Понятие правоприменения
Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое поведение нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязанности, осущест-яя свои права).
Однако иногда нормальный правовой результат не может быть остигнут без вмешательства государственных органов и должностных лиц. В таких случаях в процесс осуществления права вклинивается правоприменение.
Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. То, что нельзя ставить правоприменение в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением, справедливо заметили некоторые ученые'. Оно имеет очень серьезные отличия и не является однородным правовым явлением с ранее названными, а посему не может быть объединено одним понятием «формы реализации права».
Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.
Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:
♦ осуществляется компетентными органами государства;
♦ имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;
♦ требует профессиональных знаний и навыков;
♦ осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;
♦ является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;
♦ осуществляется в процессуальных формах.
Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:
♦ к использованию (например, получение жилой площади мало- 397 имущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);
♦ к исполнению (например, призыв в армию);
♦ к соблюдению (например, совершение правонарушения).
В ходе дискуссии были высланы три точки зрения, точнее, определилось три подхода к проблеме.
1. Сторонники первой точки зрения говорили, что нормы права применяют только органы государства, а некоторые из них да^е говорили, что только органы специальной юрисдикции {суд, прокуратура, милиция).
2. Другие считали, что ПравоИРименительную деятельность осуществляют гоС!/АаРственные органы и уполномоченные на то общественные организации.
3. Третьи утверждали, что нор>*ы права применяются государственными орга^11' общественными организациями и гражданам1*-
Как видим, подходы к проеме были далеки от единства. Теория и практика не подтверждали девиз трех точек зрения.
Представители третьей точки зрения (третьего подхода) руководствовались казалось бы благородной идеей повышения роли личности в правовом регулировании, необходимостью расширения прав и свобод граждан. Профессор П.Е. Недбайло, например, писал о том, что гражданин — не только пассивный исполнитель правовых предписаний, а он есть активный участник правореализационного процесса. Участвуя в выборах, подавая заявление в суд и т. п., гражданин своими действиями (считает П.Е. Недбайло), влияет на деятельность органов власти и управления, которые обязаны действовать в соответствии с поданными заявлениями, изъявленным желанием участвовать в выборах. А это значит, что граждане применяют нормы права.
Тем не менее и эта точка зрения не может быть признана правильной. Ее сторонники слишком расширяют круг участников правоприменения.
Вот почему в настоящее время признается наиболее правильной точка зрения, высказанная в ходе дискуссии второй группой ученых о том, что субъектами правоприменения являются: государственные органы, должностные лица, уполномоченные государством организации. Само собой разумеется, нормы права применяются и органами местного самоуправления, и их должностными лицами. В ходе дискуссии вопрос о них стоял, так как в то время органов местного самоуправления в таком качестве, как сейчас в России, не существовало, а участники дискуссии к международному опыту не обращались, использовали практику реализации права, в основном, СССР.
Применению права присущи (характерны) следующие черты:
1) применение — такая форма реализации права, в которой необходимо присутствует субъект, наделенный властными полномочиями;
2) применение норм права осуществляется в установленных процессуальных формах;
3) применению норм права присуща определенная процедура (последовательность действий);
4) применение права должно осуществляться на определенной нормативно-правовой основе, в том числе и в случаях применения нормы права по аналогии;
5) применение права — это процедура, направленная на индивидуализацию общенормативных предписаний;
6) применению права присущ обязательный атрибут — правоприменительный акт (устный или письменный приказ, устное или письменное распоряжение, решение, приговор и т. д.);
7) применение права допускает контроль за процес-сом принятия решения и его исполнением;
8) применение права — это власти о-организующая деятельность уполномоченных на то субъектов;
9) применение права — это дополняющая действие нормативных актов деятельность компетентных субъектов права, поскольку принимаемые ими индивидуальные правовые акты являются продолжением, дополнением нормативных актов.
Стадии применения норм права. Применение права, как уже отмечалось, протекает в установленной процессуальной форме и при наличии определенной процедуры, которой присущ ряд необходимых последовательных стадий. В юридической литературе это иногда называют правореализационным или правоприменительным процессом, т. к. применение права характеризуется определенной закономерностью, протекающей последовательно.
Стадиями применения норм права являются:
■ анализ (установление) фактических обстоятельств дела для правильного применения нормы права, т. е. необходимо убедиться, имеет ли рассматриваемый случай юридическое значение (зачастую — это сбор доказательств, оценка фактов, имевших место в прошлом, поиск истины);
■ выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению. Здесь важно знать, где искать требуемую правовую ному. Иногда в эту стадию включают установление подлинности текста правовой нормы, т. е. выяснение вопросов — имеется ли такая норма, действует ли она, опубликовывалась ли она в официальном органе издания, а не в каком-либо второстепенном (сборнике, учебнике, местной газете и т. п.);
■ уяснение смысла и содержания применяемой нормы (толкование правовой нормы);
■ принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта): издание приказа, принятие судебного решения, вынесения приговора и т. п.;
■ реализация акта применения нормы права, т. е. его фактическое исполнение (вручение награды, выдача пенсии, конфискация имущества, отбывание наказания по приговору суда и т. п.).
В юридической литературе является дискуссионным вопрос о стадиях правоприменения. Часто правоприменительные действия подразделяют натри основные стадии:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) установление юридической основы дела;
3) принятие решения по делу.
Иногда стадии установления фактической и юридической основ дела объединяют в одну. Порой предлагается большее число стадий правоприменительной деятельности. Последнее обстоятельство, как правило, связано с делением стадии установления юридической основы дела на несколько самостоятельных стадий: выбор нормы права, проверка подлинности текста нормы, анализ нормы с точки зрения законности, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права (толкование).
Следует сказать, что различия во взглядах на количество стадий не носят принципиального характера: можно укрупнять стадии процесса применения права и называть их основными; можно правоприменительный процесс делить на более мелкие отдельные действия.
Виды правоприменения
Краткий анализ форм применения права, проведенный выше, говорит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно различаются. Если взять в качестве основы для их группировки такой Критерий, как субъекты, занимающиеся правоприменительной деятельностью, можно будет выделить два вида правоприменения1:
1) исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов. Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом должны руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и
др.);
2) правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз. Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере развития общества роль судов будет возрастать2. Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание.