловлен распад советской государственности?
2) Как воспринимало население нашей страны деятельность политических элит по изменению существующей политической системы?
3) Дайте краткую характеристику социально-экономической и политической ситуации в Беларуси в начальный период формирования идеологии белорусской государственности.
4) Почему политической элитой было принято решение о переходе к президентской форме правления? Как оценивало население и лидеры политических партий переход к президентской форме правления?
5) В чем состояла суть конфликта, возникшего между ветвями власти в 1996 году? Как он был воспринят гражданами республики?
6) Охарактеризуйте круг социально-экономических и политических проблем, которые сохраняют свою актуальность в современный период укрепления белорусской государственности?
7) Каковы основные этапы становления союзного государства Беларусь – Россия?