Образование СССР: национально-государственное строительство в 20-
30-е годы.
Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет "Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Это сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.
Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1920 - 1921 гг. были заключены двусторонние договоры с Азербайджаном, Белоруссией, Украиной, Грузией.
Весной 1922г. была создана Закавказская Федерация ( Армения, Грузия, Азербайджан), но основные хозяйственные полномочия были оставлены в республиках.30 дек.1922г. состоялся первый всесоюзный съезд советов. Съезд провозгласил образование СССР в составе четырех союзных республик: РФ, Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации. Здесь был избран -ЦИК верховный орган власти, в период между съездами советов.
2-ой всесоюзный съезд советов утвердил 31 янв. 1924г. первую конституцию СССР. В конституции были установлены: гос.герб, флаг и столица СССР – Москва. Гимном до 1944г. стал интернационал; высшим органом власти – всесоюзный съезд советов, а между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат – Союзный совет и Совет национальностей. Как и конституция 1918 г конституция СССР 1924г. носила классовый характер, закрепляющий на территории республик ведущую роль принципов диктатуры пролетариата.
СССР – федерация равноправных, суверенных республик. Ключевая статья конституции о полновластии советов на деле была условной, т.к. госуд. Власть была в структурах ком.партии. Формально за респуб-ми сохранялось право свободного выхода из союза, при чем статья могла быть отменена или изменена с соглашения всех членов союза. На деле СССР все более приобретал форму унитарного гос-ва. Сталин укреплял свою личную диктатуру и всевластие союзных партийных и гос.структур.
Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства. В 1924 г. были образованы Туркменская, Узбекская и Таджикская ССР. В середине 30-х гг. образовались Киргизская и Казахская ССР, была упразднена Закавказская Федерация, и Республики Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав СССР.
В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении и введения войск на территорию Польши, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 40-х гг. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик.
Однако сливаться в единую нацию народы не стремились – напротив, рост хозяйственного и культурного подъема сопровождался дальнейшим ростом национального самосознания коренных народов, их стремлением к реальной национальной государственности.
Кроме того, первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.
НЭП»
На момент окончания гражданской войны положение в России было критическим. Страна лежала в руинах. Уровень производства, в том числе и сельскохозяйственных продуктов, резко упал. Однако серьезной угрозы власти большевиков уже не существовало. В этой ситуации, для нормализации отношений и социальной жизни в стране, было, на 10 съезде РКП(б), принято решение о введении новой экономической политики, сокращенно НЭПа.
Причинами перехода к новой экономической политике (НЭПу) от политики военного коммунизма стали:
острейшая необходимость нормализации отношений города и деревни;
необходимость восстановления экономики;
проблема стабилизации денег;
недовольство крестьянства продразверсткой, приведшее к усилению повстанческого движения (кулацкий мятеж);
стремление к восстановлению внешнеполитических связей.
Политика НЭПа была провозглашена 21 марта 1921 г. С этого момента отменялась продразверстка. Она была заменена вдвое меньшим продналогом. Он, по желанию крестьянина мог быть внесен и деньгами и продуктами. Однако налоговая политика советской власти стала серьезным сдерживающим фактором для развития крупных крестьянских хозяйств. Если беднота была освобождена от выплат, то зажиточное крестьянство несло тяжкое налоговое бремя. Стремясь ускользнуть от их уплаты, зажиточные крестьяне, кулаки дробили свои хозяйства. При этом темпы дробления хозяйств были в два раза выше, чем в дореволюционный период.
Рыночные отношения снова были легализованы. Развитие новых товарно-денежных отношений повлекло за собой и восстановление всероссийского рынка, а так же, в некоторой степени и частного капитала. В период НЭПа сформировалась банковская система страны. Вводятся прямые и косвенные налоги, которые становятся главным источником государственных доходов (акцизы, подоходный и сельскохозяйственный налоги, плата за услуги и проч.).
В силу того, что политика НЭП в России серьезно тормозилась инфляцией и неустойчивостью денежного обращения, была предпринята денежная реформа. Уже к концу 1922 г. появилась устойчивая денежная единица – червонец, который обеспечивался золотом или иными ценностями.
