Порядок осуществления производства по делу об административном правонарушении
Порядок производства по делам об административных правонарушениях отнесен к предмету ведения Российской Федерации, то есть он осуществляется лишь на основании норм КоАП РФ.
1) Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях (Ст. 24.2).
Производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться на государственном языке Российской Федерации. Таковым в соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ является русский язык.
В республиках, входящих в состав РФ, производство может вестись на их государственных языках. Это обусловлено ч. 2 ст. 68 Конституции РФ, определяющей, что республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
КоАП предусматривает ряд гарантий для лиц, участвующих в производстве по делу и не владеющих языком, на котором оно ведется.
Одной из них является право выступать на родном языке. Согласно ст. 26 Конституции РФ каждый имеет право на пользование родным языком. Лицу, не владеющему языком, должно быть обеспечено реальное право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на его родном языке. Кроме того, оно может выступать на любом другом языке, которым владеет. При этом владение языком, прежде всего, предполагает возможность свободно изъясняться на этом языке.
Другой гарантией является обеспечение права пользоваться услугами переводчика. Это означает, что:
— лицу, не владеющему языком, должен быть обеспечен не только устный перевод всех материалов дела, но и письменный перевод документов, которые должны быть вручены участникам производства;
— переводчик должен участвовать на протяжении всего производства, а не только на его отдельных стадиях и этапах;
— осуществлять перевод должен человек, не только знающий соответствующие языки или владеющий навыками сурдоперевода, но и не заинтересованный в исходе дела.
Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство, может являться основанием для обжалования принятого по делу об административном правонарушении постановления.
Язык, на котором ведется производство, не следует понимать лишь как язык, на котором дело должно рассматриваться. Без всякого сомнения, для начальных стадий производства (возбуждение дела, административное расследование) вопрос о языке также имеет весьма существенное значение.
2) Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях (Ст. 24.3).
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению. Данный порядок способствует осуществлению общественного контроля за надлежащим исполнением обязанностей и соблюдением законодательства судьями, органами и должностными лицами, осуществляющими производство по делам об административных правонарушениях, а также иными лицами, участвующими в производстве по делу. Открытость предполагает обязательное оглашение всех решений, принятых как в результате рассмотрения дела, так и в процессе его рассмотрения.
Открытое рассмотрение дела об административных правонарушениях означает, что оно осуществляется публично. Граждане, проявившие интерес к делу, имеют право свободно находиться при его рассмотрении, а также освещать ход и результаты дела в средствах массовой информации.
Следует отметить, что КоАП предусматривает ряд обстоятельств, когда дело об административном правонарушении может рассматриваться в закрытом режиме. Причем законодатель перечисляет не категории дел, а лишь причины, по которым принимается решение о закрытом рассмотрении того или иного дела. Речь идет о необходимости:
— защиты государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
— обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких;
— защиты чести и достоинства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких.
Решение о закрытом рассмотрении дела может быть принято только судьей, органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении. Решение оформляется вынесением мотивированного определения.
3)Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении(Ст. 24.5).
КоАП предусматривает ряд обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Они, подразделяются на две группы. Первую группу обстоятельств составляют те, которые исключают административную ответственность. К ним законодатель отнес отсутствие события или состава административного правонарушения, а также действия лица в состоянии крайней необходимости.
Отсутствие события административного правонарушения означает, что не существует каких-либо данных, подтверждающих сам факт общественно вредного, противоправного, виновного, наказуемого деяния, либо они существуют, но признаны судьей, органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, несостоятельными.
Отсутствие состава административного правонарушения безоговорочно признается основанием для прекращения дела в тех случаях, когда сам факт деяния, совершенного конкретным лицом, установлен, но это деяние не является правонарушением вследствие того, что:
— деяние не предусмотрено законодательством об административных правонарушениях;
— деяние предусмотрено законодательством как правонарушение, но в то же время имеются обстоятельства, лишающие это деяние общественно вредного и противоправного характера;
— деяние предусмотрено законодательством и имело место, но отсутствует признак вины (умысел, неосторожность) лица, его совершившего;
— лицо, совершившее деяние, на момент его совершения не достигло 16-летнего возраста либо находилось в состоянии невменяемости.
Действия лица в состоянии крайней необходимости являются обстоятельством, исключающим его административную ответственность. В состоянии крайней необходимости вред причиняется для того, чтобы предотвратить ущерб другим, более значимым охраняемым общественным отношениям. При этом возникает столкновение интересов, а причинение вреда одному из них носит предпочтительный характер. Например, для защиты человека от нападающего животного иногда бывает необходимо в населенном пункте произвести выстрел из оружия, что может образовывать состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.13 КоАП (стрельба из оружия в не отведенных для этого местах). Стало быть, действия, совершенные в условиях крайней необходимости, выполняют общественно полезную функцию и поэтому не могут быть признанны противоправными.
Вторую группу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, составляют те, при которых имеется факт противоправного деяния, однако лицо, его совершившее, в силу ряда причин освобождается от административной ответственности.
Такими обстоятельствами могут служить:
– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
– отмена закона, установившего административную ответственность;
– истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В заключении можно отметить, что производство по делам об административных правонарушениях осуществляется по определенным правилам, принципам, основными из которых являются:
§ принцип законности(применение норм материального права во всех случаях в строгом соответствии с порядком, предписанным нормами административно-процессуального права);
§ объективность (принцип материальной истины) (всестороннее полное и объективное выяснение конкретных фактов и обстоятельств дела);
§ принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (все граждане равны перед законом и органом, разрешающим дело, независимо от их происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств );
§ гласности производства (дело об административном правонарушении рассматривается открыто);
§ ответственности за нарушение правил производства и за принятый акт (должностные лица, виновные в нарушении правил производства или принятии незаконного постановления по делу, несут юридическую ответственность, а само решение может быть отменено или изменено в установленном законом порядке).
