Правонарушение: понятие, виды

Правонарушение – это общественно опасное, противоправное, виновное, наказуемое деяние дееспособного лица.

В теории права деление правонарушений на виды принято осуществлять в зависимости от следующих факторов:

- от сферы общественных отношений, на которую направлено посягательство;

- от степени причиненного ущерба;

- от степени общественной опасности.

В соответствии с этим основанием, все правонарушения делятся на два вида: проступки и преступления.

Проступками считаются правонарушения, посягающие на отдельные сферы общественного порядка, степень общественной опасностикоторых меньше, по сравнению с преступлениями.

Их в свою очередь принято делить на:

- дисциплинарные – это правонарушения, совершенные в сфере учебных, воинских, служебных и трудовых правоотношений, нарушающие установленный порядок деятельности определенных коллективов людей: рабочих, служащих, военнослужащих, учащихся и др.;

- административные – правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок либо на отношения в области исполнительной деятельности государственных органов;

- материальные –это правонарушения, суть которых состоит в причинении работником материального вреда организации, с которой он состоит в трудовых правоотношениях;

- гражданско-правовые – это правонарушения, совершаемые в сфере имущественных (нанесение гражданам имущественного вреда) и личных неимущественных отношений (распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

Преступления – это правонарушения, отличающиеся повышенной степенью общественной опасности, причиняющие тяжелый вред личности и обществу, запрещенные уголовным законом. Это самая опасная разновидность правонарушений.

Законодательное определение дается в УК РФ в ст. 14: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

От иных видов правонарушений преступления отличает особая общественная опасность. Они посягают на личность, права и свободы граждан, собственность, основы конституционного строя и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

Правонарушение имеет свой состав. Подсоставом правонарушенияпонимается описание (характеристика) признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Раскроем содержание каждого из них.

Объект правонарушения – это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние или которой этим деянием причинен вред (например, жизнь, здоровье, отношения собственности).

Объективная сторона – это совокупность признаков, характеризующих внешний акт противоправного посягательства на охраняемый объект, т. е. само деяние и его характеристика, учитывающие:

- способ совершения противоправного деяния (группой, с применением оружия, систематически, повторно, впервые и пр.);

- обстоятельства, при которых совершено противоправное деяние (во время эпидемий, в военное время, во время стихийных бедствий и т. д.).

Субъект правонарушения – это само лицо, которое совершило правонарушение. На его наказуемость влияют следующие обстоятельства:

- смягчающие, к которым относятся несовершеннолетие правонарушителя, состояние беременности, аффекта и т. д.;

- отягчающие – состояние алкогольного или наркотического опьянения, наличие судимости и т. д.

Рядом составов правонарушения предусмотрен специальный субъект, в качестве которого могут выступать должностные лица, военнослужащие, работники транспорта, медицинские работники и т. д.

Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию.

Немаловажное значение при характеристике субъективной стороны правонарушения имеют вина и ее форма. Под виной понимается психическое отношение лица к совершенному деянию.

В теории права различают следующие формы вины:

1) умышленная. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, предвидело его вредные или опасные последствия.

Умысел бывает прямым и косвенным.Если данное лицо желало наступления опасных последствий, то умысел прямой, если не желало, но сознательно допускало наступления этих последствий, то косвенный;

2) неосторожная. Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо не желало наступления социально-опасных последствий, но они, тем не менее, наступили в результате его деяния.

Выделяют два вида неосторожности – самонадеянность и небрежность. Если лицо предвидело возможность наступления вредных или опасных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, то такое деяние квалифицируется как самонадеянность. Если же лицо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло было их предвидеть, то такое деяние квалифицируется как небрежность.

Квалификация формы вины оказывает непосредственное влияние на наказуемость лица, совершившего правонарушение.

§ 6. Юридическая ответственность,
ее виды

Под юридической ответственностью понимается предусмотренная законом обязанность правонарушителя претерпеть определенные неблагоприятные последствия, связанные с наказанием или взысканием за содеянное противоправное деяние.

Юридическая ответственность обладает следующими признаками:

1) является разновидностью юридической обязанности, поскольку в ней заключается обязанность лица, совершившего правонарушения, претерпеть неблагоприятные последствия, связанные с ним;

2) является следствие правонарушения, поскольку во временных рамках следует за ним и обращена непосредственно на правонарушителя;

3) имеет неблагоприятный для правонарушителя характер, поскольку представляет собой меры компенсационного и карательного воздействия;

4) выражается в государственном принуждении, применяемом в строго установленном законом порядке. Накладывание на правонарушителя мер юридической ответственности должно исходить только от государства. Характер и процедура мер юридической ответственности должны быть обязательно указаны в правовых актах.

