II. Древнерусское государство
I. Вводная тема.
1. Исторический источник это:
А) произведение созданное человеком, продукт культуры
Б) реконструкция прошлого исследователями
В) сохранившийся документ о событиях прошлого
Г) летописные свидетельства о событиях прошлого
2. Установите хронологическую последовательность основных видов исторических источников:
А) письменные
Б) вещественные
В) изобразительные
Г) технотронные
3. Установите последовательность деятельности видных дореволюционных историков:
А) В. Ключевский
Б) С. Соловьев
В) М. Карамзин
Г) В. Татищев
4. Первая попытка создать обобщающий труд по истории принадлежала современнику Петра I:
А) Ключевскому В.О.
Б) Татищеву В.В.
В) Ломоносову М.В.
Г) Карамзину Н.М.
5. Учебный процесс в Высшей школе России представляет изучение студентами дисциплин следующих направлений …..
6. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:
А) методологией
Б) субъективизмом
В) историографией
Г) рационализмом
7. Впервые вопрос о происхождении государства у русских был поставлен:
А)летописцем Нестором
Б) немецкими учеными, работавшими в России, - Миллером и Байером
В) М.В. Ломоносовым
Г) древнегреческим историком Геродотом
8. Первая «берестяная грамота» была найдена в:
А) Киеве
Б) Новгороде
В) Москве
Г) Твери
9. Установите соответствие между названиями теорий развития исторического процесса и их содержанием:
1. формационный | А) развитие человечества определяется уровнем производительных сил и производственных отношений |
2. цивилизационный | Б) классовая борьба – движущая сила развития общества |
3. историко-антропологический | В) особенности развития общества определяются своеобразным единством сторон его жизни |
Г) проблематикой исторических исследований является человек в его естественном окружении | |
Д) прогресс человечества определяет технологическое развитие | |
Е) предметом изучения истории является движение человека к Богу |
10. Установите соответствие историков и проблем их исследования:
1. Янин А.Л. | А) древнерусское государство IX – XI вв. |
2. Кобрин В.Б. | Б) монголо-татарское иго |
3. Юрганов А.Л. | В) период феодализма в России |
4. Зимин А.А. | Г) происхождение русского государства |
5. Миллер Г.Ф., Байер Г.З. |
11. Установите соответствие видов источников, характерных для определенных периодов истории России:
1. XI – XVII вв. | А) берестяные грамоты |
2. конец XVII – XVIII вв. | Б) летописи |
В) хронографы | |
Г) мемуары | |
Д) художественная литература | |
Е) научные сочинения | |
Ж) периодическая печать |
12. Великий русский ученый XVIII века, противник норманнской теории:
А) М. Ломоносов
Б) С. Соловьев
В) Н. Карамзин
Г) Т. Грановский
13. Укажите соответствие между историком и его трудом:
1) Карамзин Н.М.
2) Ключевский В.О.
3) Покровский М.Н.
А) «Курс русской истории»
Б) «История Государства Российского»
В) «История науки и борьбы классов»
14. Создателем формационного подхода был:
А) К. Маркс
Б) А. Тойнби
В) П. Сорокин
Г) Г. Байер
15. Создателями цивилизационного подхода были:
А) К. Маркс, Ф. Энгельс
Б) А. Тойнби, Н. Данилевский
В) Г. Байер, Г. Миллер
Г) В. Кобрин, А. Зимин
16. Марксистский подход в истории человеческого общества определяет ________ общественно-экономических формаций:
А) 5
Б) 4
В) 3
Г) 2
17. Подход, в соответствии с которым исторический процесс представляется, как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций получил название:
А) рациональный
Б) марксистский
В) цивилизационный
Г) теологический
18. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением:
1) социальная память
2) прогностическая
3) воспитательная
А) способ идентификации и организации общества и личности
Б) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
В) предвидение будущего
19. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением:
1) познавательная
2) прогностическая
3) воспитательная
А) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
Б) выявление закономерностей исторического развития
В) предвидение будущего
20. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:
1) сравнительный
2) типологический
3) проблемно-хронологический
А) классификация исторических знаний, событий, объектов
Б) изучение последовательности исторических событий во времени
В) сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени
21. Познавательная функция исторического познания заключается в:
А) выработке научно обоснованного политического курса
Б) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
В) выявление закономерностей исторического развития
Г) идентификации и ориентации общества, личности
22. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:
А) описание исторических событий и явлений
Б) классификации исторических явлений, событий, фактов
В) последовательном проникновение в прошлое с целью выявления причины события
Г) сопоставление исторических объектов в пространстве и времени
23. Наукой, которая не относится к вспомогательным историческим дисциплинам, является:
А) нумизматика
Б) социология
В) топонимика
Г) археология
24. Проблемно-хронологический метод изучения истории заключается в:
А) изучение последовательности исторических событий во времени
Б) описание исторических событий и явлений
В) классификации исторических явлений, событий, фактов
Г) выявление закономерностей исторического развития
II. Древнерусское государство.
1. Прочтите отрывок из документа и укажите пропущенное имя князя, о котором идет речь.
