Реформа административного управления при Екатерине Великой
Вотличие от своих предшественников, Екатерина Великая взошла на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную на идеях передовых европейских мыслителей этого времени. По своей сути эти идеи — философия Просвещения — в той части, которая касалась представлений о государстве, были развитием тех идей регулярного государства, которыми руководствовался еще Петр I. Однако принципиально новым в них было признание прав отдельной человеческой личности и, соответственно, попытка создания такого государственного устройства, которое обеспечивало бы соблюдение этих прав и условий развития каждого человека. Важное место в политической доктрине Просвещения занимало учение о разделении властей и представление о трех формах государственного устройства — монархии, деспотии и республики. Согласно этой доктрине, долг просвещенного монарха — а именно эту роль желала играть Екатерина II, — состоял в создании справедливых законов, обеспечивающих процветание нации, и в просвещении народа. Впрочем, Екатерина, хорошо знавшая особенности России, брала из учения просветителей лишь то, что, по ее мнению, было пригодно для российских условий.
Императрица была убеждена, что единственной формой политической власти, пригодной для столь огромного государства, как Россия, является самодержавие, под которым она понимала не что иное, как монархию, не ограниченную ничем, кроме закона. Основной целью политики Екатерины стало создание «фундаментальных», то есть основополагающих законов, которые в совокупности должны были составить нечто вроде конституции страны. Посредством этих законов в первую очередь надлежало сформировать полноценные сословия, чьи права, обязанности и привилегии были бы четко определены законодательно. Через наделение каждого человека набором прав, полагающихся ему как члену определенного сословия, можно было, считала императрица, добиться создания гармоничного общества, в котором все будут подчинены одним и тем же законам и в котором воплотится идеал просветителей.
Вместе с тем Екатерина имела и вполне ясные представления о том, каким должно быть административное управление страной на всех его уровнях. Одним из важнейших принципов, неуклонно проводимых ею в жизнь в течение всего царствования, стал принцип единообразия в системе управления на всей тер-
ритории империи. Уже в 1764 году в секретной инструкции новому генерал-прокурору сената Екатерина ставила задачу постепенной ликвидации отличий в управлении Украиной, Прибалтикой и Смоленской провинцией, «чтоб они обрусели и перестали бы глядеть, как волки к лесу». В этом же документе сенат был подвергнут критике за то, что в прошлом часто брал на себя несвойственные ему функции, а учреждения низшего звена управления — за отсутствие инициативы, отчего «интерес государственный страждет»10.
Первые серьезные преобразования в административной сфере были осуществлены Екатериной II уже в 1763—1764 годах. Так, отвергнув предложение о создании императорского Совета с законодательно определенным статусом (Конференция при высочайшем дворе была распущена еще Петром III), императрица осуществила серьезную реформу сената. В 1763 году сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенной компетенцией каждого и с обер-прокурором во главе каждого департамента. Функции сената были определены как высшей контрольной инстанции и высшего судебно-надзорно-го органа. Основной его задачей провозглашалось наблюдение за соблюдением законов, и, соответственно, устанавливать новые законодательные нормы, то есть осуществлять законодательные функции, как это случалось в царствование Елизаветы Петровны, он уже не мог. Принцип,, по которому сенат был «хранилищем законов», неукоснительно соблюдался все 34 года пребывания Екатерины у власти. Вместе с тем саму сенатскую реформу 1763 года она рассматривала лишь как промежуточный этап реорганизации высших органов власти, с работой которых она внимательно ознакомилась уже в первый год после прихода к власти и деятельностью которых осталась крайне недовольна.
