Транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения
1. Понятие правового режима земель промышленности, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (далее –земли промышленности и иного назначения).
2. Понятие и состав земель промышленности и иного назначения.
3. Субъекты прав на земли промышленности и иного назначения.
4. Особенности управления землями промышленности и иного назначения. Органы управления. Функции управления.
5. Особенности правового режима отдельных видов данной категории земель.
5.1. Земли промышленности. Понятие и особенности использования земель промышленности. Земли для разработки недр. Понятие земель для пользования недрами. Особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей геолого-разведочных, горнодобывающих и иных предприятий, предпринимателей и иных субъектов на землях для пользования недрами. Особенности управления землями для пользования недрами. Органы управления. Функции управления. Предоставление и изъятие земель для использования недр.
5.2. Земли транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики. Понятие и состав. Особенности пользования ими.
5.3. Земли для обеспечения космической деятельности.
5.4. Земли обороны и безопасности.
6. Особенности юридических санкций за нарушение правового режима земель промышленности и иного назначения. Ответственность за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
Тема 15. Правовой режим земель водного фонда. Правовой
Режим земель лесного фонда
1. Понятие правового режима земель водного фонда.
2. Понятие и состав земель водного фонда.
3. Субъекты прав на земли водного фонда.
4. Особенности возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей субъектов на землях водного фонда.
5. Особенности управления землями водного фонда.
6. Понятие правового режима земель лесного фонда.
7. Понятие и состав земель лесного фонда. Правовое значение подразделения лесов на защитные, эксплуатационные и резервные для правового режима земель лесного фонда.
8. Субъекты прав на земли лесного фонда.
9. Особенности возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей субъектов на землях лесного фонда.
10. Особенности управления землями лесного фонда.
Тема 16. Правовой режим земель природоохранного,
Оздоровительного, рекреационного и историко-культурного
Назначения. Земли запаса
1. Понятие правового режима земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
2. Понятие и состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
3. Субъекты прав на земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
4. Особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей субъектов на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
5. Особенности управления землями природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Функции управления. Зонирование. Предоставление и изъятие. Контроль за использованием и охраной земель.
6. Особенности правового режима отдельных видов земель данной категории земель — земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
7. Понятие правового режима земель запаса. Понятие и состав земель запаса.
IV. Рабочая учебная программа дисциплины «Земельное право»
№ | Наименование темы | всего | лекции | в интер.форме | пр. занятия | В интер.форме | сам. раб. |
Предмет и система земельного права | |||||||
История земельного права | |||||||
Земельно-правовые нормы и земельно-правовые отношения. | |||||||
Источники земельного права. | |||||||
Право собственности на землю в РФ | |||||||
Иные права на землю | |||||||
Плата за пользование землей | |||||||
Возникновение прав на землю | |||||||
Государственное управление земельным фондом РФ | |||||||
Защита прав на землю и земельные споры | |||||||
Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства | |||||||
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения | |||||||
Правовой режим земель поселений | |||||||
Правовой режим земель промышленности, транспорта и др. спец. назначения | |||||||
Правовой режим земель лесного и водного фондов | |||||||
Правовой режим земель особо охраняемых территорий. Земли запаса. | |||||||
V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Текущий контроль
Проведение семинарских занятий основано на проведении как традиционного опроса, так и на применении активных и интерактивных методик.
Опрос студентов на практических занятиях имеет целью проверку полученных ими основных теоретических знаний по изучаемой теме, владение юридическими понятиями и категориями, понимание сущности проблем правового регулирования, умений публичного выступления, формулировать собственные суждения и умозаключения.
Совершенствование знаний сопровождается интенсивным формированием умений их практического использования, что развивает субъективную активность, в том числе учебно-познавательную, показывает, что большинство проблем имеет многозначные решения.
Важной составляющей семинарских занятий является решение задач (казусов), которое призвано помочь обучаемым уяснить смысл нормативно-правовых актов, закрепить теоретические знания, приобрести практические навыки по применению норм земельного законодательства к конкретным жизненным ситуациям, выработать самостоятельность в решении вопросов, возникающих в ходе правоприменительной деятельности. Предлагаемые для решения студентов задачи (казусы) составлены преимущественно из реальных правовых ситуаций. Их выполнение должно вызвать интерес у студента, желание разобраться в проблеме, научиться составлять разнообразные юридические документы, а в конечном итоге - получить прочные знания по изучаемой дисциплине.
