Б) омофон, омограф, омоформа
№ 60.
К каким видам синонимов относятся следующие слова:
а) защищать, охранять, сохранять, оберегать, хранить;
б) смотреть, созерцать, узреть, зырить, лупать, таращиться;
в) О чем ты плачешь, ель? О чем ты плачешь? Ель скреблась веткой о стекло. Скреблась несмело и почти неслышно. Ветка была мокрая, капли скатывались на кончики ее лапок, на бородавочки. В каждой клейкой бородавочке (почке)хоронилась новая лапка — новая жизнь дерева. Бородавочки были не больше капель, что суетились на оконном стекле, вспыхивали на мгновение и угасали;
Г) помидор - томат; лингвистика - языкознание; дантист - стоматолог.
№ 61
В романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Воланд в разговоре с М.Берлиозом произносит такой пассаж:
" - Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века. Так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист.
- А-а! Вы историк? - с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.
- Я - историк, - подтвердил учёный и добавил ни к селу ни к городу: - Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!"
Как вы думаете, есть ли отличия между значением слова историк и тем смыслом, который вкладывает в него Воланд? На чём основаны эти отличия?
№ 62
В книге Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья" Чебурашка, Галя и крокодил Гена пытаются найти слово леопард в словаре:
"- Давайте посмотрим в словаре, - согласился Чебурашка. - А на какую букву будем смотреть?
- На букву "РР-РР-РЫ", - сказала Галя, потому что леопарды РР-РР-РРЫЧАТ.
- И на букву "К", - добавил Гена, - потому что леопарды К...УСАЮТСЯ."
В каких словарях друзья могли бы найти слово леопард, найдя глаголы рычать или кусаться?
№ 63.
Определите какое из нижеприведённых толкований одного и того же слова дано в энциклопедическом словаре, а какое - в лингвистическом. Обоснуйте свой ответ.
Badge - a distinctive device, emblem, mark, honorary decoration, or special cognizance, used originally to identify a knight or distinguish his followers, now worn as a sign of office of licensed employment, as a token of membership in some society, or generally as a mark showing the relation of the wearer to any person, occupation, or order.
Badge [bædg] - n. 1. a piece of metal or other material which shows a person's employment, rank, membership of a group, etc. 2. a sign of somethingwhich sign can be seen: Some officials wear chains round their necks as badges of office.
№ 64.
Проанализируйте структуру словарной статьи в толковом словаре русского языка. Сколько можно выделить в ней зон? Какие?
ТОВА'Р, а (у), м. 1. (мн. в знач. разных видов, сортов). Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи (эконом.); вообще все, что является предметом торговли. Надо, наконец, понять, что товары производятся в последнем счете не для производства, а для потребления (Сталин). Мой корабль, стоящий на якоре в заливе, полон редких товаров (Жуковский). Красный т. (см. красный). В магазинах много товару. Ходкий т. Лежалый т. Колониальный т. 2. (только ед.). Выделанная готовая кожа (сапож.). Опойковый т. 3. (только ед.). Рудная смесь, готовая для проплавки (горн.). ♦Живой товар. См. живой в 6 знач. Товар лицом показать – показать что-нибудь с лучшей, наиболее выгодной стороны. Едет из Петербурга ревизор... Слышно было, что все трусят, хлопочут, хотят товар лицом показать (Достоевский).
№ 65.
Что означают следующие пометы, используемые в английских одноязычных словарях:
Informal, formal, derog., becoming rare, tech., med., obs., old use.
№ 66.
Почему необходимо пользоваться транскрипцией, чтобы точно обозначить падежные окончания в словоформах моря — морю — морем (Грехова 2003)?
№ 67.
Являются ли окончания в словах голубой и грубый алломорфами одной морфемы или разными морфемами? Обратите внимание на следующие ряды слов: большой, мировой, легковой; новый, умный, милый (Грехова 2003).
№ 68
Определите, в каких из следующих словоформ русского языка имеется нулевая морфема: брось, гусь, школ, беж, прочь, настежь, мой, рожь, шей, стой, замуж, синь, домой, розов, потолок, ног, вслед, брысь, вновь, дорог, верх, вверх, мысль, через, их, долой, авось, лосось, тех, утех, утешь, ввысь, мелочь, прок, впрок, глянь (Норман 2008).
№ 69.
Выделите морфемы в словах: восковой, играть, листопад, умываться, чистильщик (Грехова 2003).
№ 70.
Сгруппируйте слова по сходству их морфемного состава (нулевое окончание не учитывается): 1) слова, состоящие только из корня; 2) слова, состоящие из корня и окончания; 3) слова, состоящие из префикса и корня, и т. д.: берёза, ворот, выход, дворник, дом, молочница, пекарь, поле, проводка, судья, утюжка, шитьё(Грехова 2003).
№ 71.
Определите корневую морфему в русском слове еда - с учётом родственных слов типа объедки, травоядный, сыроежка, съестной, а также форм глагола есть (ем, ешь, ел, съев) (Норман 2008).
№ 72.
Разделите на морфемы следующие английские слова: children, bookish, worked, Chinese, reading, usefully, worker, easiness, childhood, better, impossible, chosen; unspoken, government, closest, writes, available, abnormal, recommendation, friendly, hairy, rooms, speechless, fashionable, discover, pleasantly (Грехова 2003).
№ 73.