Материалы для практических занятий. Развитие демократии в современном мире невозможно адекватно представить без анализа
Развитие демократии в современном мире невозможно адекватно представить без анализа основных теоретических концепций транзита (перехода от авторитаризма к демократии), определения тех общих закономерностей и специфических особенностей перехода, которые проявляют себя и на микро- и макроуровнях политической системы. Важной задачей такого анализа является также выделение основных условий демократизации, которые влияют на темп, глубину и характер преобразований политической, экономической и культурной системы каждой из стран, находящихся на этапе трансформации, а также оказывают воздействие на консолидацию сложившихся демократических отношений.
1. Демократизация как глобальный процесс
В рамках современной политической науки существует несколько подходов к анализу транзитных обществ. Один из них может быть условно назван «культурно-социологическим». Он разработан американскими учеными Хуаном Линцем и Альфредом Степаном, авторами ряда книг и статей по сравнительному анализу политических режимов и их трансформации. Второй подход – это концепция Сэмюэла Хантингтона, изложенная им в книге «Третья волна: демократизация в конце ХХ в.». Она рассматривает общественные преобразования в Восточной Европе сквозь призму общих для ряда стран планеты социально-политических процессов. Данный подход может быть условно назван «глобальной теорией демократического транзита».
Прежде всего необходимо разграничить понятия «либерализация»и «демократизация». По мнению Линца и Степана, «в недемократических условияхлиберализацияможет означать определенное сочетание политических и общественных перемен, таких как ослабление цензуры средств массовой информации, расширение возможностей для организации автономной деятельности рабочего класса, введение некоторых правовых гарантий для граждан, освобождение большинства политзаключенных из тюрем, возвращение людей из ссылок и эмиграции. Возможны также меры по улучшению распределения доходов и, что наиболее важно, толерантное отношение к оппозиции.
Демократизация включает в себя либерализацию, но является более широким и политически ориентированным процессом, требующим открытой состязательности сил, претендующих на контроль над правительством, а это, в свою очередь, означает введение свободных соревновательных выборов, результаты которых определяют обладателя власти».
Из этих определений ясно, что либерализация может происходить и без демократизации. Примером такого развития событий была политика «перестройки и гласности» в СССР, проводившаяся М.С. Горбачевым. Часто недемократические руководители утверждают, что те либеральные изменения, которые они осуществляют в своих странах, являются вполне достаточными для того, чтобы коренным образом изменился характер политического режима. Поэтому важно не только видеть разницу между либеральными реформами и демократизацией, но также знать определенный набор стандартных свойств и отличительных особенностей демократии, наличие или отсутствие которых позволяют объективно судить о характере политического режима.
Демократизация – это процесс, включающий в себя пункт перехода от диктаторского режима к народовластию и длительный этап консолидации демократического режима. Многие ученые, характеризуя завершенную демократию, приводят большое количество черт, которые присущи демократическому режиму как таковому. Более плодотворным, на наш взгляд, является более узкий, качественный подход, фиксирующий внимание на основных моментах изменений, делающих их необратимыми. Линц и Степан считают, что данные моменты включают в себя комбинацию поведенческих (бихевиоральных), ценностных и конституционных перемен, делающих демократию «единственной игрой в городе». Их рабочим определением консолидированной демократииявляется следующее:
«Бихевиорально демократический режим на определенной территории является консолидированным, если отсутствуют влиятельные национальные, социальные, экономические, политические или институциональные акторы, тратящие значительные ресурсы для достижения своих целей с помощью создания недемократического режима и путем насилия или за счет внешней интервенции стремящиеся к захвату власти в государстве.
Ценностно демократический режим является консолидированным, когда значительное большинство общества придерживается мнения, что демократические процедуры и институты – это наилучший способ управления и когда поддержка антисистемных альтернатив является очень слабой или они изолированы от продемократических сил.
