Туки, Атилле, Айбат, Тукал, Тохол, Аттила, Атила, Этцель, Атилла (434-453 гг.)
Сын Муенчака, самый знаменитый Булгарский царь и завоеватель. Родился в год лошади, в 406 г., был соправителем (в 434-445 гг.), а затем - правителем Иделя. В его царствование Идель стал самой крупной в истории человечества империей от Китая до Франции. В правление его сына Тингиза Идель распался на Кара-Бершуд (Дунайско-Украинская часть Иделя), Ак-Бершуд или Эчке Идель - “Внутренний Идель“ (Волго-Уральская часть Иделя) и Эскель - “Сибирская часть Иделя“ (Предкавказье относилось Булгарскими летописцами то к Кара-Бершуду, то к Ак-Бершуду). Булгарские беки из рода хин-сэбэр овладели Ак-Бершудом и Эскелем. Хин-сэбэрских Булгар остальные Булгары называли эскелами, хинами, буртасами, кашанами, башкортами, сэбэрами.
Иллак Абы-Дуло Бирюли (453-454 гг.). Старший сын Атиллы, правитель Иделя. Больше всего любил конные скачки. Его сын Чалап-бий (Чаллы-бий) стал правителем Ак-Бершуда.
Тингиз (Таныш) Хурса (454-469 гг.).Средний сын Атиллы, правитель Иделя. Отказался выполнить требование Кермека уравнять в правах старую гунно-Булгарскую аристократию и знать Огузоязычных агачиров и буртасов (сарматов), почему был свергнут сторонниками Кермека. Кермек включил агачиров и буртасов в господствующий Булгарский этнос и великодушно оставил Тингизу Галидж или Улак (Румынию), но небольшая орда Тингиза без помощи Булгар Кермека погибла. Тингиз очень любил оружейно-кузнечное дело, поэтому многие верили, что после гибели в бою он был превращен Тангрой в алпа оружейно-кузнечного дела Хурсу.
Кермек, Кернек или Бел-Кермек, Ирник, Хернах, Ирна (463-489 гг.). Младший сын Атиллы, продолживший его ветвь династии Дуло. Соправитель Иделя и правитель Кара-Бершуда. После распада Иделя на части (463 г.) Кермек, сохраняя высочайший титул Кагана или кана (император, царь), объявил Кара-Бершуд Булгарским бейликом (княжеством). Сам он объяснил это так: “Я объявил свою часть царства Идель Булгарским бейликом для того, чтобы наши утерявшие единство и приунывшие люди не забыли имя своих отцов и дедов, великое имя Булгар“. В легендах его часто называют Маджаром -“Жертвенным“ - за то, что он не начал братоубийственную войну с Булгарами - сэбэрцами ради восстановления единства Иделя, хотя мечтал восстановить единство всего царства. Кермек вырастил и воспитал сына Иллака Чалап-бия и по просьбе хин-сэбэрских беков отпустил его к ним.
Чалап (Чаллы)-бий или Байгу, Хин, Ибер-Сэбэр, Афрасиаб, Аудан (463-532 гг.). Сын Иллака, правитель восточных частей Иделя. Родился в 442 году и прожил 90 лет. Очень любил соколиную охоту. Сэбэрские беки вначале провозгласили его правителем Ак-Бершуда, а затем и Эскела (Сибири). Объединив эти две восточные части Иделя, Чалап-бий стал называть их Ибер-Сэбэр (это название в иранских источниках приняло форму “Афрасиаб“). Очень скоро Чалап-бий подчинил Ибер-Сэбэру и Кашан (Среднюю Азию). Он вел успешные войны с барджильским (иранским) шахом Бараджем (Пероз) и был женат на сестре Бараджа Самар-би. После гибели Бараджа в бою с сэбэрскими Булгарами (484 г.) Чалап-бий посадил на барджильский трон Балуса, а после свержения Балуса (Влас, Балаш) антиБулгарски настроенными барджильскими вельможами - сына Бараджа-Курбата (Кубрата)-Кавада (488 г.). Чалап-бий помог Курбату разгромить арьякцев (армян) и Урумцев (Византийцев). С 463 г. по 520 г. Кара-Бершуд был в подчинении от Ибер-Сэбэра, где хозяйничали сэбэрские беки, но Чалап-бий делал все, чтобы это подчинение было неоскорбительным и необременительным для его кара-бершудских родственников. В 520-х гг. власть Чалап-бия и авторитет Ибер-Сэбэра ослабли из-за распрей среди сэбэрских беков. По просьбе Самар-би Чалап-би женил Курбата на своей дочери Минли-бике. Брат Чалап-бия - Курязбаши, бывший наместником Хорезма, умертвил сына Курбата и Минли-бики - Сэбэрджана за то, что в Барджиле другой сын Курбата Хусрау (Хосрой) казнил Субаша. Субаш - барджильский вельможа - некоторое время вместе с Курбатом был заложником в Ибер-Сэбэре и принял Тенгрианство (“Маджарство“). Вместе с Курбатом Субаш попытался ввести Маджарство в Барджиле, но Хусрау сорвал его планы. Движение Субаша получило название “маздакизма“. Чалап-бий был в это время уже смертельно болен и не смог помешать убийству Сэбэрджана. Но по просьбе Чалап-бия один из его сыновей - Бурджан - спас сына Сэбэрджан - Ибера, основавшего династию хорезмийских царей.