Активная законотворческая деятельность самой императрицы, ее непосредственное участие во всех делах управления делали необходимым не только сохранение, но и совершенствование Кабинета ее императорского величества в качестве собственной канцелярии, секретариата или администрации главы государства. В связи с этим уже в первые месяцы царствования Екатерины работа Кабинета приобретает более организованный, упорядоченный характер. Кабинет состоял из нескольких кабинет-секретарей, четко распределявших между собой свои обязанности. Вместе с тем, по сравнению с елизаветинским временем, Кабинет уже не был органом власти ни по своему статусу, ни по реальной практике и играл исключительно вспомогательную роль,
хотя, конечно, кабинет-секретари, будучи приближены к императрице, пользовались большим влиянием. И формально, и по своей сути кабинет-секретари составляли теперь в полном смысле администрацию главы государства, докладывая императрице поступавшие к ним документы, исполняя различные ее поручения и подбирая документы, необходимые ей для работы. Прекращена была и прежняя практика объявления через Кабинет именных указов, которые, будучи составлены на основе устных приказаний государыни, потенциально могли искажать ее волю в соответствии с желанием составителя. Екатерина строго соблюдала установленную процедуру издания законов, согласно которой она знакомилась с текстом повеления, составленным по ее приказанию кабинет-секретарем, в него вносились исправления, документ снова переписывался и лишь после этого подписывался государыней и подлежал опубликованию.
Уже вскоре после вступления на престол Екатерина велела сенату рассмотреть штаты (штатное расписание) государственных учреждений всех уровней. Однако сенаторы пошли дальше и в 1763 году, помимо штатов, представили императрице проект полномасштабной реформы местного управления, предусматривавшей изменение административно-территориального деления, введение института генерал-губернаторства, должностей, занимаемых выборными от местного дворянства, и т. д. Однако императрица была еще не готова к подобной реформе, которая, по ее мнению, требовала тщательной предварительной подготовки, в силу чего приняла лишь часть, касавшуюся штатов. Их опубликование окончательно закрепило петровские принципы службы за жалованье на всех ступенях государственного аппарата, сделало всю систему должностей более стройной и единообразной, четко определило функциональные обязанности каждого чиновника и соответствие их должностей Табели о рангах. Однако в полной мере ввести эти новые штаты в действие не удалось, поскольку выяснилось, что у государства не хватает средств для оплаты труда всех предусмотренных ими чиновников, да и заместить все новые вакансии «достаточными* и честными людьми»11 не представлялось возможным.
Вместе с тем в 1763—1764 годах был предпринят и ряд иных мер по совершенствованию государственной службы. Так, для всех чиновников был введен аттестат, а затем утвержден единый формуляр послужного списка. Позднее всем учреждениям
То есть имеющими, помимо жалованья, иные источники дохода.
было предписано завести специальные журналы для регистрации сведений о службе и поведении чиновников, причем при переводе служащего из одного учреждения в другое предписывалось направлять туда соответствующую выписку из журнала. Тогда же для государственных чиновников, прослуживших 35 лет, была установлена государственная пенсия, равная половине оклада. Все эти установления закрепляли бюрократические принципы организации управления и порядка продвижения по службе.
В 1763 году были также ликвидированы Сыскной и Сибирский приказы, причем Сибирская губерния была окончательно подчинена коллегиям, канцеляриям и конторам на общих основаниях. Таким образом, было положено начало унификации управления на всей территории империи, продолженное затем ликвидацией гетманского правления на Украине, объявления ее губернией и назначением туда губернатора, одновременно возглавившего и воссозданную Малороссийскую коллегию. В секретной инструкции малороссийскому губернатору предписывалось работать над постепенной ликвидацией отличий в социальном и политическом устройстве Малороссии. В инструкции достаточно ясно читалась мысль о том, что сохранение этих отличий препятствует получению государством от Украины тех прибылей, на которые оно вправе рассчитывать: «Россия при всем том весьма малую, а во время последнего гетманского правления почти и никакой от народа пользы и доходов поныне не имела»12. Инструкция полностью игнорировала традиции и историю украинского народа и, более того, была проникнута духом презрения к ним. Однако преобразования на Украине проводились постепенно и осторожно и оказались растянутыми на несколько десятилетий. Лишь в начале 1780-х годов было ликвидировано деление на полки и сотни, на территории Левобережной Украины было учреждено три наместничества — Киевское, Черниговское и Новгород-Северское. В 1783 году последовал указ, окончательно запретивший крестьянские переходы и, таким образом, закрепивший на Украине крепостное право, что диктовалось нуждами фискального характера. Следует также отметить, что, в отличие от предшествующей практики, земли Украины, Белоруссии и Литвы, вошедшие в состав Российской империи после разделов Польши 1772, 1792 и 1795 годов, сразу же получали общероссийскую систему административного управления.