Острая нехватка капитала привела к началу активного административного вмешательства в экономику. Сначала усилилось административное влияние на промышленный сектор (Положение о государственных промышленных трестах), а вскоре оно распространилось и на сектор аграрный.
В итоге НЭП к 1928 г., несмотря на частые кризисы, спровоцированные некомпетентностью новых руководителей, привел к заметному экономическому росту и определенному улучшению ситуации в стране. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан (рабочих, крестьян, а так же, служащих) стало более устойчивым.
Бурно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства. Но, в то же время, отставание СССР от капиталистических стран (Франции, США и даже проигравшей Первую мировую Германии) неотвратимо увеличивалось. Развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства требовало крупных долгосрочных капиталовложений. Для дальнейшего индустриального развития страны необходимо было и увеличение товарности сельского хозяйства.
Стоит отметить, что НЭП оказал немалое влияние на культуру страны. Управление искусством, наукой, образованием, культурой было централизовано и передано Государственной комиссии по просвещению, которую возглавил Луначарский А.В.
Несмотря на то, что новая экономическая политика оказалась, по большей части, успешной, уже после 1925 г. начинаются попытки ее свертывания. Причиной свертывания НЭПа стало постепенное усиление противоречий между экономикой и политикой. Частный сектор и возрождающееся сельское хозяйство стремились обеспечить политические гарантии собственных экономических интересов. Это провоцировало внутрипартийную борьбу. Да и новых членов партии большевиков – разорившихся в ходе НЭПа крестьян и рабочих новая экономическая политика не устраивала.
Официально НЭП был свернут 11 октября 1931 г., но фактически уже в октябре 1928 г. началось выполнение плана первой пятилетки, а так же, коллективизация на селе и форсированная индустриализация производства.
49.Культурная революция в СССР в 20-30-е гг. XX в.
материалистическое направление(Ким, Кукушкин): уничтожаются традиции, привычки, духовные ценности эксплуататорских классов. Утверждается культура, основанная на коллективизме, взаимопомощи и равенстве всех людей. Проводится культурная революция с целью ликвидации безграмотности и воспитания у людей новой коммунистической морали (человек человеку друг).
Либеральное направление(Островский, Уткин): Ликвидация культуры, как мировой, так и отечественной. Физическое уничтожение носителей культуры – интеллигенции. Подгонка тоталитарным государством творческой, одаренной личности к усредненно-народному интеллекту. Культура подчинена интересам правящего режима.
Просвещение: Главным вопросом большевиков был вопрос о ликвидации неграмотности. В 1919г. – декрет по кот. Всё население от 8 до 50 лет было обязано учиться грамотности. Повсеместно начинают создаваться школы, курсы, кружки, избы – читальни, где обучались взрослые и дети. В итоге к концу 20х гг. 40% населения умело читать и писать. Особенностью борьбы с неграмотностью было создание письменности у народов, не имевших её.(малые народы севера и сибири, ДВ).
Совет. Школа имела целью готовить «строителей коммунистического общества» Школа включила в себя 2 ступени: 1я ступень-4 года обучения; 2ая- 5 лет. Обучение начиналось с 8 лет до 13лет., и с 13 до 17лет. Совместное обучение мальчиков и девочек равенство, национальностей. В школах тех лет было много необычного: не было парт, отменена урочная система, домашние задания, учебники, экзамены. Для подготовки к поступлению в Вузы молодёжи из рабочих и крестьян бедноты создавались многочисленные рабфаки. Стала создаваться советская интеллигенция. Рабфаки создавались с целью подготовки к обучению в высшей школе молодёжи, не имевшей среднего образования.
В 30-егг. Время установления тоталитаризма в массовое сознание внедряется идеология марксизма-ленинизма. Идеологическая обработка населения ведётся через учебные заведения, литературу, СМИ. Произошли изменения в структуре школы общеобразовательной: упразднилось 2 ступени и вводились начальная, полная средняя и средняя ступени. Были возвращены уроки, предметы, оценки, стабильные учебники введены, расписание, гос. Программа. Усилилась воспитательная роль школы: ученики должны были чтить вождя, разоблачать врагов народа.
К концу 1930х.гг в стране в основном была ликвидирована неграмотность, 7ми летнее обучение стало обязательным, открылось 20тыс. школ , и обязательным было изучение марксизма.
