Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий
№п/п | Наименование ресурса | Тема занятия из календарно-тематического плана | Носитель (CD, DVD) | На портале ДО | Ссылки на ресурсы Интернета |
Кейсы Слайды Видеоролики Викторина Игры Электронные ресурсы и т.д. | + + | УМК Организационное поведение |
ГЛОССАРИЙ
Авторитет– общепризнанное уважение, влияние в системе межличностного общения.
Агент изменений– рассматривается в организационном развитии как катализатор для привлечения внимания людей в организации к различным аспектам ее функционирования; фактор перемен.
Адаптация– процесс приспособления личности, организации к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация культурная– преодоление ряда коммуникативных препятствий и барьеров, таких как язык, религия, пища, личное пространство, социальное поведение.
Активизация– совокупность воздействий на объект, приводящих к его активности.
Атрибуция– процесс интерпретации и определения индивидом побудительных причин своего поведения и действий других людей.
Бренд– торговая марка товара, определенный уровень его известности на рынке.
Власть– возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей или групп при помощи какого-либо средства: воли, авторитета, права, владения ресурсами, насилия.
Влияние– процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений.
Воспитание– формирование основ поведения.
Восприятие– познавательный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может существенно отличаться от реальности.
Глобализация– взаимосвязь транспортных, торговых, экономических и коммуникативных сетей разных стран.
Гомеостаз– совокупность сложных приспособительных реакций системы, направленных на устранение или максимальное ограничение действий факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое ее постоянство.
Границы организации– пределы существования: во времени (ЖЦО), в пространстве (территориальные границы), по собственности (право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации).
Группа– ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (совместной деятельности, идентичности обстоятельств и др.).
Группа формальная– группа, созданная по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач.
Девиация (отклонение)– 1) нарушение официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе (социальной группе) норм и ожиданий; 2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.
Делегирование– постановка целей перед кем-то и одновременно предоставление ему средств для ее достижения.
Департаментализация– процесс, при котором организация структурно разделяется, объединяя операции в структурных подразделениях в соответствии с некоторым общим признаком.
Единомыслие групповое– давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить ксогласию.
Идентификация– процесс сознательного или бессознательного отождествления себя с другим человеком, общностью или ролью.
Изменения– перемены, связанные с нестабильностью общих характеристик окружающей среды.
Инстинкт– неосознанная реакция индивида на изменения собственного состояния или окружающей среды, первично обусловливающая его возможное поведение.
Инструмент– универсальная форма осуществления внешнего воздействия на объект.
Интерес(от лат. interes – имеет значение, важно) – форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, отношение к предмету как к чему-то для нее ценному, важному, привлекательному, обусловливающее проявление внимания.
Искусство– здесь: высший уровень развития профессиональных, деловых и личных качеств индивида, характеризующий высшую оценку его достижений, обеспечивающую общественное признание.
Карьера– иерархическое отражение пути продвижения работника на протяжении всего трудового периода, представляется временной продолжительностью и последовательностью состава занимаемых им должностей.
Качества– здесь: присущие индивиду от рождения или приобретенные и развитые характеристики его профессиональных, деловых и личных способностей и возможностей, являются основой построения любой карьеры.
Когнитивизм– одно из направлений психологии, которое выделяет решающую роль знаний (познавательных процессов) в организации поведения индивида.
Команда– вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития.
Команда самоуправляемая– рабочая группа, которой предоставляется практически полная автономия в процессе принятия решений, осуществления контроля и ответственности за результаты.
Компания мультинациональная– многонациональная организация, имеющая предприятия в различных странах, каждое из которых считается сравнительно самостоятельным.
Компетенция(от франц. сотре1впсв) – совокупность знаний (результатов образования) личности, навыков (результатов опыта работы и обучения), способов общения (умения общаться с людьми и работать в группе) индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.
Конкуренция(от лат. concurentia – соперничество) – жесткое конфликтное соперничество юридических и физических лиц в различных сферах деятельности.
Конфликт(от лат. соп/lictus -столкновение) – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.
Конфликт межгрупповой– вид межгруппового взаимодействия, выражающийся в столкновениях между различными группами, подразделениями для достижения своих целей.
Конформизм(от лат. conformis – подобный, сообразный) – податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в изменении установок поведения в соответствии с ранее неразделяемой позицией большинства.
Кредо организации– коренное убеждение, основы мировоззрения.
Культура– здесь: исторически сформировавшаяся совокупность достижений развития общества, обеспечивающая адекватную коммуникацию индивида в организации.
Культура корпоративная– атмосфера (социальный климат) в организации; общее понимание членами организации ожидаемого поведения.
Культура национальная– совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, разделяемых большинством жителей страны.
Лидер(от англ. leader – ведущий) – член группы (социальной организации), за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях; наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерство– отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Применительно к организации -тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее рациональном для конкретной ситуации сочетании источников власти для достижения поставленной цели.
Личность– устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида.
Манипуляция(от франц. manipulation – обращение; действие руками) – способы оказания психологического давления на коллективы, отдельные личности при проведении реорганизации, формировании общественного мнения.
Маркетинг поведенческий– изучение рынка поведения производителей и контрагентов, исходя из выработанной в организации стратегии развития и в соответствии с моделями поведения для адаптации организации к внешней среде.
Менеджер-экспатриант– менеджер из страны, в которой расположена главная штаб-квартира фирмы, получивший назначение в другую страну.
Менталитет(от франц. mentalite – мышление) – умонастроение и связанные с ним жизненные позиции, модель поведения; определяется этническими корнями, духовными ценностями, особенностями культуры.
Мотив(от лат. movere – приводить в движение, толкать) – внутреннее побуждение индивида к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.
Мотивация– побуждения, заставляющие индивида действовать определенным образом.