Помимо инструкций отдельным высшим чиновникам, дававшихся им при назначении на должность, в 1764 году Екатерина
составляет и общее «Наставление» губернаторам, определяющее их статус и круг должностных обязанностей. Этим документом были одновременно повышены как политическое значение губернаторской должности, так и их ответственность. Губернаторы теперь подчинялись не коллегиям, но непосредственно сенату и самому государю, имея право прямого к нему обращения. Губернатору предписывалось заботиться о развитии экономики своего края, об обеспечении порядка, о здоровье населения, о состоянии коммуникаций. На него также возлагались контроль за судопроизводством и уплатой налогов, организация учета народонаселения и статистики преступности, забота о сбережении лесов и особая забота о производстве товаров, заменяющих экспортируемые. Губернатору подчинялись все местные учреждения и работающие в них чиновники, которых он имел право увольнять и штрафовать, хотя эти его распоряжения и могли быть обжалованы в Петербурге, а назначения на открывшиеся вакансии производились сенатом.
В целом уже в первых преобразованиях Екатерины в адми
нистративной сфере историки усматривают тенденцию к пере
носу центра тяжести во всей системе управления с центра на
периферии. За этой тенденцией стояло стремление разгрузить
центр от решения местных проблем за счет придания местным
органам власти большей самостоятельности, что отвечало и
просветительской теории, которой руководствовалась Екатери
на. В соответствии с этой теорией осуществлялась политика и
в экономической сфере. В 1775 году было объявлено, что каж
дый гражданин страны (кроме крепостных крестьян) имеет
право свободного заведения промышленных предприятий без
специального разрешения от государственных властей. Реали
зация принципа свободы предпринимательства выразилась в
постепенном самоустранении государства от регулирования
экономики, а в практическом плане — в ликвидации в 1780-е
годы ряда отраслевых коллегий с передачей их функций на
места. ,
1775 год ознаменовался и другой крупнейшей реформой екатерининского царствования — губернской. Согласно изданным осенью этого года «Учреждениям для управления губерниями Всероссийской империи» было введено новое административно-территориальное деление. Теперь страна делилась на губернии с населением в 300—400 тысяч человек. Две губернии объединялись в наместничество во главе с наместником или генерал-губернатором. Никакие национально-исторические и экономические особенности отдельных территорий при этом во внимание
не принимались, и речь шла лишь об удобстве управления. В течение первых десяти лет после начала реформы число губерний составило 25, но затем они были вновь разукрупнены, и их число достигло 50. Приблизительно такое же число губерний сохранялось в России вплоть до конца XIX века.
Высшим должностным лицом губернии, главой исполнительной и представителем верховной власти являлся губернатор. Ему поручались контроль за соблюдением законов, высшая военная и полицейская власть на вверенной территории, обеспечение государственной безопасности, включая снабжение населения провиантом и защиту угнетенных. Закон оговаривал невмешательство губернатора в процесс судопроизводства, хотя и предоставлял ему право приостанавливать судебные решения и вменял в обязанность борьбу с судебной волокитой. Статус губернатора определялся наравне со статусом сенатора. Приезжая в Петербург, он имел право присутствовать на заседаниях, сената, а следовательно, и влиять на принимаемые решения.