Конституционно демократический режим является консолидированным, если правительственные и неправительственные силы вместе на всей территории страны привыкли подчиняться определенным законам, процедурам и институтам, санкционированным новым демократическим процессом при разрешении конфликтов».
Важно подчеркнуть, что если в момент смены правящего устройства, главнейшую роль играют политические факторы, то в процессе консолидации демократии на первый план выходят экономические и социокультурные условия, от которых зависит необратимость преобразований. Другими словами, демократизация – это сложнейший процесс, который нельзя упрощать и сводить к результатам свободных выборов или следствию развития рыночной экономики.
Процесс перехода от диктаторских режимов к современной (представительной, существующей в рамках национальных государств) демократии представляет собой глобальный процесс, который начался в прошлом веке и реализуется в виде «волн транзита». Под волной демократизации С. Хантингтон понимает«переход группы стран от недемократических режимов к демократическим, осуществляемый в определенный промежуток времени, в течение которого количество стран, совершающих такой переход, значительно превышает количество стран, совершающих противоположный переход». Обычно волна демократизации сопровождается либерализацией значительного числа диктатур, которые так и не становятся полностью демократическими системами.
Всего в современном мире можно выделить три глобальные волны демократизации. За каждой из них следовалиоткатные волны(reverse waves), приводившие к тому, что некоторая часть (не большинство) из ставших демократическими стран возвращались к диктаторским способам правления.
Первая глобальная волна демократизации | 1826–1926 |
Первая откатная волна | 1922–1942 |
Вторая волна демократизации | 1943–1962 |
Вторая откатная волна | 1958–1975 |
Третья волна демократизации | 1974–1993 |
Третья откатная волна | 1993–? |
Первая волна демократизации уходит своими корнями в Американскую и Французскую революции XVIII в. Джонатан Саншайн выделил два важных критерия, позволяющих относить политические системы прошлого века к демократиям:
1) более 50% взрослого мужского населения имеют право голоса;
2) исполнительная власть или имеет твердую поддержку со стороны большинства членов парламента, или избирается путем прямых регулярных выборов.
Адаптация этих критериев к конкретной политической практике позволяет сделать вывод, что первой страной, переступившей порог демократии, были Соединенные Штаты Америки, сделавшие это в 1828 г. В результате отмены имущественного ценза в старых штатах и присоединения новых, в которых действовало всеобщее избирательное право для мужчин, более 50% взрослого мужского населения приняло участие в президентских выборах.
В течение последующих десятилетий XIX и начала XX вв., благодаря расширению избирательного права, введению процедуры тайного голосования и учреждению института ответственности кабинета перед депутатами в парламентских республиках, количество демократических стран в мире постепенно увеличилось до трех десятков. В 1920 г. Джемс Брайс, анализируя этот процесс, указывал: «Тенденция к демократизации в настоящее время является ясной и отчетливой из-за действия всеобщего закона социального прогресса».
Первая откатная волна началась почти в то самое время, когда Брайс писал свои оптимистические строки, посвященные прогрессу и демократизации. Доминантой мировой политики 20-х и 30-х годов стал отказ от демократии через возврат многих стран к традиционным формам авторитаризма либо созданию новой для того времени тоталитарной модели в СССР, Италии, Германии. Как правило, отказ от демократии был нормой для тех государств, которые лишь недавно, после Первой мировой войны, стали демократическими и независимыми.
Начало первой откатной волне положил победоносный марш Муссолини на Рим в 1922 г., своей кульминации она достигла с приходом к власти нацистского режима в Германии и пошла на спад после первых серьезных поражений фашистских государств, которые они потерпели от стран антигитлеровской коалиции в ходе Второй мировой войны.
Вторая волна демократизации была связана с разгромом Германии, Италии и Японии союзниками в 1945 г. В результате оккупации этих стран американскими, британскими и французскими войсками и жесткой политики денацификации демократические институты были имплантированы на их национальную почву. Определенная, хотя и непродолжительная, демократизация происходила также в некоторых государствах Латинской Америки. Наконец существенное влияние на расширение сферы демократии в мире оказал распад колониальной системы стран Запада в 50-е–начале 60-х годов.
