Подходы к понятию государства
1. Теологический подход (Августин Аврелий, Фома Аквинский): государство возникло по воле бога, и оно понимается как царство божье на земле. Представлен в исламском фундаментализме.
2. Юридический подход: государство рассматривается как совокупность граждан, обладающих определенными политическими правами; в его основе лежит право.
3. Классический (арифметический) подход: государство - совокупность 3 слагаемых: власть, территория, население.
4. Технико-кибернетический подход: государство - система, в рамках которой происходит движение информации.
5. Марксистский подход: государство - это машина для подавления одного класса другим.
6. Социологический подход: государство связано с обществом и им предопределено. В рамках данного подхода выделяют 2 концепции государства:
а) государство = обществу.
б) существует 2 отдельные организации – гражданское общество и государство.
Для марксистского и социологического подходов характерно:
Государство – любая организация публичной власти, в любой форме и с любым содержанием. Для них формальные признаки не являются основными, главное – фактическое социальное явление (явление властвования). Государство – наиболее сильная организация власти у населения, проживающего на определенной территории.
7. Либеральный:
а) Концепция государство – ночной сторож. Государство только устанавливает право, и охраняет общественный порядок, а во всё остальное государство вмешиваться не должно.
б) Концепция государство – менеджер. Государство – это нейтральный управляющий общественными делами.
в) Концепция государство - социальный арбитр. Государство выступает арбитром в разрешении межобщественных конфликтов (между различными социальными группами).
8. Государство переходного типа.
Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов, чаще всего к буржуазному (страны Азии, Африки и Латинской Америки), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.
Государство - это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, обеспечиваемая налогообложением населения.
Признаки государства:
1. Монополия на насилие. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.
2. Сбор налогов.
3. Территориальная организация государства (границы пространства, внутренние административные и внешние, на которые распространяется юрисдикция данного государства).
4. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т.е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. Внутренний суверенитет – верховенство государственной власти. Внешний суверенитет – независимость.
5. Население. Означает, что государство не совпадает с населением, государство – выделившийся из общества аппарат, который выступает от его имени, оказывает социально полезные услуги.
6. Право. Полнее было бы назвать этот признак неразрывной связью государства и позитивного права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности.
Неосновные (атрибутивные) признаки:гимн, герб, флаг.
6. Сущность и назначение государства.
Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование.
На сегодняшний день в юридической науке сформировалось 2 основных подхода к пониманию сущности государства:
1. Классовый подход.
* Сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса.
2. Общесоциальный подход.
* Государство – средство достижения компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных противоречий между различными слоями населения.
+
1. Теория элит. Сторонники этой теории, получившей распространение в 20 в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите – до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
2. Технократическая теория – предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
3. Демократическая доктрина – первоисточником и носителем власти является только народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
4. Марксистская теория – власть принадлежит экономически господствующему классу, который становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.