Основные функции юридической ответственности:

- охрана правопорядка;

- восстановление нарушенного права;

- воспитание людей, формирование у них уважительного отношения к праву;

- предупреждение правонарушений.

Успешной реализации данных функций служат принципы юридической ответственности:

1)законность – означает неуклонное исполнение требований законов и соответствующих им нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Главное требование – ответственность должна иметь место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в пределах закона и чтобы меры ответственности за его совершение налагались в соответствии с законом и в установленном им порядке;

2)обоснованность – заключается в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения как объективной истины;

3)справедливость – означает:

- недопустимость уголовных наказаний за проступки;

- недопустимость обратной силы закона, устанавливающего ответственность или усиливающего ее;

- возмещение правонарушителем вреда, имеющего обратимый характер;

- налагаемая на правонарушителя мера юридической ответственности должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения и быть адекватна характеристике личности правонарушителя;

- за одно правонарушение должно быть лишь одно наказание;

4)целесообразность – означает соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры воздействия целям юридической ответственности;

5) индивидуализация наказания – означает выбор карательной меры в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности нарушителя, обстоятельств совершения правонарушения. Кроме того, этот принцип означает, что, если цели ответственности могут быть достигнуты без ее осуществления, она вообще может не иметь места (применение мер общественного воздействия, отсрочка исполнения приговора и т. д.);

6) неотвратимость наказания – означает его неизбежность для правонарушителя;

7) недопустимость применения принципа объективного вменения – означает, что лицо, совершившее правонарушение, должно нести за него ответственность лично. Привлечение иных лиц к ответственности за противоправные деяния, совершенные другим лицом, не допускается.

В юридической литературе существует деление видов ответственностина традиционные и нетрадиционные.

Традиционнымиявляются те виды юридической ответственности, которые достаточно подробно, научно разработаны. К ним относятся:

- уголовная ответственность;

- административная ответственность;

- дисциплинарная ответственность;

- материальная ответственность;

- гражданско-правовая ответственность.

Нетрадиционными считаются виды юридической ответственности, находящиеся в состоянии разработки. Таковыми являются:

- конституционно-правовая ответственность;

- бюджетная ответственность;

- гражданско-процессуальная ответственность;

- уголовно-процессуальная ответственность;

- и др.

Основаниями юридической ответственности являются те обстоятельства, совокупность которых делает возможной ее реализацию. Такими обстоятельствами являются:

- норма права, предусматривающая правонарушение, совершенное лицом;

- наличие в деянии признаков состава правонарушения;

- наличие доказательств, полностью обосновывающих вину правонарушителя;

- правоприменительный акт, которым налагаются меры юридической ответственности (приговор, решение суда, постановление административного органа, приказ администрации предприятия и т. д.)

Согласно российскому законодательству некоторые обстоятельства исключают юридическую ответственность:

1) необходимая оборона, под которой понимается защита лицом прав и законных интересов как своих, так и иных лиц, от преступного посягательства;

2) невменяемость – нахождение лица во время либо после совершения правонарушения в состоянии, при котором оно не могло осознавать характер своих действий и руководить ими;

3) недостижение правонарушителем возраста юридической ответственности;

4) крайняя необходимость – предотвращение противоправного деяния иными противоправными действиями, если иного способа предотвращения не было, а причиненный вред – явно меньше, чем предотвращенный;

5) причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (без превышения пределов необходимой обороны);

6) физическое или психическое принуждение, в результате которого лицо не имело возможности руководить своими действиями (без превышения пределов необходимой обороны);

7) обоснованный риск – при следующих условиях:

- невозможности достижения общественно-полезной цели действиями, не связанными с риском,

- принятия лицом всех необходимых мер для предотвращения вреда охраняемым законом интересам;

8) исполнение противоправного приказа или распоряжения;

9) малозначительность деяния;

10) деяние, совершенное без вины.

Кроме этого, в российском праве существуют также обстоятельства, не устраняющие, но смягчающие юридическую ответственность:

- совершение преступления небольшой тяжести впервые вследствие случайного стечения обстоятельств;

- несовершеннолетие правонарушителя;

- беременность правонарушителя;

- наличие у правонарушителя малолетних детей;

- явка с повинной;

- совершение преступления вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств;

- оказание помощи потерпевшему сразу же после совершения правонарушения;

- аморальность или противоправность поведения потерпевшего;

- и др.