Однако уже в первой половине 60-х годов началась вторая откатная волна. Особенно драматичными были изменения в Латинской Америке, где в течение одного десятилетия все ранее существовавшие демократические правительства были ликвидированы вследствие военных переворотов. Пакистан, Южная Корея, Индонезия, Филиппины и некоторые другие государства Азии превратились в диктатуры. Практически все новые независимые страны Африки также утвердили авторитарные формы правления. По некоторым подсчетам, к 1975 г. одна треть из тридцати двух функционировавших в конце 50-х годов демократий, стала диктатурами. Все это породило пессимизм относительно возможностей использования демократической модели в развивающихся странах и неуверенность в завтрашнем дне народовластия на Западе.
Третья волна демократизации берет свое начало в португальской «революции гвоздик» 1974 г., когда впервые в новейшей истории военный переворот привел не к установлению авторитарной диктатуры, а к быстрому переходу страны к демократическим формам правления. Начавшись в Южной Европе, она перекинулась на Латинскую Америку, некоторые государства Азии и достигла кульминации в 1989 – 1991 гг., выразившейся в серии антикоммунистических революций в странах Восточной Европы и распаде СССР.
Третья волна является самой мощной и поистине глобальной. За пятнадцать с лишним лет она привела к колоссальным изменениям в раскладе политических сил на нашей планете. По подсчетам «Freedom House», если в 1976 г. менее 20% населения земли жило в демократических государствах, то к 1990 г. эта цифра увеличилась до 39%. Количество же демократий за примерно тот же период времени возросло с 30 до 58. Правда, по сравнению с 1920 г. количество демократических стран в процентном отношении остается неизменным – 45%. Это объясняется как ростом общего числа государств в мире, так и следствием «откатных волн».
Что касается причин, вызвавших «третью волну», то Хантингтон считает, что они связаны, во-первых, с углублением проблем легитимности диктаторских режимов в связи с их внутренними проблемами; во-вторых, с высокими темпами экономического роста в шестидесятые годы, что привело к увеличению жизненных стандартов, развитию урбанизации и росту среднего класса во многих странах мира; в-третьих, с изменением политики Ватикана и переходом национальных католических церквей от позиции защиты статус-кво к оппозиции авторитаризму; в-четвертых, с изменением политического курса многих влиятельных международных сил: ориентацией Европейского Союза на расширение своей организации, активизацией действий США по отстаиванию прав человека в мире, отказом правительства Горбачева в СССР от поддержки консервативных союзников в Восточной Европе; в-пятых, с развитием средств связи и коммуникации, сделавшим возможным «эффект снежного кома» во время транзита. На наш взгляд, ключевую роль сыграло изменение соотношения сил на мировой арене между Западом и Востоком в пользу Запада, неспособность советской экономической модели работать в новых постиндустриальных условиях, а советского военно-промышленного комплекса – состязаться на равных с США в гонке вооружений.
Отталкиваясь от концепции Хантингтона, мы попытаемся сделать некоторые выводы, касающиеся ситуации с транзитом в 90-е годы.
Во-первых, с 1993 г. начинается третья откатная волна, вызванная неудачей демократического эксперимента в России. Именно в это время там утвердилась умеренная олигархическая диктатура президента в результате разгона Верховного Совета, принятия на референдуме Конституции, в соответствии с которой правительство фактически не ответственно перед парламентом. Победа коммунистов и национал-шовинистов на выборах в Думу 1993 г. и чеченская авантюра 1994 – 1996 гг. только усилили эти тенденции, равным образом как и ускоренное формирование монополистического капитализма и финансовой олигархии. Под влиянием ситуации в России и в силу внутренней слабости демократические институты были разрушены в странах Центральной Азии и Закавказья. В 1994 г. после президентских выборов начался быстрый откат демократии в Беларуси, завершившийся через два года установлением персоналистской диктатуры Лукашенко. В Юго-Восточной Европе неудачей закончились попытки демократических сил прийти к власти в Югославии, а в Албании демократически избранный президент вынужден был подать в отставку в результате вооруженного мятежа его противников. Авторитарные тенденции отчетливо проявились в политике президентов Хорватии и Словакии. В 1997 г. на выборах потерпели поражение сторонники реформ в Монголии. Наконец, в 1998 г. после «мирного воссоединения» Гонконга с Китаем в этой провинции КНР были введены недемократические методы правления.