Мультикультурализация– формирование мультинациональной культуры в организациях, в которых работники, принадлежащие к двум или более культурам, взаимодействуют друг с другом на постоянной основе.
Навыки– осваиваемые и закрепляемые у индивида практические приемы, обеспечивающие его целенаправленные действия на основе знаний и умений, как систематизированной практической подготовки индивида.
Нормы групповые(от лат. norma – руководящее начало, точное предписание, образец) – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой.
Нормы поведения– требования к поведению члена группы, которые могут быть формализованными или неформализованными.
Организационное поведение– систематический научный анализ поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации.
Организационное развитие– подход к управлению изменениями и развитию человеческих ресурсов; представляет собой долгосрочные программы по совершенствованию процессов организационного обновления и принятия решений.
Переговоры– универсальный метод управления конфликтами; набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Поведение– деятельность индивида, имеющая природные предпосылки и социально обусловленная.
Перегрузка– превышение физических или психологических возможностей индивида, которое приводит к нарушениям (кратковременным или длительным) нервной системы.
Поведение притягательное клиентурное– поведение сотрудников организации, направленное на максимальное привлечение клиентов.
Поведение виртуальное– поведение в виртуальной реальности.
Потребность– нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом.
Посредник– физическое или юридическое лицо, при непосредственном участии или под руководством которого ведутся переговоры.
Процессы коммуникативные– процесс обмена, передачи информации при помощи символов.
Равновесие– состояние в развитии организации, при котором ее потенциал соответствует уровню воздействия возмущающих факторов внешней среды.
Результативность– относительная оценка результата.
Репутация организации– созданное устойчивое мнение о качествах, достоинствах и недостатках организации в деловом мире (в определенном сегменте рынка).
Реструкционизм– вид деформации поведения наемного работника, которое проявляется в малой группе, например, как снижение производительности труда.
Роль(от франц. role)- определенный стереотип, шаблон, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений.
Руководитель– лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.
Рычаг– адаптированный агрегат механизма воздействия.
Синергия, синергизм(от греч. synergia – сотрудничество, содружество) – совместное действие индивидов, при котором результат намного превосходит совокупную возможность отдельных ее исполнителей.
Сопротивление изменениям– поступки работников, направленные на дискредитацию или противодействие осуществлению перемен в процессе труда, проведению организационных изменений.
Социализация– процесс адаптации личности к окружающей среде, усвоения тех принципов и норм поведения, которые существуют, изменения индивидуальных установок в случае их несоответствия организационным.
Социализация организационная– деятельность, производимая организацией для объединения организационных и личностных целей.
Сплоченность групповая– сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед данной группой.
Сплоченность коллектива– ценностно-ориентированное единство, которое определяется по степени совпадения мнений членов группы в отношении наиболее значимых для нее объектов.
Статус социальный(от лат. status – положение, состояние) – показатель положения индивида или социальной группы в обществе, организации, степень известности, престижа обладателя поста в социальной системе.
Стиль руководства– совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных.
Стресс(от англ. stress – давление, напряжение) – состояние общего напряжения организма человека, возникающее как ответ на разнообразные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические и психологические функции.
Стимул– внешнее, непосредственное принуждение индивида к определенному поведению.
Страх– отрицательная кратковременная эмоция или устойчивое чувство, порождаемое у человека действительной или мнимой опасностью, угрозой его существованию.
Стресс организационный– состояние повышенного напряжения в организации как реакция на воздействие внешней среды, которое может привести к потере управляемости.
Типы культур– типология корпоративных культур, построенная на основе двух рыночных факторов: уровень риска и скорость получения информации в процессе обратной связи в организации.
Удовлетворенность трудом– комплекс благоприятных чувств и эмоций работника, возникающих у него при оценке результатов своего труда.
Управление поведением– система мер по формированию принципов, норм поведения индивидов в организации, которая позволяет достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами.
Управление стрессами– способы адаптации личности к стрессовой ситуации. На уровне организации – изменения в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. На уровне отдельной личности – набор приемов и способов снятия напряжения.
Управление репутацией организации– разработка системы мер воздействия по формированию составляющих репутации с учетом корпоративной культуры, переживаемого этапа жизненного цикла организации, поддержанию и защите, которые реализуются как внутри организации, так и за ее пределами.
Управление межгрупповым конфликтом– воздействия по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, либо, если это не представляется возможным, коррекция поведения участников конфликта, либо поддержание уровня конфликтности в контролируемых пределах для обеспечения необходимого уровня результативности организации.
Установка– постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к какому-либо предмету или явлению.
Факторы, вызывающие стресс– совокупность воздействий внешней и внутренней среды на человека, приводящая его в состояние стресса.
Фрустрация(от лат. frustratio – обман; тщетное ожидание; расстройство) – психическое состояние, возникшее вследствие реальной или воображаемой помехи.
Цикл карьерный– периодически повторяющаяся последовательность устоявшегося состава и содержания основных этапов продвижения работника от должности к должности.
Цикл компетенции жизненный– период времени, в течение которого составляющие компетенции находятся в соответствии с требованиями должности и окружающей среды.
Цикл организации жизненный– период времени существования организации на рынке, в течение которого она проходит этапы своего функционирования (создания, роста, зрелости, спада).
Цикл работника жизненный– последовательность основных этапов трудовой деятельности работника.
Эгоизм групповой– ценностная ориентация группы, которая характеризуется преобладанием групповых интересов и потребностей над интересами других групп.
Этноцентризм– предрасположенность людей оценивать условия своей культуры как более предпочтительные; убеждение, что культурные ценности и обычаи своей страны превосходят все другие ценности.
Эффективность деятельности организации– оптимальное соотношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития.
Эффект ореола– восприятие личности на основе одной из ее черт (внешнего вида, манеры говорить и др.).