Ружа-Джураш Масгут (489-505 гг.). Сын Кермека от дочери масгутского бека Ружи, почему и был назван Ружа. Правитель Кара-Бершуда, правил 16 лет. Благодаря помощи сэбэрских беков смог расширить свои владения на западе в ходе успешных войн с Византией. В 492 г., в год обезьяны, занял всю западную часть Дунайской Булгарии от Дуная до Кубар-Дара (Вардар, Македония) и в память об этом основал город Бичин - “Обезьяна“ (Видин). За успехи в войнах получил прозвище Джураш - “Воитель, Дух Войны“. Прославился как мудрый и справедливый правитель. Знал родной - Огузо-Булгарский, немецкий, латинский, Греческий, Дунайско-Булгарский (“славяно-болгарский“), Венгерский, иранский языки и “кам теле“ (язык Булгарских шаманов). Имел пятерых известных сыновей: Буляк-Болгара, Куштана (Бирмана), Айяра, Могера и Банджа-Татру.
Банджа-Татра Банант или “Мундо“ (505-520 гг.). Сын Ружа-Джураша, был правителем Булгарского бейлика (Кара-Бершуд) 15 лет. Всегда признавал Чалап-бия верховным Булгарским правителем и был очень дружен с ним. Прославился воинственностью и необычайной храбростью в бою. В решающей битве в войне против Византии его тысячный конный отряд (“банант“) атаковал и опрокинул 15-тысячное Византийское войско, после чего он получил также прозвище “Банант“. Разгромленная Византия согласилась платить Кара-Бершуду огромную дань и уступила ему большую часть Балканского полуострова. После этого Татра восстановил единство Иделя, подчинив Ак-Бершуд и Эскель. Был воспет в болгарском народном эпосе “Шан Талгау“ под именем Тат-Ырана.
Буляк-Болгар Джилки или “Болох“ (520-522 гг.). Старший сын Банджа-Татры, был управителем Чаллы-Бурджанской (Предкавказской) части Ибер-Сэбэра. Родился в год лошади (в 490 г.), почему получил имя Джилки (“Лошадь“), Вначале брал дань с Византии и Барджиля (Персии) только для Чалап-бия, но затем стал взимать для себя дополнительную дань с Барджиля (по настоянию жены - Бояр-кыз). Желая избавиться от этой дополнительной дани, барджильский шах Курбат (Кавад) пригласил его в Персию для участия в походе на арьякцев (армян) и пообещал за это передать Джилки область Дяу-Хонджак (Карабах). Джилки поверил и был коварно убит вместе с большей частью своей дружины людьми Курбата. Перед смертью Джилки завещал своим родным отомстить барджийцам (персам) за их коварство. Двое двоюродных братьев Джилки Ширак Хазар (с тысячью воинов) и Колын (с 3 тысячами воинов) перешли на персидскую службу и были через некоторое время отпущены...
Куштан или Бирман, Эльбир (Алвар), Угез, Угер, “Гостун“, “Горди“ (527-528 гг.). Сын Ружа-Джураша и бики (княжны) Булгарского рода Ерми (Бирман), почему получил прозвище “Бирман“. Правитель Булгарского бейлика (Кара-Бершуд), правил 2 года в качестве ильчибека (регента) при малолетнем царе - младшем сыне Банджа-Татры Боян-Чельбире. Пытался распространить Христианство, что вызвало недовольство Булгарской знати, сплотившейся вокруг его брата Айяра. Погиб во время нападения людей Могера в своей ставке. Сын Куштана Саба-Юрган (Су-Бюрган), в память об отце, основал на месте этой ставки город Бирман (современный город Одесса на Украине).
