Предложение: кривая, функция, закон, детерминанты
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие спроса. Функция, кривая, закон, детерминанты спроса.
Предложение: функция, кривая, закон, детерминанты.
Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.
1.4. Дефицит и излишки.
1.5. Излишки потребителя и производителя.
Понятие спроса. Функция, кривая, закон, детерминанты спроса.
Спрос – это платежеспособная потребность.
Спрос – это количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по любой возможной цене за определенный промежуток времени.
Следует различать понятия "спрос" и "объем спроса".
Объем спроса– это количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по определенной цене в течение определенного промежутка времени.
Зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса:
, где
QDA – объем спроса на товар А (demand - спрос);
РА – цена товара А (price - цена);
РR – цены других товаров;
N – вкусы и предпочтения;
I – доход (income - доход).
Если все факторы, кроме цены на данный товар, равны константе, то мы имеем частный случай зависимости объема спроса от цены:
Между ценой и объемом спроса существует обратно пропорциональная зависимость.
Рис.1. Кривая спроса
Кривая спроса (рис.1)имеет отрицательный наклон. Объем спроса отображается точкой на кривой.
Необходимо различать изменение спроса и изменение объема спроса
Рис. 2. Изменение спроса
Изменение спроса (рис.2) происходит под влиянием только неценовых факторов (детерминант). При этом происходит параллельный сдвиг кривой D вправо, в положение D1, если спрос увеличивается; и влево, в положение D2, если спрос уменьшается.
Рис.3. Изменение объема спроса
Изменение объема спроса (рис.3) происходит только под влиянием изменения цены. Если, к примеру, цена возрастает с P1 до P2, то объем спроса уменьшается с Q1 до Q2. При этом сама кривая никуда не сдвигается, остается на месте, а движение происходит вдоль кривой из точки A в точку B.
Закон спроса: На любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, иначе говоря, чем выше цена товара, тем меньше количество товара, которое покупатели захотят и смогут приобрести.
Существует одно исключение из закона спроса - парадокс Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель, цена которого возросла, существенно повысился. Картофель представлял собой основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.
Это единственное исключение. Прочие ситуации рассматриваются в качестве таковых исключений ошибочно. Рассмотрим некоторые из них:
Цена - показатель качества. Потребитель нередко полагает, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товаров, и наоборот. Поэтому продавец может завысить цену без реального улучшения качества товара. Потребитель при этом не снижает потребление, а повышает его. Однако, как только покупатель убедится, что новый товар по своему качеству не отличается от старого, он вновь вернется к прежней кривой спроса.
Эффект сноба. Иначе его называют эффект Веблена по имени американского экономиста и социолога Т.Веблена, который исследовал этот эффект. Скажем, покупатель стремится покупать только дорогие престижные товары, не покупая дешевые. Если цена на товар падает, покупать его становится неприлично. Подобное явление наблюдается в последние десятилетия - и не только из снобистских побуждений. На рынок выбрасывается огромное количество новых товаров, и нередко при этом создается иллюзия, что чем дороже, тем лучше. Поэтому эффект Веблена внешне схож с ситуацией "цена - показатель качества".
Тем не менее, исключенного закона спроса здесь нет. На этом основании делать вывод о том, что повышение цен таких товаров ведет к росту объема спроса за счет роста объема престижного спроса, неправильно. Если бы это было так, цены престижных товаров могли бы расти бесконечно. Однако, как показала практика конца 70х - начала 80х годов, повышение цен на такие товары, как ювелирные изделия, ковры, хрусталь, привело не к увеличению, а к снижению объема спроса на них.
Эффект ожидаемой динамики цен. Если цена товара снизилась, и
покупатели ожидают сохранения наметившейся тенденции к снижению, то спрос может сократиться. Наоборот, если цена товара выросла, и покупатели ожидают повышения ее в дальнейшем, несмотря на возросшую цену, они могут увеличить спрос. Казалось бы, опровержение закона спроса. Но нет. Покупатель сопоставляет текущие цены с ожидаемыми. В случае ожидаемого снижения цены он воспринимает текущую цену как относительно более высокую и сокращает спрос. В случае ожидаемого повышения цены текущая цена воспринимается как относительно более низкая - спрос увеличивается (например, инфляционные ожидания).
Детерминанты спроса.
1. Цены других товаров.
Взаимозаменяемые товары (субституты) – например, сливочное масло – маргарин. Если растет цена на один из товаров-заменителей, то объем спроса на другой увеличивается.
Взаимодополняющие товары (комплементы) – например, машина – горючее. Если растет цена на один из товаров взаимодополняющих, то объем спроса на другой уменьшается.
2. Вкусы и предпочтения. Если вкусы и предпочтения изменились в пользу данного товара, то спрос на эти товары увеличивается, и наоборот. На вкусы и предпочтения оказывают влияние люди, престиж, реклама, возраст, здоровье и т.д.
3. Доходы. Это основной ограничитель в поведении потребителя. Увеличение доходов ведет к увеличению спроса, и наоборот. В зависимости от влияния изменения доходов на поведение потребителя, выделяют две группы товаров:
Нормальные товары (высшие, качественные, полноценные) – это такие товары, спрос на которые увеличивается с увеличением доходов.
Ненормальные товары (низшие, некачественные, условно неполноценные) - это такие товары, спрос на которые падает с увеличением доходов.
4. Потребительские ожидания. Ожидание увеличения цен и доходов в будущем периоде приведет к увеличению потребления в текущем периоде и наоборот (например, инфляционные ожидания).
5. Число покупателей. Чем больше покупателей, тем больше спрос и наоборот.
Предложение: кривая, функция, закон, детерминанты.
Предложение – количество товара, которое продавцы желают и могут предложить для продажи по любой возможной цене в течение определенного периода.
Объем предложения – количество товара, которое продавцы хотят и могут предложить для продажи по определенной цене в течение определенного периода.
Функция предложения – это зависимость предложения от определяющих его факторов.
, где
QSA – объем предложения товара А;
РА – цена товара A;
РR – цены ресурсов и цены других товаров;
T – налоги и дотации (безвозмездные ссуды государства)
K – характер применяемой технологии;
N – природные условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, постоянные, то мы имеем частный случай зависимости объема предложения от цены товара:
Зависимость между ценой и объемом предложения прямо пропорциональная.
Рис.4. Кривая предложения
В классическом виде кривая предложения (рис.4) имеет положительный наклон, но так бывает не всегда.
Рис.5. Кривая предложения монополиста
S1 – это кривая показывает предложение предприятия-монополиста. Такое предприятие за счет цены может увеличивать свою прибыль, даже сокращая объем производства. Такой же вид будет иметь кривая предложения труда, т.к. с ростом доходов работник больше начинает ценить досуг и отдых, чем возможность дополнительного заработка, поэтому кривая постепенно меняет свой наклон.
Необходимо различать изменение предложения и изменение объема предложения.
Рис.6. Изменение предложения
Изменение предложения (рис.6) происходит только под влиянием изменения неценовых факторов (детерминант). В этом случае происходит параллельный сдвиг кривой предложения вправо – из положения S в положение S1, если предложение увеличивается; и влево – из положения S в положение S2, если предложение уменьшается.
Изменение объема предложения (рис.7) происходит только под влиянием изменения цены. При этом при увеличении цены товара с P1 до P2 происходит увеличение объема с Q1 до Q2. Сама кривая предложения при этом никуда не сдвигается, остается на месте, а движение происходит вдоль кривой из точки A в точку B.
Рис.7. Изменение объема предложения
Закон предложения:При прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем большее его количество будет произведено к реализации.