§ презумпции невиновности (лицо, привлекаемое к административной ответственности считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке, бремя доказывания вины лица возложено на юрисдикционный орган).
Выводы
1. Производство по делам об административных правонарушениях, является административно-деликтным, т.е. в нем находит соответствующее процессуальное выражение негативная реакция государства и общества на противоправные деяния, совершаемые в сфере государственного управления (административные правонарушения).
2. Задачи производства четко определены в КоАП РФ, главной из них выступает обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения полномочными судьями, органами и должностными лицами каждого дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.
Вопрос 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях
Участники производства условно могут быть разделены на три категории:
а) лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении, - лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП), и потерпевший (ст. 25.2 КоАП);
б) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц, - законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП), законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП), защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП);
в) лица, выполняющие процессуальные функции, - свидетель (ст. 25.6 КоАП), понятой (ст. 25.7 КоАП), специалист (ст. 25.8 КоАП), эксперт (ст. 25.9 КоАП), переводчик (ст. 25.10 КоАП), прокурор (ст. 25.11 КоАП).
КоАП не содержит нормативного определения понятия “лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении”. Однако по смыслу комментируемой статьи таковым следует признавать лицо, в отношении которого в установленном главой 28 Кодекса порядке возбуждено дело об административном правонарушении. Исходя из Общей части КоАП, им может быть;
1) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 16-летненго возраста и признанные вменяемыми (ст. 2.3, 2.6, 2.8 КоАП);
2) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно распорядительные или административно хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст. 2.4 КоАП);
3) военнослужащий и иное лицо, на которое распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП);
4) юридическое лицо — организация, образованная в соответствии с российским законодательством, и иностранная организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (ст. 2.6, 2.9 КоАП).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протоколаоб административном правонарушении.
В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.
В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Специалист обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Эксперт обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.
Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.
К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.
Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
Выводы
1. Круг субъектов участников производства по делу об административном правонарушении разнообразен, однако их можно подразделить на три группы: 1) лица, чьи интересы затрагиваются в производстве; 2) лица, представляющие интересы других лиц; 3) лица, осуществляющие процессуальные функции.
2. Объем полномочий в производстве зависит от статуса участника производства. Наибольшим объемом прав обладают лица, чьи интересы затрагиваются в производстве по делу об административном правонарушении.
Вопрос 3. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях
Стадии в производстве по делам об административных правонарушениях — его главные звенья, характеризующие логику и последовательность действий при рассмотрении и разрешении дел. Каждая стадия в производстве наполнена процессуальными действиями (этапами).
Под стадией понимается сравнительно самостоятельная часть производства, которая имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные процессуальные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия.
Первой стадией производства по делу об административном правонарушении традиционно считается административное расследование.
Административное расследование состоит из этапов:
Первый этап. Возбуждение дела.
Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформлении и регистрации. На данном этапе разрешается целый ряд вопросов: является ли сообщение об административном правонарушении поводом к возбуждению дела; содержатся ли в источнике информации сведения о событии административного правонарушения, нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу; уточняется, по какой статье квалифицируется данное административное правонарушение, возникает ли необходимость административного расследования, подлежат ли материалы дела передаче по подведомственности или подсудности, и др.
Под поводами к возбуждению дела в соответствии с ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ следует понимать все источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном административном правонарушении, обязывающую их принять решение приступить к производству по делу об административном правонарушении. К таким источникам относятся:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением некоторых административных правонарушений.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении только при наличии хотя бы одного из поводов и одного из оснований. При этом оно считается возбужденным с момента:
1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП;
2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП.
Второй этап.Установление фактических обстоятельств дела.
В ходе него осуществляется получение объяснений, назначение экспертного исследования применение мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях: доставление, задержание, изъятие вещей и документов; медицинское освидетельствование на состояние опьянения и т.д. Указанные мероприятия оформляются, как правило, соответствующими протоколами.
Третий этап. Процессуальное оформление результатов расследования. В рамках данного этапа осуществляется составление протокола об административном правонарушении (ст. 28.2), который содержит "формулу обвинения". Копия протокола об административном правонарушении после его составления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю, а также потерпевшему.
Четвертый этап. Направление материалов для рассмотрения по подведомственности (чаще всего руководителю органа внутренних дел (начальнику милиции общественной безопасности), в суд.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Срокпроведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Второй стадией производства является стадия рассмотрение дела.
Она выступает в качестве главной стадии, поскольку в ходе её осуществления принимается акт (постановление) о признании гражданина либо юридического лица виновным и назначаются меры административного наказания.
Рассмотрение дела об административных правонарушениях как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие по нему решения.
Этапы рассмотрения дела:
Первый этап. Подготовка дела к рассмотрению (ст. 29.1 КоАП).
В процессе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению судья, орган, должностное лицо изучает его, разрешая при этом вопрос о том, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Если судья, орган, должностное лицо установит, что поступившее дело относится к его компетенции, то дело принимается к рассмотрению. В противном случае материалы дела направляются по подведомственности. В случаях, когда имеет место двойная подведомственность, дело рассматривает тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило.
Помимо этого в рамках данного этапа осуществляется проверка качества протокола, иных материалов дела, достаточность имеющихся материалов для их рассмотрения, а также наличие ходатайств и отводов.
Второй этап. Анализ собранных материалов, обстоятельств дела, доказательств.
Третий этап. Вынесение постановления по делу (ст. 29.9 - 29.10 КоАП).
По делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих постановлений:
— о назначении административного наказания;
— о прекращении дела производством;
или определений:
— о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;
— о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Четвертый этап. Объявление постановления по делу.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.