Сравнение мировых религий

Линии сравнения Буддизм Христианство Ислам
1. Этимология (происхождение термина) От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветлённому сознанию От гр. Christos — Мессия Арабское — буквально, предание себя воле Бога, покорность
2. Время и место зарождения VI−V вв. до н. э. — Индия I в. н. э. — восточные провинции Римской империи Начало VII в. н. э. — Азия, Аравийский полуостров
3. Территория, на которой сейчас проживают исповедующие религию Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России — Тува, Бурятия и Калмыкия Преимущественно Европа и Северная Америка Ближний Восток, Северная Африка. В России — Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа
4. Источники вероучения Типитака («Три корзины») Библия Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство
5. Основы учения Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастают вражда и страдание. Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид. Человек — «существо слабое», склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии,то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным властям.
6. Количество последователей религии Около 500 млн человек 2 млрд человек Около 1,5 млрд человек

Основные функции религии:

мировоззренческая — задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание;

компенсаторная (терапевтическая) — восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение;

коммуникативная — обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.;

регулятивная — упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность;

интегрирующе-дезинтегрирующая — объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание, т. е. способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция);

культуротранслирующая — способствует развитию определённых основ культуры: письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;

легитимирующе-разлегитимирующая — узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция).

Мораль

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «По­ступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не де­лай другому того, чего себе не желаешь»).

СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛИ:

Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость и др.)

Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.)

Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что вы­работано моралью, чело­веколюбие.

Моральные (всеобщие, об­щечеловеческие, абсолют­ные) ценности — нечто важное, необходи­мое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений.

Однако нормы морали являются лишь образцом должного поведения. Реальное же воплощение мораль­ных правил в жизнь требует от человека больших личных усилий, особой душевной энергии, мужества. Только собственные сознательные действия позволяют человеку без всякого внешнего принуждения, самостоя­тельно и свободно применять моральные нормы в любой жизненной ситуации.

Основные понятия, с помощью которых наука о морали — этика (от гр. ethos — обычай) — объясня­ет смысл и роль морали:

Добро — всё то, что спо­собствует улуч­шению жизни, нравственному возвышению лич­ности, совершен­ствованию обще­ства и природы.

Долг — превращение требования мо­рали в личную задачу данного конкретного че­ловека.

Совесть — способность лич­ности осуществ­лять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравст­венные обязаннос­ти, требовать от себя их выпол­нения и произво­дить самооценку совершаемых по­ступков.

В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайно важную роль.

РОЛЬ МОРАЛИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:

регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;

является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершен­ствованию;

формирует нравственный облик личности;

обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнооб­разных обстоятельствах, поскольку со­блюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предска­зуемым.

Гуманизм (лат. humanus — человечный), или челове­колюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.

Этот принцип сложился на базе идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманисты (Ф. Пет­рарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашали человека венцом при­роды, центром мироздания. В человеке, с их точки зре­ния, должны гармонично сочетаться естественное и ду­ховное начала, он имеет право на счастье в земной жизни, и его стремление к счастью должно стать основой нравст­венности.

Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотноше­ниям людей.

Наши рекомендации