Могер или Мугел, Муагерис (528 г.). Сын Ружа-Джураша. В 528 г. сверг Куштана, но правил недолго и вскоре сам был свергнут братом Айяром.
Айяр или Авар (528-531 гг.). Сын Ружа-Джураша, В 528 г. сверг Могера и три года правил Булгарским бейликом. По преданию, был проклят вместе со всем своим потомством женой Куштана (считавшего Айяра соучастником убийства мужа) и это проклятие тяготело над его семьей долго.
Бояркыз (520-535 гг.). Жена Буляк-Болгара, из Булгарского рода Сэбэр. После гибели Джилки - правительница Чаллы-Бурджана (в качестве ильчибики - регентши - при своем малолетнем сыне-царе), а в 535 г. стала фактической правительницей Ибер-Сэбзра. Была в союзе с Византией. Когда в 528 г. сыновья Айяра Колын и Ширак-Хазар двинулись через ее территорию на помощь персам, она убила Колына, а Ширака и его сына Дугара захватила в плен и выдала Уруму (Византие), Т.к. Византийцы боялись и Айяра, и Саба-Юргана, то держали пленников в почетном плену, ни в чем не стесняя. Таких пленников называли “ак хум“ - “белый заложник (или раб)“. Сыновья Буляк-Болгара и Бояркыз - Барыс и Мар (Мардукан) положили начало княжеской династии Эчке Иделя.
Саба-Юрган или Су-Бюрган, Заберган, Катраг (531-563 гг.). Сын Куштан-Бирмаиа. Правитель Булгарского бейлика, правил более 30 лет. Из-за того, что вел частые войны (особенно с Византией), был прозван Катрагом - “Беспокойным“. Основал город Бирман, который сделал своей ставкой. Дабы воссоединить обе части Иделя в 563 г. добровольно уступил власть в Булгарском бейлике Кельбир-Аскалу Тубджаку (сын Боян-Чельбира, служивший Саба-Юргану).
Боян-Чельбир или Сандугач, Шан Талгау, Синдилх, Утрик (535-590 гг.). Сын Банджа-Татры. Был приглашен Бояркыз на службу в Ибер-Сэбэр (где получил в управление Чаллы-Бурджан), а вскоре после ее смерти возглавил Ибер-Сэбэр. Славился миролюбием, почему и получил прозвище “Утрик“ - “Спокойный“. Прожил 80 лет. Вошел в Булгарскую историю, как великий поэт, музыкант и исполнитель. Объединил древнеБулгарские мифы и сКазания (в том числе песни Кубана) в одно сКазание “Шан талгау“ (“СКазание о Шане“), на основе которого в 882 г. Микаиль Башту создает свою эпическую поэму “Шан кызы дастаны“ (он придал сКазанию Исламскую окраску и частично изменил его текст и содержание). За этот великий подвиг (Булгары ценили поэтическое творчество выше всех остальных дел, т.к. считали, что устами поэтов говорит Тангра) народ прозвал Боян-Чельбира “Сандугач“ (“Соловей“) и “Шан Талгау“ (“Саидилх“ по-Гречески). Возглавлял народные моления Тангре. В 563 г. стал царем всего Иделя, но в 565 г. был вынужден признать свою зависимость от Тюркского Каганата и стал платить ему дань - “по шкурке соболя с каждого дома“. Тогда же он провел подсчет податного населения. Сделано это было кашанским письмом и при помощи кашанцев, которых всегда было много на службе и в ставках Идельских царей (особенно во времена Алана, Агарджи, Булюмара и др.). Идельские Булгары считали кашанских правителей Булгарскими, и они сами не отрицали этого и находились в родстве с Идельскими царями. Идельские правители во многом подражали кашанским правителям. Влиятельная и развитая Булгарская бюрократия кашанского (сагдакско-уйгурского или “хорезмийского“) происхождения воспрепятствовала принятию Булгарами Христианства и Византийской чиновной системы в 4-8 вв. В 9 в., чтобы принять Христианство, царь дунайских Булгар истребил многих представителей 30 Булгарских чиновных родов кашанского происхождения. Тысячам преследуемых кашанцев удалось бежать в Черную Булгарию, из которой потом часть их вместе с Арбатом переселилась в Аварию (Венгрию) и там также возглавила бюрократический аппарат. Любимая ставка Боян-Чельбира на реке Кубани - “Сандугач“ - была разгромлена в 640-х гг. Арабскими завоевателями.
