Предмет политической регионалистики
Региональная наука изучает пространственное измерение социальных, экономических, политических и поведенческих явлений. Она достаточно активно развивается с середины ХХ в. Действует Международная ассоциация региональной науки, основанная в 1954 г., ее штаб-квартира находится в британском городе Лиде.
Предметом политической регионалистики является пространственное измерение политических явлений. Этот предмет включает:
• политические отношения между центром и регионами (вертикальное измерение политической регионалистики);
• политические процессы (явления) в самих регионах (горизонтальное измерение политической регионалистики).
Объектом политической регионалистики является объект политологии, т.е. политические институты, явления и процессы. При этом характерной его чертой является наличие внутренней территориальной дифференциации (разделения, различия) и исследования на внутригосударственном (субнациональном) уровне, т.е. возможность районирования (деления на территориальные фрагменты по заданным критериям) или сравнения между субнациональными территориальными ячейками (что означает наличие различий между этими ячейками). Например, это политические институты (государство, административно-территориальные единицы); политические системы и режимы; политические процессы (местные, региональные выборы); политическая культура, поведение, участие; политические элиты и лидерство; политические коммуникации.
Политическая регионалистика – это одно из направлений как политологии, так и регионалистики, изучающее проблемы региональной структуры государства и общества, регионального развития и межрегионального взаимодействия, при этом уделяющее особое внимание пространственным формам политических явлений, динамике политических процессов и институтов в регионах, характеру и расстановке политических сил, своеобразию процессов формирования региональных элит, проблемам взаимодействия центра и периферии, а также обратному воздействию региональной политической среды на государство и общество в целом. [Медведев, 2002, с. 7].
Сложность определения понятия «регион».
Регион— это "безразмерное" понятие. Оно может использоваться для обозначения любого участка земной поверхности, обладающего набором специфических свойств. Регион — это целостность и одновременно часть целого. "Безразмерность" понятия "регион", его применимость для территорий совершенно любого размера и масштаба нуждается, тем не менее, в определенных оговорках, важных для политической регионалистики. Понятие "регион" активно используется в геополитике, в международных отношениях, где им обозначают крупный территориальный блок (например, Азиатско-Тихоокеанский регион). В геополитике регион рассматривается как часть самого крупного территориального целого, всего общемирового политического пространства.
В политической регионалистике регион следует рассматривать в узком и широком смысле этого понятия.
В узком смысле —это административная единица первого субнационального уровня.
В широком смысле политический регион(далее — просто регион)представляет собой часть государственной территории, которая характеризуется определенными политическими качествами и характеристиками.
Подходы (определение дефиниций, т.е. определения региона с разных т.з.):
ü Формальный (формально-правовой) подходподразумевает, что регионами называются политико-административные единицы первого порядка, районами — политико-административные единицы второго порядка.
ü "Исследовательский" подход,напротив, считает более широким понятием "район", поскольку предполагает использование важной исследовательской процедуры — районирования. В таком случае регион понимается как формальная территориальная ячейка, в отличие от района, и является особым частным случаем района.
ü Экономико-географические определения. Регион как крупная часть экономической системы государства, отличающийся от других природными ресурсами и отраслевой специализацией экономики, способностью к самообеспечению (субсидиарности). Данный подход преобладал в советский период, определял принципы и методы районирования пространства.
ü Социологический подход. Регион считается социально-территориальной общностью, объединением индивидов на основе единства экономической, политической и духовной жизни.
ü Историко-культурный подход. Регион признаётся итогом, «плодом» длительной самоорганизации общества, воспроизводящего из поколения в поколение устойчивые пространственные взаимосвязи. В трактовке историков часто смешиваются, не разделяются категории «регион» и «местность».
ü Государственно-правовой подход. Регион отождествляется с субъектом федерации либо административной единицей унитарного государства. Границы региона определяются в данном случае формально-юридически, как и его признаки.
Противоречие трактовок региона не ситуативно, а вызвано коренным различием методологий. Упомянутые авторы подходят к региону с позиций государственной политики и нормативно-правового регулирования. Речь же должна идти совсем об ином — о пространстве реального взаимодействия акторов политики, в т. ч. элит, групп интересов, партий, неинституциональных общностей и др. Т.е., сказывается различие научных традиций и категориального аппарата конституционного права и политической науки.
Итак, сама многозначность понятия «регион» отвечает сложным политическим реалиям, пришедшим на смену модернистского проекта, в котором единственным уровнем политического анализа выступало государство-нация. Таким образом, универсального определения понятия «регион» не существует; членение пространства на регионы зависит от области исследований и сформулированной задачи.
Регион как объект политического анализа.
Региональный политический анализ может быть ориентирован на сравнение политических ситуаций по определенной выборке регионов или во всех регионах данного государства по специально выбранным параметрам. Либо, объектом регионального политического анализа является политическая ситуация в отдельно взятом регионе. Следовательно, регион как объект политического анализа исследуется на:
1) Микроуровень – уровень взаимоотношений региона с соседними территориальными единицами в рамках одного государства (субъекта федерации, штата);
2) Мезоуровень – характеризуется трансграничным сотрудничеством регионов, имеющих общие культурно-исторические, этнические и т.п. характеристики;
3) Макроуровень – уровень трансграничных регионов. Во взаимодействие вступают национальные государства для реализации общих политических проектов или осуществления совместной политики в областях, затрагивающих их жизненные интересы (Европейский союз, АТР, НАФТА и др.).