При губернаторе создавалось губернское правление, и хотя подчинялось оно непосредственно ему, члены его назначались сенатом. В финансовых делах губернатору помогал вице-губернатор, а в контроле за соблюдением законов — губернский прокурор и стряпчие. Губернское правление контролировало деятельность всех других учреждений губернии и следило за исполнением судебных решений. Помимо этого в губернии создавалась казенная палата, ведавшая сбором налогов и иными казенными сборами и контролировавшая деятельность уездных казначеев. Принципиально новым губернским учреждением стал Приказ общественного призрения, в ведение которого были переданы народные школы, больницы, сиротские дома, дома для сумасшедших, богадельни, дома для не имеющих средств к существованию неизлечимо больных, работные и смирительные дома. По сути дела, создание сети этих учреждений было первой попыткой сформировать государственные органы социальной защиты населения.
Губернии, согласно «Учреждениям», делились на уезды с населением 20—30 тысяч человек. Провинции, таким образом, ликвидировались, и была принята двухчленная схема, проект которой обсуждался уже с конца 1760-х годов. Главой административной власти в уездном городе стал городничий с создаваемой при нем воеводской канцелярией. На территории уезда эти Функции выполнял капитан-исправник. И городничий, и капитан-исправник должны были, прежде всего, обеспечить испол-
нение решений, принятых губернскими властями. Капитан-исправник также представлял нижний земский суд, который, несмотря на свое название, был не судебным учреждением, а коллегиальным органом управления территорией уезда и обладал в основном полицейскими функциями. В городах сохранялись старые и создавались новые органы городского самоуправления — губернские и городовые магистраты с выборными ратманами и бургомистрами, а также ратуши по посадам.
Реформа 1775 года была не только административной, но и судебной. Новые суды разных инстанций, в соответствии с идеей разделения властей, создавались как самостоятельные учреждения, отделенные от административной власти. Также было разделено уголовное и гражданское судопроизводство, хотя сам суд оставался сословным с различными судебными органами для дворян и крестьян. Вместе с тем создавался и особый совестный суд — всесословный орган, сочетавший в себе функции суда по малозначительным гражданским делам, третейского суда и прокуратуры. Новая судебная система не была полностью независимой от исполнительной власти, да и не могла быть таковой в силу ничтожно малого числа профессиональных юристов, хотя к этому времени их подготовка уже велась в Московском университете. Однако само по себе выделение судебных органов, создание системы разноуровневых судебных органов" было серьезным шагом вперед.
В «Учреждениях» 1775 года наиболее ярко проявился проповедовавшийся Екатериной принцип унификации управления на всей территории империи, что явилось одновременно и прямым развитием положений губернской реформы Петра I. Именно с этого времени Россия окончательно становится унитарным государством, и такой принцип ее политического устройства уже не могли поколебать последующие отступления от него в самом конце XVIII и в XIX веке. Несомненно, этот принцип придавал устойчивость всему политическому строю страны и способствовал длительному сохранению России как имперского государства. Но он же постоянно нес в себе потенциальную угрозу взрыва и обострения взаимоотношений как между отдельными территориями, так и между населявшими страну народами.
Устойчивость политического режима в екатерининское время обеспечивалась и перераспределением власти между центром и регионами, при том что существо централизма оставалось неизменным. Обеспечение стабильности достигалось, в частности, тем, что часть должностей в местном управлении
замещалась выборными представителями местных дворян, которые после освобождения их в 1762 году от обязательной службы все больше селились в провинциальных городах и сельской местности. Таким образом удовлетворялись интересы местных политических элит, которые одновременно интегрировались во властные структуры и у которых создавалось ощущение участия в процессе управления. Вместе с тем самостоятельность элит, даже после создания органов сословного самоуправления — уездных и губернских дворянских собраний, оставалась крайне ограниченной, а уровень зависимости от центральной власти — весьма высоким. По сути, дворянская сословная организация становилась частью государственного аппарата, ибо все дворянские должности, включая предводителя дворянства, по «Учреждениям» получали классный чин, которому в соответствии с Табелью о рангах имелся эквивалент в гражданской и военной службе. В итоге реальная независимость местных органов власти была в значительной мере мнимой, а выбранные на те или иные должности дворяне становились попросту правительственными чиновниками, проводившими на местах политику центра.