В конце 20х гг резко усилилось создание технических и с/х вузов.
Наука: расширяется сеть научных центров: главн. Научный цен РАН(рос. Академия наук) в 1929г- -ВАСХНИЛ – президент Вавилов, центр с/х науки. В начале 1920хгг. Большевики не запрещали различные направления в культурной, научной деятельности. До 1922г. в доме Бердева проводились философские диспуты.
В 20-е гг. выдающиеся открытия были сделаны Вавиловым в оптике, Курчатовы в области исследования атомного ядра. Капицей – в области физики магнитных полей и др.
В 1921г. упразднена автономия вузов, они поставлены под надзор гос. Органов. Был создан специальный цензурный комитет в 1922г. – Главлит. – кот. Осуществлял контроль за выпадами против марксизма. В нач. 30х. гг. Сталин заявил , что наука носит политический характер. Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ, что привело к прекращению их развития. Особое место Сталин уделял истории, он считал, что её необходимо контролировать использовать в целях воспитания народа, воспитать через неё верность гос-ву, вождю.
Укрепившись у власти, большевистская власть направила силы на создание собственной интеллигенции - в стране открылись новые институты и университеты.
Искусство: Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основной задачей в этой области являлось создание новой (социалистической) культуры и подъем общего культурного уровня народа. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс.
Наиболее значительной из общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организации послереволюционных лет был Пролеткульт. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры и подчинения искусства целям пролетарской борьбы.
Во второй половине 20-х гг. над общественными литературными, и просветительскими организациями, в том числе коммунистическими был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась. Были созданы органы отраслевого управления культурой - Союзкино, Всесоюзный комитет по радиовещанию, Всесоюзный комитет по делам искусства и др. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим принципам. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.
Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (Павлов, Жуковский и др.). В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы ("философский пароход"), художники и литераторы, некоторые добровольно покинули Россию. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Гумилева, Платонова, Булгакова), которые отстаивали в своем творчестве безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым.
Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Шостаковича, Прокофьева и др.
Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 30-е гг. в кинематографе появилось звуковое кино. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» Эйзенштейна, «Петр Первый» Петрова и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. Революция способствовала развитию нового режиссерскоготеатра.В конце 1920 г. Мейерхольдом была выдвинута программа "Театральный Октябрь".
Лит-ра, Искусство: В 20-е гг. в литературе и искусстве ещё существовали разные направления. Были созданы произведения : Фадеев «разгром», Фурманов «Чапаев»., сатирические произведения Зощенко. С укреплением позиций Сталина выделяется метод «социалистического реализма» ,суть кот. Заключалась , в том, чтобы писатели , художники обязаны были отображать советскую жизнь не такой какая она была а какой она должна быть в идеале. В итоге некоторые произведения отличались приукрашиванием действительности. Создавалась иллюзия , что счастливое время уже наступит вот вот.
В изобразительном искусстве известны: Грабарь «Ленин у прямого провода», Герасимова «клятва сибирских партизан».
Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствовала развиваю массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Ведущим направлением стал конструктивизм, разрабатывались художественные формы на основе функционального назначения вещей. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы Фомин, Щусев. Результатом поисков стали общественные здания, внешний облик которых напоминал например пятиконечную звезду — театр Красной Армии в Москве.
Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы. Но стремление к созданию городов нового быта приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники.
В ходе искоренения инакомыслия развернулась борьба против так называемого формализма в творчестве. Репрессии затронули многих деятелей науки (Ландау, Королев, Туполев, историк Е.В. Тарле, Шостаковиач, Эйзенштейн, Пастернак и др).
Составной частью отечественной культуры была культура Русского Зарубежья.В эмиграции гуманитарные науки развивали историки Милюков, Вернадский, философы Бердяев и др. Представители русского зарубежья внесли заметный вклад в развитие общественной мысли. Одним из ее направлений было евразийство и сменовеховство. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам — Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Рассуждения об особом предназначении России, а также приверженность "исторической идее великодержавности" сближали сменовеховцев с идеологами евразийства.
Итогикоренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны.
С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в создании ценностей в области духовной и материальной культуры.
С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата. Идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.