Во-вторых, в конце 90-х годов завершился процесс консолидации демократии в таких странах, как Чехия, Польша, Литва, Латвия, Эстония. Показателем этого стало формирование там устойчивого политического рынка и мирный переход власти из рук умеренно правых сил в руки умеренно левых и наоборот. Важным признаком консолидированной демократии является также наличие условий плюрализма, которые зависят от четкого разделения властей по горизонтали и вертикали и осуществления децентрализации власти.
В-третьих, из других восточноевропейских стран, осуществляющих переход, консолидированная демократия в это время сложилась только в Венгрии и Словении. Болгария и Румыния, хотя и продемонстрировали признаки наличия у них политического рынка, в силу экономических проблем и незавершенности процесса децентрализации не могут пока еще быть причислены к стабильным демократическим государствам.
В-четвертых, в конце 90-х годов сложились условия для начала четвертой глобальной волны демократизации, свидетельством чего стали победа демократической оппозиции на выборах в Словакии в 1998 г., переход власти в руки демократов в Хорватии в 1999 г., Югославии, Мексике и Тайване в 2000 г., Грузии в 2003 г.
2. Модели и формы демократического транзита
Все многообразие вариантов перехода к демократии можно сгруппировать в следующиемодели транзита:
• циклический переход: ситуация, когда некоторые страны осуществляют смену политических режимов в рамках замкнутого цикла: нестабильная демократия – военная диктатура – нестабильная демократия и т. д. Он был характерен для Бразилии, Аргентины, Перу, Боливии, Эквадора, Турции, Нигерии и некоторых других стран. В них смена режимов заменяет собой чередование правых и левых партий у руля власти в демократиях. «В этих странах не противопоставляют авторитарную и демократическую системы, потому что круговорот демократии и авторитаризма – это и есть их политическая система». Формула циклического перехода: a–d–a–d–a–d, где «а» обозначает непрочный авторитаризм, а «d»– нестабильную демократию.
• вторая попытка: это такой вариант транзита, когда нестабильную демократию сначала сменяет на определенное время авторитарный режим, который потом преодолевается или трансформируется в стабильную демократию. Формулой такого перехода является: А–d–A–D. Например, после поражения Германии в Первой мировой войне в стране сложилась крайне нестабильная демократия, которая была в 1933 г. заменена тоталитарной нацистской диктатурой, разгром которой во Второй мировой войне привел к демократизации Западной Германии, ставшей демократическим государством в 1949 г. Ряд стран Восточной Европы проделал такую же эволюцию.
• прерванное развитие: свойственно странам, которые достаточно долго жили в условиях демократического правления, но на время утратили его из-за серьезных внутренних или внешних причин. Возврат к демократии в них происходит достаточно легко и быстро как к естественной политической форме. Примерами такого перехода являются Индия, Филиппины, Уругвай, Чили. Формула «прерванной демократии»: A–D–a–D.
• прямой переход: представляет собой такой вариант перехода к демократии, когда на смену авторитарной диктатуре или в результате длительного периода реформ, или революционным путем приходит демократическая система правления, которая потом консолидируется. Если процесс консолидации демократии будет успешным в таких странах, как Румыния, Болгария, Тайвань, Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас и Никарагуа, они смогут быть примером такого перехода. Мы считаем, что аналогичным образом обстоят дела с Венгрией, Словенией, Хорватией, Македонией. Формула прямого перехода: A–D.