Одним из важных последствий реформы 1775 года было значительное увеличение армии чиновничества. Так, к концу царствования Екатерины (1796 г.) общая численность местного аппарата по сравнению с 1773 годом возросла более чем в два раза. Соответственно возросли и расходы на его содержание. Однако это явление отражало и общую тенденцию роста бюрократии и ее значения в жизни страны, начало которому было положено петровскими реформами.
Реализация реформы 1775 года была рассчитана на продолжительный срок, причем особое внимание было обращено на подбор кадров в новых учреждениях. По мнению Екатерины, положенные в основу этой реформы принципы являлись основообразующими для всей системы административного управления, и она пристально следила, чтобы они не нарушались.
Прямым продолжением губернской реформы явился изданный в 1782 году Устав благочиния, или полицейский, основное внимание в котором было уделено созданию органов городской полиции. Согласно Уставу город делился на части по 200—700 Дворов, а те, в свою очередь, — на кварталы по 50—100 дворов. В каждой части главным полицейским начальником являлся частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель и квартальный поручик. Они подчинялись Управе благочиния — высшему органу городского полицейского надзора. В Управе засе-
дали городничий, полицмейстер, два пристава (гражданских и уголовных дел) и два ратмана. Таким образом, Устав 1782 года соединял полицейскую власть с гражданской, причем функции Управы благочиния не ограничивались лишь контролем за соблюдением общественного порядка, включая пресечение нарушений правил торговли и борьбу с азартными играми, но также предполагали починку дорог, улиц и мостов, строительство бань. Функции органов полиции, таким образом, не ограничивались чисто полицейскими в том значении, какое это слово приобрело в более позднее время, но, скорее, понимались в соответствии с мыслью Петра I, в одном из своих указов писавшего, что «полиция — есть душа гражданства».
Своего рода последним кирпичиком в возводимое Екатериной здание новой системы управления стали Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года. Основное назначение их было связано с попыткой формирования среднего класса, в частности путем создания органов сословного самоуправления для жителей городов. Одним из таких органов стала шестигласная городская дума— выборный орган самоуправления горожан.
Введение в действие «Учреждений о губерниях» 1775 года, Устава благочиния 1782 года и Жалованных грамот 1785 года, означавшее перенос центра тяжести в управлении на места, позволило перейти к реорганизации системы высших органов управления, что выразилось, как уже говорилось, в ликвидации ряда центральных ведомств. Уже в 1779 году была ликвидирована Мануфактур-коллегия, в 1783 году упразднена Берг-коллегия, в 1785-м — Камер-коллегия, в 1786-м — Вотчинная, Малороссийская и Юстиц-коллегии, в 1786-м — Коллегия экономии и Ре-визион-коллегия, а в 1796 году — Коммерц-коллегия. Таким образом, центр оставил за собой лишь руководство военной сферой и иностранными делами. Впрочем, при Екатерине возникает и новое центральное ведомство — Экспедиция государственных доходов, своего рода прообраз министерства финансов, сосредоточившее в своих руках все вопросы финансовой сферы и руководившее деятельностью губернских казенных палат и уездных казначеев. К этому следует добавить, что именно в екатерининское время в России появляется понятие государственного бюджета и делаются первые попытки его составления.
