Сравнение мировых религий
Линии сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам |
1. Этимология (происхождение термина) | От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветлённому сознанию | От гр. Christos — Мессия | Арабское — буквально, предание себя воле Бога, покорность |
2. Время и место зарождения | VI−V вв. до н. э. — Индия | I в. н. э. — восточные провинции Римской империи | Начало VII в. н. э. — Азия, Аравийский полуостров |
3. Территория, на которой сейчас проживают исповедующие религию | Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России — Тува, Бурятия и Калмыкия | Преимущественно Европа и Северная Америка | Ближний Восток, Северная Африка. В России — Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа |
4. Источники вероучения | Типитака («Три корзины») | Библия | Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство |
5. Основы учения | Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастают вражда и страдание. | Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид. | Человек — «существо слабое», склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии,то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным властям. |
6. Количество последователей религии | Около 500 млн человек | 2 млрд человек | Около 1,5 млрд человек |
Основные функции религии:
мировоззренческая — задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание;
компенсаторная (терапевтическая) — восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение;
коммуникативная — обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.;
регулятивная — упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность;
интегрирующе-дезинтегрирующая — объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание, т. е. способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция);
культуротранслирующая — способствует развитию определённых основ культуры: письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;
легитимирующе-разлегитимирующая — узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция).
Мораль
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.
Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»).
СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛИ:
Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.)
Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй, не клевещи и др.)
Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что выработано моралью, человеколюбие.
Моральные (всеобщие, общечеловеческие, абсолютные) ценности — нечто важное, необходимое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).
Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений.
Однако нормы морали являются лишь образцом должного поведения. Реальное же воплощение моральных правил в жизнь требует от человека больших личных усилий, особой душевной энергии, мужества. Только собственные сознательные действия позволяют человеку без всякого внешнего принуждения, самостоятельно и свободно применять моральные нормы в любой жизненной ситуации.
Основные понятия, с помощью которых наука о морали — этика (от гр. ethos — обычай) — объясняет смысл и роль морали:
Добро — всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и природы.
Долг — превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека.
Совесть — способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайно важную роль.
РОЛЬ МОРАЛИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию;
формирует нравственный облик личности;
обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказуемым.
Гуманизм (лат. humanus — человечный), или человеколюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.
Этот принцип сложился на базе идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманисты (Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашали человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их точки зрения, должны гармонично сочетаться естественное и духовное начала, он имеет право на счастье в земной жизни, и его стремление к счастью должно стать основой нравственности.
Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.