• деколонизация: такая ситуация, когда освобождающиеся от колониальной зависимости страны сохраняют демократические институты, перенесенные на их территории бывшей метрополией. В рамках третьей волны такой вариант транзита был характерен для Папуа Новой Гвинеи и одиннадцати маленьких островных государств Карибского бассейна–бывших заморских территорий Великобритании. Формула деколонизации: D/a–D.
Формы перехода к демократии. Анализ процессов демократизации в ходе «третьей волны» свидетельствует, что он включает различные политические и социальные силы, борющиеся за власть, собственность, за и против демократизации, и другие цели. Если мы возьмем отношение к демократизации, то можно выделить консервативных приверженцев диктатуры, либеральных реформаторов и демократических реформаторов в правящем лагере; умеренных демократов и радикальных демократов среди оппозиции. В некоммунистических диктатурах к антидемократическим силам относятся фашисты, правые политические группировки и радикальные националисты. Крайние же позиции в борьбе с режимом занимают левые политические партии и революционеры-марксисты. В таких системах приверженцы демократии и в структурах власти, и в оппозиции занимают, как правило, середину право-левого политического спектра. В коммунистических государствах расстановка политических сил является несколько иной: крайние антидемократические позиции отстаивают коммунисты-ортодоксы в правительстве и правые радикалы в оппозиции. Наиболее последовательными сторонниками демократического перехода здесь являются национал-демократы и либералы, находящиеся на центристской политической платформе.
Группы, вовлеченные в процесс демократизации, имеют как общие, так и конфликтующие между собой интересы. Реформаторы и консерваторы в структурах власти не согласны друг с другом по вопросам отношения к либерализации и демократическим реформам, но они едины в стремлении не допустить оппозицию к власти. Умеренные и радикальные группировки в оппозиции сходятся в стремлении ликвидировать диктатуру, но расходятся в вопросе: каким должно быть политическое устройство государства, которое придет на смену диктатуре. Реформаторы из правительства и умеренные силы оппозиции заинтересованы в утверждении демократии, но часто спорят по вопросу цены демократических преобразований и определения той доли власти, которой они хотели бы обладать. Наконец, консерваторы в правительстве и радикалы в оппозиции разделяют противоположные взгляды на проблему: кому должна принадлежать власть в обществе, но и та и другая группировки заинтересованы в ослаблении демократических сил.
В ходе осуществления перехода к демократии позиции разных участников этого процесса могут меняться. Например, если сторонники либерализации режима или даже консерваторы не ощущают непосредственной угрозы своему положению, они могут со временем стать на сторону демократизации. В свою очередь, вовлечение радикальных революционеров в данный процесс может содействовать смягчению их позиции и принятию ими более сдержанной и взвешенной политической платформы.
То или иное соотношение сил между упомянутыми выше группами в состоянии оказывать существенное влияние на характер, темп и форму преобразований. По мнению С. Хантингтона, если консерваторы доминируют в правительстве, а радикалы в оппозиции – демократический переход невозможен. И наоборот, если и в структурах власти и в оппозиции преобладают умеренные сторонники демократии – общественные преобразования осуществляются легко и быстро. В том случае, когда демократические группы преобладают среди оппозиции, но их нет или они очень слабы во власти – начало перехода к демократии будет зависеть от вызревания политического кризиса господствующего режима, могущего содействовать приходу оппозиции к власти. Когда же демократические группы пользуются перевесом сил в правительстве, но очень слабы в оппозиции –усилия по демократизации общества будут встречать сопротивление со стороны консервативных и реакционных сил, могущих прибегать к попыткам государственного переворота.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс перехода к демократии предполагает наличие трех групп отношений: между властью и оппозицией, между реформаторами и консерваторами в правительстве, между умеренными и экстремистскими группами в оппозиции. Эти виды отношений так или иначе проявляют себя во всех транзитных странах и наряду с характером авторитарного режима определяют форму перехода к демократии.
