Функция исторической науки, которая дает возможность усвоить опыт прошлого, осуществляет связь прошлого и настоящего, – это функция
Минобрнауки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
Сарапульский политехнический институт (филиал)
Кафедра «Экономика и гуманитарные науки»
История России
Сборник тестов для подготовки к итоговому контролю
Сарапул, 2011
УДК 947.04
ББК 63.3 (2) 44
Составитель: О.В. Чикурова, кандидат исторических наук, доцент каф. ЭГН
История России: Сборник тестов для подготовки к итоговому контролю / Сост. О.В. Чикурова. – Сарапул, 2011. – 48 с.
В данном учебном пособии содержатся тестовые задания по ключевым проблемам исторического развития России, которые составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по дисциплине "История России", предназначены для самостоятельной работы студентов и подготовке к итоговому контролю.
© Составление Чикурова О.В., 2011
Содержание:
Тест 1. Предмет, функции и методология исторической науки.
Особенности российской цивилизации ………………………………………....…………… 5
Тест 2. Древняя Русь. Русские земли в период феодальной раздробленности …………..7
Тест 3. Образование Российского централизованного государства.
Московское государство в конце XV – XVII вв. ……………………………………………11
Тест 4. Россия в XVIII веке. Становление российского абсолютизма.
Просвещенный абсолютизм ……………………………………………………………………15
Тест 5. Россия в XIX веке. Модернизация ……………………………………………………18
Тест 6. Российская империя в начале ХХ в. ..……………………………………………….22
Тест 7. Советская Россия .………………………………………………..................................25
Тест 8. СССР в 1920 – 30-е годы ………………………………………………………………29
Тест 9. СССР в период Второй мировой войны ………………...…………………………...32
Тест 10. СССР в конце 1940-х – начале 50-х гг. . .………………………………………….36
Тест 11. СССР в конце 1950-х – начале 60-х гг. ..……………………………………………38
Тест 12. СССР в сер. 1960-х – сер. 80-х гг. ……………………………………………………40
Тест 13. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. ....………………………………………………...42
Тест 14. Современная Россия ………………………………………………………………….44
Ответы ……………………………………………………………………………………………46
Тест 1. Предмет, функции и методология исторической науки.
Особенности российской цивилизации
1. Практически-рекомендательная функция исторического знания способствует …
а) предвидению будущего;
б) выявлению закономерностей исторического развития;
в) формированию гражданских и нравственных ценностей и качеств;
г) выработке научно-обоснованного политического курса.
Функция исторической науки, которая способствует формированию моральных и нравственных качеств личности, - ...
а) практически-рекомендательная
б) воспитательная
в) познавательная
г) прогностическая
Функция исторической науки, направленная на самопознание общества, - ...
а) прогностическая;
б) познавательная;
в) воспитательная;
г) практически-рекомендательная.
Функция исторической науки, которая дает возможность усвоить опыт прошлого, осуществляет связь прошлого и настоящего, – это функция...
а) познавательная;
б) воспитательная;
в) практически-рекомендательная;
г) социальной памяти.
5. Функция исторической науки, которая призвана не только объяснять прошлое, но и показывать тенденции общественного развития в будущем, - …
а) познавательная;
б) воспитательная;
в) прогностическая;
г) социальной памяти.
6. Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, – это метод …
а) историко-типологический;
б) историко-сравнительный;
в) статистический;
г) историко-генетический.
7. Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии, – это метод …
а) историко-типологический;
б) синхронный;
в) историко-системный;
г) статистический.
8. Раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития – это метод…
а) системный;
б) типологический;
в) сравнительный;
г) идеографический.
9. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:
а) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события;
б) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени;
в) классификации исторических явлений, событий, объектов;
г) описании исторических явлений и событий.
10. Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название …
а) субъективизм;
б) рационализм;
в) теологический;
г) марксизм.
11. Формационная методология в качестве определяющего фактора исторической жизни выделяет …
а) духовную сферу общества;
б) менталитет народа;
в) социально-экономические отношения;
г) географическую среду.
12. Раскрытие сущности любой исторической эпохи через ее человеческое измерение характерно для …
а) формационного подхода к истории;
б) концепции постиндустриального общества;
в) цивилизационного подхода к истории.
13. Основоположник материалистического понимания истории и формационной методологии:
а) Н. Данилевский;
б) К. Маркс;
в) Э. Тоффлер;
г) А. Тойнби.
14. Одним из видных представителей цивилизационного подхода к истории является…
а) В. Ключевский;
б) К. Маркс;
в) А. Тойнби;
г) Ф. Энгельс.
15. Устойчивость общинных институтов в России является следствием …
а) специфической социальной организации;
б) природно-климатических условий;
в) принадлежности России к странам восточной цивилизации;
г) принадлежности России к странам западной цивилизации.
16. Отличительная черта цивилизаций восточного типа – это …
а) корпоративность (коллективность);
б) рационалистичность общественного создания;
в) глубокий интерес к личности;
г) ценность индивидуализма.
17. Одна из главных целей существования западной цивилизации …
а) постижение высшего смысла бытия;
б) прогресс, достижение рационалистических целей, движение вперед;
в) ведущая роль государства;
г) поддержка гармонии между человеком и природой.
18. Способность русского крестьянина-земледельца к крайнему напряжению физических и духовных сил на сравнительно протяженный период времени определялась …
а) геополитическим фактором;
б) природно-климатическим фактором;
в) конфессиальным (религиозным) фактором;
г) специфической социальной организацией.
19. Исторически решающая роль государства в функционировании всей общественной системы России была обусловлена …
а) отсутствием в России институтов социального контроля;
б) специфической социальной организацией;
в) природно-климатическим фактором;
г) геополитическими условиями.
20. Определяющим природным фактором расселения восточных славян был (о):
а) влияние Византии;
б) расположение горных хребтов;
в) влияние омывающих территорию расселения морей;
г) континентальный характер местности.
Тест 2. Древняя Русь.