Структура нормы права
Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нормы, деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.
Структура правовой нормы состоит из трёх взаимосвязанных элементов: гипотезы; диспозиции; санкции.
Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если – то – значит». «Если» - это условие действия правила, закрепленного в норме права; «то» - само правило поведения; «значит» - юридические последствия реализации правила.
Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении (не наступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или изменяются предусмотренные нормой юридические права и обязанности..
1. В зависимости от структуры гипотезы бывают простые; сложные; альтернативные.
- Простая – в гипотезе указано единственное условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы.
- Сложная – гипотеза ставит в зависимость действие нормы от наличия (отсутствия) одновременно двух и более условий.
- Альтернативная – гипотеза, ставит действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных условий.
2. По наличию и отсутствию юридических фактов (обстоятельств) гипотезы делятся на: положительные; отрицательные.
- Положительная – связывает реализацию правового предписания с наличием определенных условий (так, ст. 15 Кодекса о браке и семье РФ содержит перечень условий, необходимых для заключения брака).
- Отрицательная – предполагает, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий (не оказание помощи больному рассматривается в качестве отрицательной гипотезы нормы, устанавливающей меру юридической ответственности в отношении медицинского работника, который мог и должен был такую помощь оказать).
Диспозиция – часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.
1. В зависимости от способа выражения диспозиции бывают простыми, описательными, ссылочными, бланкетными.
- Простая – диспозиция называет вариант поведения - дозволение либо запрет, но не раскрывает его подробно, в силу простоты самого правила.
- Описательная – диспозиция включает в себя не только наименование варианта поведения (например, в уголовном праве - кража), но и перечень его основных признаков (тайное хищение чужого имущества).
- Ссылочная – диспозиция не содержит полного описания правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой статье данного закона, в которой даётся описание соответствующего вида деяния.
- Бланкетная – диспозиция указывает на факт наличия правила поведения, однако не раскрывает его содержания и не содержит данных о документе в котором данное правило изложено. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции.
2. В зависимости от характера властного предписания диспозиции делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.
- Управомочивающие диспозиции закрепляют вариант возможного поведения реализация которого осуществляется по воле самого субъекта.
- Обязывающие диспозиции закрепляют вариант должного поведения, следовать которому субъект обязан не зависимо от собственного отношения к правовому предписанию
- Запрещающими называются диспозиции в которых закрепляются варианты недопустимого поведения. Основной задачей запретов является предостережение субъектов от совершения правонарушений.
Санкция – часть правовой нормы, определяющая какие юридические последствия наступят в отношении субъекта реализовавшего вариант поведения предусмотренного диспозицией данной нормы. Как правило, под санкцией понимаются меры негативного характера, применяемые от имени государства в отношении правонарушителей, вместе с тем следует выделять и поощрительные санкции, подразумевающие наступление благоприятных последствий (например, награда) за общественно полезные деяния.
1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагоприятных для нарушителя последствий) санкции делятся на абсолютно определённые, относительно определённые, альтернативные, кумулятивные.
- Абсолютно определённые – санкции в которых в четкой конкретной форме закрепляется вид и размер наказания применяемого к правонарушителю.
- Относительно определённые - санкции, устанавливающие минимальную и максимальную (или только максимальную) границы возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения правоприменителя.
- Альтернативные - санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно - наиболее целесообразное для рассматриваемого случая.
- Кумулятивные – санкции, предполагающие объединение нескольких видов наказаний (основного и дополнительного).
2. По отраслевому критерию различаются санкции, закрепленные в уголовно-правовых, административно-правовых нормах, нормах трудового права и т.д.
- Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния - преступления.
- Административно-правовые санкции могут применяться административными органами и судом к лицам, виновным в совершении административных проступков.
- Дисциплинарные санкции применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение требований внутренней дисциплины.
3. По содержательному характеру последствий выделяются карательные (штрафные), предупредительные, поощрительные.
- Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.) – активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.
- Предупредительные санкции (предупреждение, привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение и др.) – направлены на недопущение противоправного поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера
- Поощрительные санкции – подразумевают наступления благоприятных последствий, для лиц совершивших общественно полезные деяния. Данный вид санкции направлен на стимулирование социально-активного правомерного поведения.