Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества

Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов).' Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.

Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы с активным участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам, уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям. Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей, что общепризнанные положения международного права, международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это, конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смысл должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом отечественной традиции

' Необходимо иметь ввиду одну филологическую тонкость. В английском языке слово нация обозначает не только этнос, но и населением страны, народ. Встречая в переводах международных документов слово "нация" надо иметь ввиду оба его значения. законодательной техники. Внутреннее законодательство может также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, так как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции за международные

преступления.

Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы

является то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер: соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этих преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут ответственность и наказание, независимо от давности их

совершения (ст. 78 УК).

Отметим большой вклад отечественных ученых в разработку концепции уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления) и их классификацию. В том числе в период выработки международных соглашений о законах и обычаях войны и основополагающих международно-правовых документов о наказании главных военных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнин сформулировал понятие преступлений против человечества и указал на их основные группы (против мира, военные, против человечности).' Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергского трибунала.2

В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международного уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых является мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в него народов, основы существования и сотрудничества государств, мирное разрешение межгосударственных конфликтов,' определенные трудности при усвоении материала может вызвать рядоположенное использование в литературе двух сходных терминов : "международные преступления" и "преступления международного характера". Для того, чтобы избежать эти трудности, надо руководствоваться следующим: - международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указаниям, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия; - преступления международного характера - это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Но при всей опасности, например, преступлений международного характера, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба, при котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом . Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак : наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах.

Конечно, разграничение названных групп преступлений не носит абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью мы встречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержке терроризма и незаконного

' Интересные данные о состоянии разработки проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества и Устава международного уголовного суда приводятся в кн. Уголовное право России. Особенная часть. Под ред. Б.В. Здравомыслова. М. 1996. С. 532, 533. оборота наркотиков. И в ряде других случаев названные преступления представляют при их выходе на международный уровень серьезную непосредственную угрозу миру и безопасности. Вот почему не исключено появление в рассматриваемой главе новых составов преступлений в соответствии с международноправовыми документами о борьбе с терроризмом и незаконным

оборотом наркотиков.

Наши рекомендации