С. Хантингтон в своей работе «Третья волна: демократизация в конце ХХ в» выделяет три основные формы перехода: «трансформацию» (transformation), «замещение» (replacement) и смешанную форму (transplacement), объединяющую элементы первой и второй форм. Х. Линц и А. Степан выделяют два идельных типа перехода к демократии, использовав испаноязычные термины: «reforma» и «ruptura». Первое понятие почти полностью совпадает по значению с термином «трансформация», а второе – с «замещением». Разные страны в разное время приближались или к первой, или ко второй идеальной модели транзита, никогда не совпадая с ними целиком. Д. Шейэ и С. Мейнуоринг, так же, как и Хантингтон, выделяют три основные формы, но предлагают назвать их «transaction», «breakdown/collapse» и «extrication». Поскольку все вышеприведенные термины близки по значению, мы будем использовать классификацию С. Хантингтона, которая является наиболее разработанной и широко применяется в политологических текстах, посвященных демократическому транзиту.
В том случае, когда элита власти доминирует над оппозиционными группировками, переход к демократии возможен в форме трансформации (transformation) – длительного процесса реформ сверху, с помощью которых в обществе создаются экономические, социальные и, наконец, политические предпосылки народовластия. Отношения между реформаторами и консерваторами в правительстве играют ключевую роль в рамках данной формы перехода. Трансформация возможна только при условии, если реформаторы доминируют над консерваторами, правительство – над оппозицией, а умеренные группы оппозиции – над радикальными группировками. В процессе осуществления трансформации умеренные оппозиционеры, как правило, пополняют правительство, а консервативные его члены отправляются в отставку.
В ходе «третьей волны» 16 стран осуществили переход к демократии через трансформацию: из них восемь военных режимов, пять однопартийных режимов и три персоналистские диктатуры. Поскольку эта форма перехода требует, чтобы правительство было сильнее оппозиции (особенно на первом этапе), трансформация может начаться в условиях военных режимов, которые непосредственно контролируют средства вооруженного насилия и подавления и не оставляют больших возможностей для формирования и деятельности оппозиции. Она обычно происходит в относительно экономически развитых системах, где сложились основные предпосылки демократии, а выбор пути развития зависит только от воли правящей элиты. Наиболее показательными примерами трансформации являются Испания, Турция, Бразилия, Тайвань, Мексика и Венгрия. Данная форма была также характерна для Южной Африки, СССР (до августа 1991 г.), Эквадора, Перу, Гватемалы.
Трансформация имеет свои сильные и слабые стороны. С одной стороны, она позволяет подготовить общество и элиты к жизни в условиях демократии, обучает искусству компромиссов, и обычно те страны, которые прошли путь трансформации, демонстрируют достаточно прочные институты и процедуры демократии. С другой стороны, долог и нелегок сам этот путь. Поскольку движение к демократии обеспечено вначале только политической волей реформаторской части правящей элиты и не имеет опоры в обществе, велика угроза их проигрыша консервативным противникам в структурах власти, верхушечных переворотов при молчании пассивного народа.
Если оппозиция сильнее правительства, а консерваторы и ретрограды в правительстве значительно сильнее реформаторов, формой перехода становитсязамещение (replacement) – относительно кратковременный процесс перехода власти от диктаторского правительства к демократическим силам в условиях политического кризиса. Для успеха замещения обязательным условием является единство оппозиции, ее радикальных и умеренных группировок. Это зачастую оборачивается борьбой в лагере победителей после свержения диктаторского режима. Только в случае, если после победы перевес сил окажется на стороне умеренных приверженцев демократии, переход к народовластию может считаться обеспеченным. В ходе третьей волны (к началу 90-х годов) только шесть диктатур были преодолены через замещение. В 90-е годы к этому перечню добавились еще семь стран. Наиболее часто замещению подлежат режимы личной власти (шесть случаев), на втором месте находятся однопартийные диктатуры (пять случаев) и, наконец, военные режимы (два случая). Персональные диктаторы редко добровольно отказываются от власти и уходят в отставку. Поскольку природа их правления носит ярко выраженный личный, а не институциональный характер, оппонентам режима с трудом удается сохранять свои позиции в структурах власти, их количество и влияние на политику ничтожны.