Кроме смягчающих обстоятельств, российское законодательство предусматривает существование таких обстоятельств, которые могут усиливать ответственность – отягчающие вину обстоятельства; включают в себя:

- неоднократное совершение преступлений либо рецидив;

- наступление тяжких последствий;

- совершение преступления с особой жестокостью;

- совершение преступления по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или ненависти.

Следует отметить, что перечень отягчающих вину обстоятельств, указанных в законодательстве, является исчерпывающим.

Основаниями, освобождающими от юридической ответственности, по российскому праву могут быть:

1) деятельное раскаяние виновного, проявившееся в том, что лицо, совершившее преступление небольшой степени тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания, если оно добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило или загладило вред, причиненный преступлением;

2) примирение правонарушителя с потерпевшим и заглаживание причиненного ему вреда;

3) истечение сроков давности, предусмотренных законодательством;

4) изменение обстановки – выражается в том, что лицо, совершившее впервые преступление небольшой степени тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания в том случае, если оно либо совершенное им деяние перестали представлять опасность для общества, вследствие изменения обстановки;

5) амнистия – мера, применяемая по решению органа государственной власти к правонарушителям, на основании которой осуществляется полное или частичное освобождение от наказания, замена наказания более мягким или прекращение уголовного преследования;

6) помилование – это такой акт компетентного органа верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания, заменяет назначенное ему судом наказание более мягким, либо снимает судимость с лиц, ранее отбывших наказание.

Таблица 4 – Амнистия и помилование в России

Амнистия Помилование
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
Государственной думой РФ Президентом РФ
ОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Применение амнистии к конкретному лицу определяется решением органа предварительного расследования, прокурора или суда Применяется по заявлению осужденного
ВСТУПИВШИЙ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПРИГОВОР СУДА
Нет Есть
КРУГ ЛИЦ
Индивидуально не определен Индивидуально определен
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА ЛИБО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Присутствуют (не распространяется на осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, злостных нарушителей порядка отбывания наказания, рецидивистов) Отсутствуют (исключение – указ президента № 1500)
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
- Полное или частичное освобождение от наказания; - замена наказания более мягким; - прекращение уголовного преследования; - снятие судимости - Полное или частичное освобождение лица от наказания; - замена судом наказания более мягким; - снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание; - снятие судимости

Тема 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ
ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

§ 1. Понятие, предмет, метод, источники
конституционного права

Конституционное право Российской Федерации занимает ведущее место в системе российского права и представляет собой совокупность норм, учреждающих статус личности, общества и государства. Нормы данной отрасли призваны в первую очередь охранять человека, как главную ценность, его основные права и свободы и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, общественных объединений, основы экономической политической, социальной и духовной жизни общества.

Конституционное право регулируют отношения, складывающиеся во многих сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной, духовной), они возникают в процессе осуществления народовластия, характеризуют государственное устройство страны, а также порядок формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Предметом конституционного права России является совокупность общественных отношений, которые регулируются его нормами и по своей сущности являются властными отношениями. Его можно представить в виде следующих блоков отношений:

- основы конституционного строя;

- основы правового положения личности в государстве и обществе;

- федеративное устройство России;

- система, организация и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения представляет собой методы конституционно-правового регулирования. Применяются два основных:

1. Императивный метод объединяет:

- метод запрещения (например, ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственные изменения основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации»);

- метод обязывания (например, ст. 58 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; ст. 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»).

2. Диспозитивный метод (основанный на дозволениях, равноправии сторон) можно показать на примере ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации». Или, к примеру, ч. 1 ст. 32 предоставляет гражданам Российской Федерации право на участие в управлении делами государства в равной степени «…как непосредственно, так и через своих представителей».

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Ими могут быть только действующие в настоящий период времени правовые акты.

Система источников конституционного права России объединяет нормативные акты, принятые непосредственно народом, путем референдума, и акты, принятые органами государственной и муниципальной власти. Она включают в себя конституции РФ и республик в составе России, уставы краев, областей, федеральных городов, автономных образований, общепризнанные принципы и нормы международного права, договоры, декларации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Конституционного суда РФ, подзаконные акты палат Федерального собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, законы субъектов РФ, региональные подзаконные акты (акты глав субъектов РФ), учредительные акты органов местного самоуправления (например, уставы муниципальных образований).

I. Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция (от лат. constitutio – установление, учреждение) – это основной закон государства, принятый непосредственно народом путем референдума или высшим органом законодательной власти, учреждающий и устанавливающий статус государства, его форму (форму государственного устройства, форму правления, тип политического режима), основы устройства общества, основы правового положения личности в стране, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления. Имеет высшую юридическую силу в системе нормативных правовых актов.