Аскал Кельбир (“Алвар“) или Тубджак (563-593 гг.). Сын Боян-Чельбира. Находясь на службе Эчке-Иделю, где правил его отец, управлял Эскелем и воевал в Тубджаке (Казахстан) - в союзе с Аварами - против войск Тюркского Каганата. Когда Тюрки продвинулись к границам Эчке Иделя, то отец, опасаясь за его жизнь, отправил его в Булгарский бейлик. К Саба-Юргану Аскал еще раньше неоднократно приезжал - как посланник Эчке Иделя, В 559 г. Саба-Юрган передал ему - в качестве подарка Боян-Чельбиру - часть Византийской добычи, но Боян-Чельбир вернул сокровища Византийцам, т.к. нуждался в союзе с Византией для борьбы с непостоянными в дружбе Аварами и Тюрками. В 565 г. признал свою зависимость от Аварского Каганата и стал платить ему дань (из-за нежелания признавать более тяжелую зависимость от Тюрков), но при этом получал еще большую дань с Византии (желавшей, чтобы ладивший с ней Тубджак и дальше прикрывал от Авар ее границу).
Албури Аспар Аскал (593-602 гг.). Старший сын Аскал-Кельбира, которого некоторые летописцы путали с отцом (замечание Кул Гали). В 602 г. его ставка Ази-Улаг находилась на реке Аспар в районе современного Румынского города Яссы. В том же 602 г. глава Булгар Аварии Ялчек или “Апсих“ (его отцом был сын Боян-Чельбира Атрак, также возглавлявший Булгар Аварии) - по приказу Аварского Кагана (желавшего подчинить Булгарский бейлик) - атаковал ставку Албури. Во время этого нападения нечаянно погибает, попав под лошадь, слепой Албури Аскал. Поставить послушного Ялчека во главе Булгарского бейлика Аварам не удалось. Сын Ялчека Кабар в 630-х гг., когда началась гражданская война в Аварии, увел часть своих Булгар в Алтынбаш (Италия). Жена Алвара - Акжан, мать двух его известных сыновей - Курбата (“Кубрата“) и Шамбата - была из рода Кюнграт (ее предками были кашанские правители и Тюркский Каган Иджим -“Истеми“).
Курбат Кюнграт или “Кубрат“, Курт, Хор (593-653 гг.). Старший сын Албури. В момент гибели отца был еще совсем юным. До повзросления Курбата Булгарским бейликом правил от его имени родной брат жены Албури - Юрган (Бюрган) Телес. Юргану пришлось заново воссоздавать Булгарский бейлик, распавшийся после смерти Албури “на 60 уделов (тюб)“. Когда Курбат повзрослел, Юрган добровольно передал ему власть над воссозданным им бейликом. Жизнь Юргана вошла в Булгарскую историю, как пример бескорыстного служения родному народу, родной стране. В память о нем и его сестре - своей матери - Курбат назвал себя именем их рода Кюнграт, которое Византийцы переделали в “Кубрат“. После смерти Юргана Телеса Курбату служил сын Юргана - Билиг. В одном из сражений Билиг, спасая Курбата, погиб, а Курбат усыновил двух сыновей Билига - Лачына и Кызыл-Кубара. Родных детей у Курбата было трое: Атряч Катраг, Бат-Боян и Атилле-Аспарух. При Курбате пост главы “большого совета“ великих буляр-сгелеса“ - занимали представители рода Кюнграт...
Глава правительства назывался капаган или караган...
Телес был и главным судьей (“иджик“ или “идик“)...
Наиболее знатным родом считался барын, к которому относились все аристократы. Его называли также “бишермэн“...
После него наиболее знатными были три рода: Кюнграт, Ширак или Ширин и Хин...
Баджанаки считались хинцами...
А все население делилось на три группы: багылы (аристократы), баганины (средние) и чирмыши или сабаны (простые люди, низшие)...
[Здесь я прекратил работу над “Списком Булгарских царей всех династий“ и начал переписывать текст “Джагфар тарихы“, т.к. “текст Нигматуллина“ сильно обветшал и с ним стало трудно работать. Кроме этого, у меня сохранились небольшая часть известия Гази-Бабы о генеалогии Дунайско-Булгарских царей и фрагменты родословных Булгарских царей, которые я составил (во время переписывания текста “Джагфар тарихы“) на основе данных свода для написания комментариев].