«В этом году сказала дружина князю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы – наги; пойди, князь, с нами за данью, тогда и ты добудешь и мы». И послушал их <..........>, пошел к древлянам за данью... Древляне же, услышав, кто <...........> идет опять, так подумали со своим князем Малом: «Если повалится волк к овцам, то унесет все стадо».
А) Олег
Б) Святослав
В) Игорь
Г) Владимир
2. Первым из киевских князей принял титул князя всех князей (великого князя):
А) Олег
Б) Игорь
В) Святослав
Г) Владимир Святой
3. В IX – X вв. центром объединения русских земель становится:
А) Киевское княжество
Б) Московское княжество
В) Смоленское княжество
Г) Новгородская земля
4. В летописи «Повесть временных лет» датой образования древнерусского государства считается:
А) 860 г.
Б) 862 г.
В) 880 г.
Г) 882 г.
5. Городское население Древней Руси называлось:
А) поместным
Б) посадским
В) полюдьем
Г) подворным
6. Согласно летописным свидетельствам, Рюрик правил во второй половине IX в. в (во):
А) Владимире
Б) Киеве
В) Новгороде
Г) Смоленске
7. В Киевской Руси рядовичем называли:
А) рядового дружинника
Б) слугу
В) наемного работника
Г) пленника, обращенного в рабство
8. Древнерусское государство можно характеризовать как:
А) централизованное
Б) рабовладельческое
В) раннефеодальное
Г) буржуазное
9. Древнерусские летописи связывали начало государственности на Руси с:
А) крещением Руси
Б) призванием варягов
В) борьбой княжеских династий
Г) усилением славянских племенных союзов.
10. «Полюдьем» в древности называли:
А) вечевые сходы
Б) сбор князем дани с подвластных ему земель
В) племенное ополчение
Г) княжеский суд над общинниками
11. Укажите соответствие между именами князей и совершенными ими походами на Византию:
Имена князей события
1. Олег А) 907, 911
2. Святослав Б) 941, 944
3. Игорь В) 967 – 971
12. Упорядочение сбора дани, установление уроков и погостов связано с именем:
А) Рюрика
Б) княгини Ольги
В) Ярослава Мудрого
Г) Дмитрия Донского
13. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий:
А) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой
Б) разгром половцев Владимиром Мономахом
В) крещение Руси
Г) поход Олега на Киев
14. Каково было главное направление деятельности князя Святослава Игоревича:
А) внутреннее преобразование страны
Б) военные походы, внешняя политика
В) распространение христианства
Г) установление экономических связей
15. Позже других событий произошло:
А) крещение Руси
Б) съезд русских князей в Любече
В) восстание древлян, убийство князя Игоря
Г) поход Олега на Византию
16. Точкой отсчета существования Древнерусского государства считается:
А) призвание Рюрика
Б) поход Олега на Киев
В) поход Олега на Византию
Г) введение христианства
17. Хронологические рамки существования Киевской Руси:
А) 862 – 1097
Б) 882 – 1097
В) 862 – 1125
Г) 882 – 1132
18. Орган феодальной демократии Киевской Руси:
А) князь
Б) вече
В) дружина
Г) Боярская дума
19. Для какого времени справедливо название русского государства «Киевская Русь»:
А) VII – VIII вв.
Б) IX – XII вв.
В) XIII – XIV вв.
Г) IX – XVII вв.
20. Крещение Руси для основной части населения было:
А) добровольным
Б) по договоренности
В) насильственным
Г) с согласия языческих племен
21. Русской правдой называется:
А) древнейший свод законов Руси
Б) древнейший договор Руси с Византией
В) первая древнерусская летопись
Г) литературное произведение Древней Руси
22. Города у восточных славян зарождались как центры, выполнявшие задачи:
А) политические
Б) политические и хозяйственные
В) военные и религиозные
Г) политические, хозяйственные, военные и религиозные
23. Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение:
А) об организации похода против половцев
Б) о порядке замещения киевского престола
В) каждому владеть отчиной своей и всем совместно охранять Русскую землю
Г) ввести «правило Юрьева дня»
24. Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков укреплял князь:
А) Святослав Игоревич
Б) Ярослав Мудрый
В) Владимир Мономах
Г) Андрей Боголюбский