Авторитарная система существует до тех пор, пока правительство политически сильнее, чем оппозиция. Режим может ослабнуть под влиянием ряда причин: военного поражения (Аргентина, Филиппины, Португалия, Югославия); неудачной попытки государственного переворота (СССР–Россия в августе 1991 г.); провала внешнеполитической авантюры (Греция); обострения экономических и социальных проблем (Румыния); воздействия демократизации в соседних странах (Чехословакия, ГДР), смерти диктатора (Хорватия). Чаще всего недовольство населения носит скрытый характер, аккумулируется и прорывается наружу под влиянием повода, переполняющего чашу терпения. Очень важна позиция военных. Замещение происходит лишь тогда, когда армия или переходит на сторону противников режима, или отказывается применять силу против собственного народа. Это возможно тогда, когда оппозиция выступает как единая сила, способная привлечь на свою сторону интеллигенцию, духовенство, студентов, профсоюзы, мелких и средних предпринимателей и т.д.
Формы замещения бывают разными: вооруженное восстание (Португалия в 1974 г., Румыния в 1989 г.), бархатная революция (Чехословакия и ГДР в 1989 г., страны Балтии в 1991 г.), ошеломляющие выборы (stunning elections), которые организует власть, терпящая на них поражение (Индия в 1977 г., Словакия в 1998 г.), выборы в сочетании с массовыми акциями, когда власти прибегают к масштабной фальсификации голосов, что оборачивается акциями протеста и падением режима (Аргентина в 1983 г., Филиппины в 1986 г., Югославия в 2000 г., Грузия в 2003 г.). Замещение менее продолжительно, чем трансформация и поэтому менее болезненно, если, конечно, оно не сопровождается вооруженным насилием. Зато после отстранения диктатора от власти начинается мучительный процесс размежевания и конфронтации в стане вчерашних союзников. Зачастую общество оказывается не подготовленным к жизни в условиях демократии. Странам, осуществившим замещение, требуется длительное время на консолидацию системы народовластия.
Смешанная формапреобразований политической системы –transplacement – представляет собой процесс взаимодействия между сторонниками либерализации и демократизации в правительстве и умеренной оппозицией, в ходе которого достигается согласие о политических и правовых условиях перехода к демократии. Transplacement осуществляется в несколько этапов. Инициатива начала преобразований обычно исходит от реформаторов в структурах власти, которые добиваются смягчения диктатуры, принимают ряд мер по либерализации режима. Этим пользуется оппозиция, начинающая мобилизацию массовой поддержки своим требованиям. Радикальные группировки призывают к революционной борьбе. Это служит раздражителем консервативных сил, приступающих к политике «закручивания гаек». В случае, если реформаторам удается отстоять свои позиции во власти, а умеренной оппозиции одержать победу над радикалами, начинается длительный и сложный процесс переговоров между этими силами, приводящий к выработке компромиссных решений, направленных на мирный переход к демократической политической системе. Основными условиями, делающими возможным «transplacement», являются: наличие паритета в отношениях между властью и оппозицией, преобладание умеренных и «договороспособных» партнеров в структурах правительства и оппозиции. Классическими примерами перехода к демократии через эту форму в 70-е – 80-е годы являются Польша, Никарагуа, Уругвай, Корея, Сальвадор, Гондурас, Боливия. Некоторые элементы смешанной формы были присущи Чили и ЮАР. Примерно 10 из 35 вариантов перехода к демократии в эпоху «третьей волны» произошли в форме «transplacement».