Фактическим главой Экспедиции, государственным казначеем в первый период ее существования, стал генерал-прокурор сената, роль которого на протяжении всего екатерининского царствования постоянно росла. Именно через генерал-прокурора императрица осуществляла практически все распоряжения, касавшие-
ся расходования государственных средств, он возглавлял главный банк страны — Ассигнационный, и он же, по существу, выполнял функции министра внутренних дел. Однако подобное распределение обязанностей во властной верхушке было связано лишь с особым доверием, которое Екатерина питала к князю А. А. Вяземскому, занимавшему пост генерал-прокурора с 1764 по 1793 год. Сменивший его в сенате А. Н. Самойлов потерял должность и государственного казначея, и главы Ассигнационного банка. Уже этот факт с достаточной очевидностью показывает, что, несмотря на искреннее стремление править посредством закона, и Екатерина II не могла вполне избавиться от традиции русской управленческой системы, по которой сфера компетенции того или иного чиновника определялась зачастую не должностными инструкциями, а личными качествами.
В целом екатерининская реформа центрального управления была по сути контрреформой по отношению к коллежской реформе Петра I, однако она не означала возврата к чему-либо близкому к допетровской системе управления. Речь шла именно о перераспределении полномочий между органами власти в центре и на местах и изъятии определенной части занятий населения из сферы государственного контроля. В этом было и проявление в целом либеральной по своей направленности политики Екатерины. Вместе с тем и в сохранившихся коллегиях, как отмечают исследователи, принципы коллегиальности постепенно эволюционировали в сторону единоначалия, поскольку на практике коллегиальность замедляла процесс управления, а низкий профессиональный уровень членов коллегий зачастую вел к профанации самого этого принципа. И все же осуществленная Екатериной Великой реформа не означала принципиальных изменений в существе и характере политической власти, но лишь в методах и способах ее реализации, то есть, по сути, во внешних формах.
В последние годы жизни Екатерина II продолжала свою законотворческую работу и трудилась над обширным проектом Свода государственных установлений. В нем, в частности, предполагалось дать определение характеру и полномочиям императорской власти. Согласно проекту, лишь император должен был обладать законодательной властью, правом объявлять войну и заключать мир, жаловать чины, титулы и имения, а также правом помилования. На первый взгляд, устанавливаемая проектом власть императора была неограниченной и неподотчетной («Императорская власть... никому на свете о своих делах ответу дать не должна»13), однако сам факт определения характера и преро-
гатив этой власти в законе по существу означал ее ограничение: власть казнить и миловать дана императору не от Бога,, а утверждена законом и основана на определенных принципах, в рамках которых он и может творить свою волю. При этом проект предусматривал, что вновь вступающий на престол государь должен приносить специальную присягу править по закону. Государь, нарушающий закон, по мысли Екатерины, превращается в деспота и сам оказывается вне права, вне закона и, соответственно, может быть по решению сената лишен власти.
В первоначальных вариантах проекта Екатерина планировала также создание принципиально нового высшего судебного органа — Главной расправной палаты, состоящей из выборных представителей дворянства, горожан и крестьян и во главе с канцлером юстиции, наделявшимся правом указывать государю на несоответствия в действующем законодательстве. В сенате, согласно проекту, должно было остаться четыре департамента, а сам он превращался в высшую апелляционную инстанцию по судебным делам. Введение нового законодательства в действие было запланировано на начало 1797 года, но смерть Екатерины в ноябре 1796 года не позволила этого сделать.
В целом ее реформы, в том числе в административной сфере, были попыткой реализации в России либеральной модели развития, объективно направленной на формирование гражданского общества и правового государства, как они понимались в XVIII веке. Однако в конкретных исторических условиях этого времени подобная попытка носила утопический характер, и прежде всего из-за сохранения крепостного права. Крепостничество, таким образом, устанавливало своего рода ограничительные пределы, в которых только и возможно было осуществлять преобразования. Действуя в этих пределах, Екатерина добилась максимально возможного, и с этой точки зрения, по мнению большинства историков, была одним из наиболее успешных реформаторов в русской истории. Ее реформы подготовили трансформацию русского государства и общества в первой четверти ХГХ века и стали необходимым условием для реформ 1860-х годов.