Религиозные правовые системы
К религиозным правовым системам относятся в основном мусульманское, индусское право, право восточных государств. Это следующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др. К семье традиционного права относятся в основном правовые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар и др.Основными источниками мусульманского права являются: Коран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское священное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии исламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по аналогии). «Несостоятельность Корана как основополагающего источника права обусловила появление другого божественного источника, призванного восполнить его неполноту, - сунны, т.е. преданий (хадисов) о словах, делах и поступках пророка Мухаммеда. Каждый хадис содержит основание (иснад), т.е. перечень его передатчиков, при этом наибольшим авторитетом пользуются хадисы, исходящие от ближайших сподвижников пророка, его родственников и друзей. Нормы хадисов применялись при неполноте или пробельности положений Корана».Нормы, содержащиеся в Коране и сунне, в основном и составляют право ислама (шариат), которое в тоже время смешано с нормами религии и морали. В тоже время в исламском праве наблюдается постоянная эволюция юрид. источников, связанная, в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Использование рациональных источников европейского права привело к необходимости приспособления мусульманского права к современным условиям существования права и обусловило появление новых форм права на основе применения правила «иджтихада». Возросла роль мудждахидов (толкователей) в формировании современного мусульманского права. Кияс (суждение по аналогии) сохраняет свое важное значение после Корана и сунны, имеет важное значение в случае пробельности зак-ва. Акты глав (правителей) мусульманских государств по отношению к этим источникам имеют подчиненное значение. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших законов и кодексов (усиливается роль закона как источника права). В отраслях регулирования, связанных с личным статусом, влияние мусульманского права является сильным, в отраслях публичного права сохраняют свое действие лишь отдельные институты мусульманского права, в авторском, изобретательском, компьютерном праве и других влияние мусульманского права отсутствует.Анализ нормативного содержания мусульманского права показывает, что не все юрид. нормы в равной степени основаны на исламе как системе религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уголовно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизменяемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования («иджтихад»). Таким образом, на современном этапе большинство юрид. норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. В последнее время в мусульманском праве наблюдается тенденция «обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права» (аренда земли заменяется договором товарищества, выдача займа - путем ограниченного толкования круга лиц, на который он распространяется, например, договор страхования можно осуществлять между мусульманином и не мусульманином) и др.
В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы, хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действует в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление зак-ва под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частно-правовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в тоже время оно не потеряло своих позиций. Исключение составляет Турция, где мусульманское зак-во полностью заменено по западноевропейскому образцу.Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некоторая демократизация зак-ва. Сфера действия мусульманского права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем зак-ве (Иран, Пакистан. Ливия).Широко распространенной системой религиозного права является индусское право (веды, традиции и обычай), оно тесно связано с индуистской религией. Индуизм выступает важным элементом гос-венно-правовых отношений в Индии, Бирме, Сингапуре. Особое влияние индусского права прослеживалось ранее в семейных и наследственных отношениях, в кастовом статусе человека. Каждая каста имела строго определенную систему прав, свобод и обязанностей.В качестве регулятора поведения в этой правовой системе допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему нормативного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести.
Судебные прецеденты, зак-во в индусской правовой системе не являются источниками права в строгом понимании, так как правоприменительным органам предоставлена достаточно широкая сфера усмотрения. В то же время правительство является активным субъектом законотворческого процесса. «Среди ученых распространено мнение, что позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере доминирует религиозная доктрина - индуизм. Это свидетельствует о важной роли обычая как источника индусского права». На основе обычаев в традициях брахманизма были разработаны детальные предписания для всех социальных групп (каст) древнеиндийского общества (дхармасутры и драхмашастры являются внешними формами права).
Индия испытала сильное воздействие английского права, поэтому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на гос-венном уровне запрещена, но сохранила свое влияние на уровне обычаев. Значительно стало использоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.
Обобщая признаки семей религиозного и традиционного права, можно сделать некоторые выводы. В семье религиозного права источником права является Бог, а не общество или гос-во. Выражением данного понимания являются другие источники религиозного права. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые содержат в себе юрид. установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет существенной роли в правовом регулировании.
Несмотря на определяющее влияние религиозных и традиционных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей религиозного и традиционного права на современном этапе является усиление роли нормативно-правового акта как источника права.
30. Нормативно-правовое предписание как первичный элемент юридического содержания права: определение, признаки и классификацияНормативно-правовое предписание можно определить как цельное, логически завершенное и формально определенное властное, общее, обязательное веление (распоряжение, правило, приказ и т.п.), которое служит особым (императивно-атрибутивным, юстициабельным, гарантированным и пр.) регулятором поведения людей, их коллективов и организаций.
НПП как первичным компонентам юридического содержания права присущи многие признаки, характерные для права в целом. Наиболее существенными их чертами будут следующие.
1. По своей сути НПП – это логически завершенные и цельные веления, правила, требования, распоряжения, приказы, положения, определения и т.д.2. Данные веления, правила и требования выражены и непосредственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абзацах, параграфах, пунктах, частях и т.п.) текста нормативного акта, нормативного договора и иных форм права.
3. НПП имеют не только соответствующую форму, но и носят достаточно определенный характер, более или менее четко устанавливая права и обязанности, условия их возникновения и реализации, охраны и защиты, другие требования и положения.