Работа по решению задач предполагает соблюдение ряда методических правил. Под методикой решения учебных дел (задач) понимается система методических положений и приемов разбора конкретного учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: а) правильное решение дела по существу; б) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы). Приступая к решению задачи, необходимо усвоить нормативный материал и специальную литературу, рекомендованную по теме, ознакомиться с опубликованными материалами судебной практики. Задача должна быть прочитана внимательно, необходимо точно определить, на какие конкретные вопросы должен быть дан ответ.
К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения задачи, относятся следующие:
1. Прежде чем приступать к решению дела, установите характер возникших правоотношений.
2. С учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению, а также материалов судебной практики по данной категории дел.
3. Определите теоретические основы решения дела. Составьте перечень литературных источников, минимально необходимых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела.
4. Сформулируйте основные положения в обоснование каждого этапа решения дела и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логически правильно расположите их.
5. Кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые выводы (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле вопросы).
6. Подготовьте материалы, оформляющие (завершающие) решение учебного дела (задачи), а именно: проекты актов органов исполнительной власти, судебной власти.
Решение задач должно быть развернутым и обоснованным, а не сводиться к односложным ответам на поставленные вопросы.
Текущий контроль включает выполнение студентами заданий в рамках проводимых на практических занятиях деловых и ролевых игр, заданий по систематизации законодательства и судебной практики, составление письменных юридических консультаций, проектов юридических документов, интерактивные выступления, презентации с использованием мультимедийного проектора, выполнение творческих заданий, например, составлении кроссвордов, тестов в рамках изучаемых тем.
Проведение семинарских занятий включает обсуждение докладов, подготовка которых так же относиться к формам самостоятельной работы студентов. Тема до клада заранее согласовывается с преподавателем и должна соответствовать изучаемой теме. По продолжительности доклад должен быть не более 10-15 минут, затем студенты обсуждают его содержание, задают вопросы, высказывают собственные суждения. При подготовке к докладу необходимо более глубокое изучение теоретических основ и экологического законодательства, что позволит обозначить пробелы правового регулирования, сформулировать собственные выводы. Целесообразно структурировать доклад и письменно зафиксировать его основные тезисы. Доклад способствует выработке навыка по публичному выступлению, умению обосновывать свою точку зрения.
Подготовка докладов студентами предусмотрена при изучении темы «Плата за землю в РФ».
Примерные темы для подготовки публичных выступлений (докладов):
1. Земельный налог как форма платы за землю
2. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в частной собственности.
3. Особенности установления и взимания арендной платы за государственные и муниципальные земли.
4. Рыночная оценка земли.
5. Кадастровая стоимость и ее значение для социально-экономического развития региона.
Также студентам предлагается выполнить задание по систематизации законодательства и практики его применения.
Студентам предлагается выполнить задание по систематизации законодательства по следующим вопросам:
1. Регулирование земельных отношений в Твесркой области.
2. Ограничения права частной собственности на землю.
3. Частный и публичный сервитут.
4. Аренда земельных участков.
5. Правовые меры охраны земель в РФ.
6. Земельный контроль.
7. Государственный кадастр земельных участков.
8. Полномочия органов МСУ в сфере земельных отношений.
9. Правой режим отдельных категория земель идр.
Работа по систематизации законодательства в области природопользования включает поиск законодательных актов, конкретных статей, включая региональное законодательство, содержащих нормы по изучаемому вопросу с использованием данных правовой системы «Гарант», «Консультант Плюс» и изучение содержания данных положений.
Студентам предлагается выполнить задание по систематизации судебной практики.
Примерная тематика:
1. Асфальтовое покрытие и его правовой статус.
2. Приобретение прав на землю в силу приобретательной давности.
3. Споры, связанные с определением порядка пользования земельным участком.
4. Судебные споры о признании права на земельный участок.
5. Споры, связанные с разделом земельным участком и др.
Формы осуществления контроля за текущей работой:
1. Теоретический опрос студентов по вопросам, вынесенным на практическое занятие.
2. Проверка решения задач, выполненных заданий, их обсуждение.
3. Проверка составленных проектов юридических документов.
4. Оценка выступлений с докладами, презентациями по земельному праву.
5. Проверка письменной работы по систематизации законодательства и судебной практики.
6. Тестирование
Допускается выполнение и иных творческих заданий по согласованию с преподавателем.