Осуществление данной формы связано с преодолением многих трудностей психологического и политического плана. Зачастую бывает сложно сесть за стол переговоров с людьми, ответственными за репрессии против соратников или повинными в терроризме. Большой проблемой является достижение доверия между договаривающимися сторонами. Поэтому зачастую требуется помощь посредников: дипломатов из других стран, религиозных деятелей и т.п. Ведущим переговоры бывает трудно объяснить своим единомышленникам значение достигнутого компромисса, доказать, что он не является предательством. В случае, если все же удается преодолеть эти и другие трудности, «transplacement» обеспечивает наилучшие возможности для формирования и консолидации институтов демократии.
Конечно, перечисленные выше формы являются теоретическими конструкциями и ни одна страна, совершающая переход, не может вместить все многообразие и сложность национальных процессов в прокрустово ложе той или иной модели. Однако мы можем вести речь о большем или меньшем приближении к идеальным моделям преобразований, о тенденциях, преобладающих в каждом конкретном случае транзита. Правильный выбор той или иной формы перехода играет колоссальную роль в разработке эффективной стратегии демократических сил.
3. Предпосылки демократизации
Непосредственное влияние на формы и методы демократического транзита оказывает характер диктаторского режима. По мнению Линца и Степана, наиболее благоприятные условия для перехода к демократии существуют призрелом авторитаризме, где складывается автономное гражданское общество, существуют рыночные отношения, развиваются правовые ограничители власти диктатуры. Задача демократических сил заключается в решении политических проблем, связанных с созданием и укреплением системы политического плюрализма.
Сходной является ситуация перехода к демократии отпосттоталитаризма. Определенные предпосылки народовластия в виде элементов гражданского общества, социального и экономического плюрализма созревают в недрах диктаторского режима за исключением политических отношений. Однако нужно иметь в виду, что процесс транзита с посттоталитарной стадии развития отягчен значительными трудностями, связанными с неизжитым наследием тоталитарной диктатуры, особенно в области общественного сознания.
Если переход осуществляется от классического тоталитаризма, обществу приходится одновременно решать целый комплекс политических, экономических, социальных и культурных проблем, поскольку предпосылки транзита практически не возникают в готовом виде в недрах такого режима, за исключением некоторых экономических условий, если речь идет о тоталитарном режиме нацистского типа.
Наконец, опыт современного Гаити свидетельствует, что введение демократических порядков в стране, долго жившей в условиях режима «султанизма», означает начало преобразований почти с нулевой точки развития. В отличие от других форм авторитаризма, при котором могут относительно автономно существовать экономическая и социальная деятельность, в условиях режима «султанизма» не существует никаких правовых ограничений власти деспота, а следовательно, и никаких возможностей для развития даже полуоппозиции и присутствия реформистски настроенных сил в структурах власти.
По мнению Хантингтона, процесс демократизации идет быстрее и менее болезненно, когда степень развития политической конкуренции опережает политическое участие. Именно так осуществлялся переход к демократии в Западной Европе во второй половине XIX – начале ХХ в. Демократическое движение там боролось за расширение избирательного права и уменьшение имущественного ценза при достаточно развитых плюралистических институтах и процедурах, таких как парламент, партии, разделение властей. В наше время аналогичная ситуация существовала только в ЮАР, где до недавнего времени действовал режим расовой олигархии. Демократические силы этой страны вели успешную борьбу за распространение гражданских прав и свобод на коренное население страны.
Достаточно быстро, при наличии необходимых предпосылок, осуществляется демократическая трансформациявоенных диктатур. Военные руководители, как правило, никогда не рассматривают свое правление как перманентное. Они приходят к власти, чтобы «исправить ошибки», допущенные гражданскими правительствами, и уходят в казармы, когда «ситуация меняется в лучшую сторону». Военные выполняют иную институциональную роль, нежели политики и государственные служащие. Однако ничто не гарантирует руководство от возможностей повторного возврата армии на политическую авансцену. «Даже один успешный государственный переворот в стране делает невозможным и для политиков и для военных пренебречь опасностью рецидива».
Гораздо более сложным является переход к демократи