Становление науки о праве и государстве в дореволюционной России
В дореволюционной России предмет энциклопедия законоведения читался слушателям на первом курсе юридических факультетов университетов, до введения в 1835 г. нового устава русских университетов. После введения устава она стала называться «энциклопедией права». Состав и содержание этого предмета, как и его научное значение, определялись различно. Согласно самому университетскому уставу 1835 года энциклопедия права состояла из двух частей: 1) энциклопедия юридических и политических наук; 2) история философии права.
Потребность в энциклопедии права, как особом предмете преподавания, была вызвана необходимостью сообщить слушателям предварительные сведения о праве. Дать некоторый философский базис для дальнейшей научной работы. Подготовить обучаемых к восприятию отраслевых юридических наук.
Энциклопедия права, не раскрывая детально процесса познания права, руководствуясь уже готовыми юридическими понятиями, выработанными теорией права, и была кратким обзором всего состава юридических наук, читаемых на юридических факультетах, или специальной дисциплиной философского характера
Ко второй половине XIX в. относится и возникновение отечественной теории государства и права, когда общее учение о праве излагается М.Н. Капустиным в сочинении «Теория права. Общая догматика» 1868 г. В этой работе вопросы права раскрывались с позиции юридического позитивизма, в соответствии с которым исследователя должна интересовать лишь формально-логическая обработка нормативного материала путем его систематизации и обобщения. М.Н. Капустиным посвятили свои работы исключительно вопросам теории права
Позже, в 1886 г. Выходят «Лекции по общей теории права» Н.М. Коркунова. Для него характерен социологический подход к изучению проблем государства и права. Его правовые идеи основывались на закономерностях развития общественных явлений. В трудах Н.М. Коркунова историко-социологический элемент играл значительную роль, он не признавал тогдашних немецких авторитетов в правовой науке и внимательно относится к специфическим явлениям русского юридического и политического быта. Право, по определению Н.М. Коркунова, есть не просто защита интересов, но разграничение их на частное и публичное права.
Н.М. Коркунов пришел к выводу о том, что философия права и энциклопедия права утрачивают самостоятельное значение и являются подготовительными стадиями к образованию одной обобщающей дисциплины - общей теории права.
Юридическая наука в целом в России формировалась под заметным влиянием западноевропейской юриспруденции. Н.М. Коркунов, писал «какие-то полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишним столетий, хотя приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы». Русские юристы могли пожаловаться «разве только на малое число людей, посвятивших себя научному изучению права, но никак не на их качество». Правда, труды этих российских ученых не получили в свое время признания как у современников на Западе, так и в послереволюционной России.
С конца Х1Х века теория права институционализируется и становится базовой, методологической дисциплиной. При этом она основываются на разных философских подходах - психологическом - Л.И. Петражицкий, неокантианском, гегельянском, естественно-правовом, либеральном, индивидуалистическом
- Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев. Постепенно в общую теорию права включается юридическое государствоведение, придав данной науке и учебному предмету соответствующее звучание в качестве «теории права и государства».
Особенно, среди ученых того времени, надо отметить вклад в теорию права М.М. Кистяковского. Он заявил о себе рядом работ по методологии социальных наук, общей теории права и государственному праву: «Сущность государственной власти», «Социальные науки и право» и др. Понятие права сводится им к четырем основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Все эти понимания права равноценны, и, значит, подлежат самостоятельному изучению и разработке. В рамках этих интерпретаций понятие права понимается, как систематизация правовых явлений для решения чисто практических задач догматической юриспруденции. Право как совокупность правил, указывающих на то, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновения интересов.
Г.Ф. Шершеневич отрицал договорную теорию возникновения государства. В частности, Он писал: «люди, не имевшие эмпирически приобретенного представления о государстве, не могли сознательно согласиться об учреждении такой формы общения». Он исходил из первичности государства по отношению к праву, то есть исключал возможность появления договора - юридического акта - раньше государства. Также резко отрицалась патриархальная теория происхождения государства. Теория исторически неверна, так как ни одно государство не образовалось без включения посторонних элементов.
Шершеневич критиковал исторически сложившуюся философию права как философию естественного права. При этом он выступал за философию позитивного права, которая своими критическими исследованиями действующего права и понятийного аппарата юриспруденции и своими предложениями о совершенствовании права (положениями о том, каким должно быть право) должна решать важные задачи исследования права. Подобная позитивистская философия права, согласно Шершеневичу, включает в себя общую теорию права (в качестве теоретической части философии права), историю философии права и политику права.
Элементами государства, по его мнению, являются территория как предел действия государственной власти и соединение людей, в отношении которых эта власть действует. Но основу государства составляет государственная власть, т.е. способность властвующих делать свои веления фактором, определяющим поведение подчиненных.
Научные труды Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича стали весомым вкладом в развитие общетеоретической правовой мысли.
Мнение о том, что теория права должна считаться введением в изучение права, своего рода предисловием к правоведению, постепенно уступило место другому: наука теории права - это самостоятельная область знания. Общетеоретическая правовая наука еще какое-то время различала энциклопедию права и методологию права. Энциклопедия права читалась как специальная научная дисциплина в начале курса обучения и этим практически завершалась теоретико-философская подготовка будущих юристов.