Конституция Российской Федерации 1993 года – основной закон демократического федеративного правового социального светского государства с республиканской формой правления, в котором закреплены основные права и свободы человека и гражданина, основы экономической, политической, социальной духовной жизни, система органов государственной власти и основы местного самоуправления страны. Главной особенностью является то, что она обеспечивает учреждение всех основ.

Этот документ является системообразующим актом (фундаментом) для всего российского законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой, с государством и гражданским обществом во всех сферах общественной жизни. Она призвана не допустить нарушение прав и свобод граждан и противоречия законов друг другу.

Структура Конституции включает в себя преамбулу (введение) и два раздела. В преамбуле сформулированы цели, задачи и принципы принятия Конституции, в соответствии с которыми определено ее содержание. В ней учрежден субъект, уполномоченный принимать Конституцию Российской Федерации, – многонациональный народ России.

Раздел первый Конституции содержит в себе девять глав, в которых размещены 137 статей:

Глава 1. «Основы конституционного строя», ст. 1–16.

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», ст. 17–64.

Глава 3. «Федеративное устройство», ст. 65–79.

Глава 4. «Президент Российской Федерации», ст. 80–93.

Глава 5. «Федеральное собрание», ст. 94–109.

Глава 6. «Правительство Российской Федерации», ст. 110–117.

Глава 7. «Судебная власть и прокуратура», ст. 118–129.

Глава 8. «Местное самоуправление», ст. 130–133.

Глава 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», ст. 134–137.

Раздел второй «Заключительные и переходные положения» предназначен для урегулирования отношений в переходный период, в течение которого устанавливается срок вступления Конституции в силу, прекращается действие предыдущей Конституции России, принятой 12 апреля 1978 года, закреплены условия действия Федеративного Договора 1992 года. Установлены также условия и сроки, в которые сохраняют свои полномочия органы государственной власти, сформированные до принятия Конституции, и обеспечивается действие ранее принятого законодательства. Потому считается, что нормы второго раздела в известной степени носят временный характер и направлены на регулирование переходного периода в российском законодательстве, связанного с принятием новой Конституции.

По способу изменения Конституция Российской Федерации является жесткой. Положения гл. 1, 2, 9 не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Изменения в этих главах может повлечь за собой пересмотр всей конституции. Для этого созывают Конституционное собрание. Оно может принимать новую Конституцию или выносить ее проект на всенародное голосование – референдум.

В компетенцию Федерального собрания – Российского Парламента – входит внесение поправок в гл. 3–8 Конституции РФ. Кроме того, в этой процедуре участвуют субъекты, перечисленные в ст. 134 Конституции РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, а также Верховный суд Российской Федерации. Завершается принятие поправки подписанием ее Президентом РФ и внесением изменений в соответствующие статьи гл. 3–8 Конституции РФ 1993 г.

В настоящее время Конституция Российской Федерации 1993 года действует с изменениями и дополнениями, внесенными законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы», № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной думы в отношении Правительства Российской Федерации», Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации».

Конституция выполняет следующие функции:

1. Учредительная – только Конституция Российской Федерации обеспечивает учреждение статуса государства, личности, институтов гражданского общества, органов государственной власти и местного самоуправления. При принятии новой Конституции учредительная функция проявляется в том, что создаются предпосылки для введения новых видов и форм общественных отношений, учреждаются новые институты власти.

2. Политическая – политический процесс, в котором участвуют все субъекты власти, все политические силы в лице политических партий, общественных объединений осуществляется на основе правил, установленных Конституцией Российской Федерации.

3. Правовая – обеспечивается прямым действием Конституции РФ и дает импульс для развития системы российского законодательства и принятия новых нормативных актов.

4. Охранительная – характеризует Конституцию с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя, положения главной ценности – человека, его прав и свобод, а также присущих обществу и государству институтов, указывает на механизм ее самообеспечения и самозащиты.

5. Идеологическая (воспитательная) – выступает средством идеологического воздействия, Конституция Российской Федерации играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и личности, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности и уважении.

6. Системообразующая – показывает взаимосвязь между такими составными частями правовой системы как Конституция, отраслямии права и законодательства, создает условия для сбалансированного и непротиворечивого развития правовой системы страны. Благодаря этой функции сама динамика правовой системы становится относительно прогнозируемой.

Данный перечень функций не является исчерпывающим. Кроме функций, Конституция РФ обладает рядом особых свойств, отличающих ее от других нормативных актов. В их числе: верховенство, народность, реальность, стабильность, программный характер Конституции.

II. Акты референдума.

Акт референдума – это нормативный документ (решение), принятый в результате всенародного голосования по важнейшим вопросам государственной жизни, содержащий нормы права. Силу источника права нормативный акт приобретает в результате проведения, так называемого законодательного или конституционного референдум.

III. Общепризнанные принципы и нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонения от которых недопустимы.

IV. Решения органов конституционного правосудия.

V. Закон как источник конституционного права. В Российской Федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Их соподчиненность по юридической силе включает конституционные и обычные законы. С учетом федеративного устройства страны законы делятся на федеральные и региональные.

Федеральные конституционные законы в свою очередь включают следующие виды:

а) законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Процедура принятия таких законов усложнена, по сравнению с принятием федеральных конституционных законов и предусмотрена Федеральным законом от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Примером таких законов является Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной думы в отношении Правительства Российской Федерации»;

б) федеральные конституционные законы, принимаемые только по вопросам, предусмотренным Конституцией (ст. 56, 65, 66, 70, 84, 87, 103, 114, 118, 128, 135 Конституции Российской Федерации). В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 года «О Конституционном суде Российской Федерации», от 28 июня 2004 года «О Референдуме в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» и др.;

в) федеральные конституционные законы о принятии в Российскую Федерацию или об образовании в ее составе нового субъекта, принимаемые в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ». Примерами таких законов являются:

Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»,

Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»,

Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»,

Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»,

Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»,

Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Федеральные конституционные законы имеют приоритет перед федеральными законами, которые не должны им противоречить (ч. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральные законы (обычные) – среди них источниками конституционного права являются:

Федеральный закон от 06.10.1999 (с изм. и доп.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»,

Федеральный закон от 31.05.2002 (с изм. и доп.) «О гражданстве РФ»,

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 04.06.2014),

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в ред. от 02.04.2014).

VI. Конституции республик, уставы иных субъектов Российской Федерации. Например, Устав Краснодарского края 1997 г. (с изм. и доп. 2013 г.); Конституция Республики Адыгея 1995 г.

VII. Законы субъектов Российской Федерации. Такие законы принимаются как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). Например, Закон Краснодарского края от 21.08.2007 № 1315-КЗ «О выборах депутатов Законодательного собрания Краснодарского края» (в ред. от 29.05.2014); Закон Краснодарского края от 03.07.2012 № 2519-КЗ «О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края» (в ред. от 29.05.2014).

VIII. Акты палат Федерального собрания Российской Федерации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 102 и 103 Конституции Российской Федерации Государственная дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к их ведению, вправе принимать постановления, которые являются нормативными (например, Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2131-II ГД «О регламенте Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (с последующими изменениями); Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» (с последующими изменениями).

IX. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, высших должностных лиц субъектов и исполнительных органов власти субъектов Федерации. Примером таких источников права является Указ Президента РФ от 22 июня 2004 года № 792 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации» (с последующими изменениями).

X. Договоры: международные и внутригосударственные (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3, ст. 78 Конституции РФ).

XI. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 19) органы местного самоуправления и их должностные лица в соответствии со своей компетенцией принимают (издают) правовые акты, например, уставы муниципальных образований.

XII. Конституционно-правовые обычаи. Вопрос об обычае как источнике конституционного права носит дискуссионный характер. Обычай, как непосредственный регулятор общественных отношений, используется в нашей стране и сегодня. Например, в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации сложился обычай, когда первое заседание нового созыва открывает старейший по возрасту депутат.

§ 2. Основы конституционного строя
Российской Федерации

Конституционный строй – это способ организации государства, который обеспечивает подчинение его праву и характеризует как конституционное государство, где приоритетными является права личности, подчинение праву всех органов государства, должностных лиц, граждан.

Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией можно выделить следующие основы конституционного строя:

1. Государственный суверенитет Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ) – это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

2. Федерализм (ст. 1 и 5 Конституции РФ). Его принцип предполагает разделение власти между федеративным государством и его субъектами.

3. Народовластие (ст. 3 Конституции РФ) – власть народа осуществляется непосредственно (свободные выборы, референдум) либо через представителей в органах государственной власти (депутатов).

4. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) – права человека и гражданина являются высшей ценностью.

5. Правовой характер государства (ст. 1 Конституции РФ) – этот принцип означает самоограничение государством своей власти правом, т. е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочения и стабилизации общественной жизни.

6. Социальный характер государства (ст. 7 Конституции РФ) – политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

7. Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) – гарантируется единство экономического пространства Российской Федерации, свободное перемещение товаров и услуг, поддержка конкуренции, свобода предпринимательской деятельности.

8. Разделение властей

Наши рекомендации