4. По своей сущности НПП – это властное, обязательное для исполнения (соблюдения, использования, применения) распоряжение.
5. Их обязательность обеспечивается мерами гос-венного и иного воздействия.6. Общая природа НПП выражается в том, что они носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают (закрепляют, охраняют и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитаны на конкретно не определенное число жизненных обстоятельств и случаев.
7. НПП представляют юрид. результат правотворческой практики компетентных гос-венных органов и должностных лиц (Гос-венной Думы РФ, Президента РФ, губернатора области и т.п.) и негос-венных учреждений (органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и т.п.).8. Каждое НПП имеет, как правило, свой специфический предмет правового регулирования (отдельные общественные отношения, типичные социально-правовые ситуации и т.п.) либо в этом предмете воздействует на какую-то его сторону.
Все указанные выше черты позволяют выступать данным предписаниям в качестве специфических нормативных регуляторов поведения людей, их коллективов и организаций.
Существуют разнообразные виды НПП.А) В зависимости от их места и роли в системе права выделяются НПП, которые содержатся в отдельных институтах (субинститутах и т.п.), подотраслях (избирательном праве), «классических отраслях», комплексных отраслях (транспортном, страховом праве), материальном и процессуальном, частном и публичном праве.
Б) По предмету воздействия можно различать НПП, регулирующие имущественные отношения (см. ст. 809, 903 ГК РФ), личные неимущественные отношения (см. ст. 20 ГК РФ) и иные общественные отношения.В) В зависимости от способов юридического воздействия НПП подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, поощряющие и рекомендующие. Управомочивающие предоставляют субъектам определенные правомочия, права на совершение тех или иных деяний. Обязывающие НПП требуют обязательного совершения соответствующих активных действий. Запрещающие предписывают воздержание от совершения запрещенных ими действий. Поощряющие НПП стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования, нацеливают субъектов на активное правомерное поведение. Рекомендующие НПП содержат советы, рекомендации и положения наиболее целесообразного и полезного правового поведения. Особенность их властного характера заключается в том, что указанные пожелания подлежат обязательному учету адресатами; действия, противоречащие рекомендуемым, должны быть тщательно обоснованы и аргументированы.
Г) Особо нужно выделить материальные и процессуальные НПП. В самом общем плане первые отвечают на вопрос “Что нужно (не нужно) делать?”, вторые – “Как?”, “Каким образом?” Указанные НПП отличаются друг от друга по предмету, способам и характеру воздействия на общественные отношения, принципам их формирования, закрепления и реализации, целям и другим параметрам.
Д) В зависимости от основных целей НПП разграничиваются на регулятивные и охранительные.
Е) По категоричности сформулированных требований (правил, велений и т.п.) НПП бывают императивными и диспозитивными. В императивных содержатся категорические предписания, которые не могут быть изменены субъектами правоотношения. В диспозитивных НПП содержатся положения на случай, если субъекты права не установили для себя иных условий и правил правового поведения. “Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, – отмечается в п. 2 ст. 682 ГК РФ, – за исключением случаев, предусмотренных законом или договором”.
Ж) НПП подразделяются в зависимости от субъектов правотворчества. Издавать их могут, например, федеральные органы и субъекты федерации, гос-венные учреждения и органы местного самоуправления, коллегиальные субъекты и должностные лица.
З) По форме закрепления различают НПП, содержащиеся в нормативных актах (законах, постановлениях правительства и т.п.), нормативных договорах, судебных прецедентах, смешанных правовых актах и т.п.
И) Определенное самостоятельное значение имеет классификация НПП по юрид. силе. Так, НПП, закрепленные в конституционных федеральных законах, обладают более высокой юрид. силой; по сравнению с НПП, содержащимися в указах президента, постановлениях правительства и иных подзаконных актах.
К) В зависимости от срока действия они бывают постоянными и временными.
Л) НПП могут быть адресованы юридическим и физическим лицам, гражданам и иностранцам, следователям и судьям, пенсионерам и т.п. В качестве критерия деления здесь выступают соответствующие адресаты предписаний.
М) По территориальной сфере действия различают НПП общероссийского, ограниченного (Крайний Север, Ярославская область и т.п.), местного (имеют силу на территории административного района) значения и НПП локального характера (действуют на территории, например, предприятия).
Н) Принципиальное значение имеет выделение НП и нестандартных НПП. НП являются специфической разновидностью НПП, поскольку выступают в виде правил (эталонов, образцов поведения), носят предоставительно-обязывающий характер, имеют «классическую» логическую структуру (соответствующим образом организованные и связанные между собой гипотезу, диспозицию, санкцию), что позволяет им непосредственно (через корреспондирующие права и обязанности, условия их возникновения и реализации, меры гос-венного и иного воздействия) осуществлять регулирование общественных отношений и занимать особое место в юридическом содержании и системе права (см. гл. 7).
Относительно самостоятельное место в системе права занимают нестандартные НПП: принципы права, правовые дефиниции и предписания-сроки, нормативные справки и рисунки, предписания-цели и многие другие. Каждое из указанных нестандартных НПП также имеет свои специфические черты, логическую, функциональную и другие структуры, занимает особое место в правовом регулировании общественных отношений. Их подробное изучение – одно из важных направлений познания первичной основы системы права любой страны.