Иные меры государственного принуждения (меры защиты)
Юридическая ответственность выступает важным, но лишь одним из видов государственного принуждения. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются меры предупредительного воздействия, меры пресечения, правовосстановительные меры.
Меры предупредительного воздействия можно подразделить на меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений (проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр багажа, груза, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.), и меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, прекращение или ограничение доступа к объекту, подвергшемуся аварии, и проч.). Названные меры носят профилактический характер. Принуждение проявляется в том, что оно осуществляется без согласия лиц, обязанных подчиниться предписанным действиям либо воздержаться от каких-либо действий, и, кроме того, в том, что они ограничивают права людей, хотя и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами.
Меры пресечения преследуют цель прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Они должны быть оперативными и осуществляться в интересах общества, государства или в интересах самого потенциального правонарушителя (помещение в медицинский вытрезвитель, в психиатрическую больницу, применение огнестрельного оружия и др.). Иногда меры пресечения нарушают физическую неприкосновенность граждан, как это имеет место при использовании служебных собак, технических средств (дубинок, газов, водяной струи, наручников и т. п.). Меры пресечения отличаются большим разнообразием. Помимо уже отмеченных к ним относятся привод в правоохранительные органы и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, изъятие имущества (например, холодного оружия, печатей, штампов и т. д.), административное задержание. К сожалению, наиболее полно в законодательстве урегулирован лишь вопрос об административном задержании.
Правовосстановительные меры применяются за проступки, обладающие минимальной степенью общественной опасности, или за деяния, представляющие собой лишь некоторую «правовую аномалию», незначительное отклонение от нормального правопорядка, не приобретшие характер правонарушения. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но по каким-либо причинам не исполнило. Например, изъятие вещи на основе виндикапионного иска, взыскание взятой в долг денежной суммы, признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, восстановление на работе незаконно уволенных, взыскание ошибочно выплаченных работнику сумм (командировочных и др.).
Разграничение юридической ответственности и иных видов государственного принуждения важно потому, что позволяет выбрать наиболее целесообразное и эффективное средство государственного реагирования для защиты интересов личности, государства, общества.
Билет 28
Система права РФ
Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.
Историческая справка современной правовой системы[править | править вики-текст]
Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новойправовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.
С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Иерархия права[править | править вики-текст]
В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе . При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.
· Вертикальное — распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ.
· Горизонтальное — это акты равной юридической силы, но имеющие различный приоритет при применении в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты различных субъектов РФ имеют равную юридическую силу между собой, но действуют и применяются исключительно в пределах своего региона; другая ситуация — когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования (в случае если он глубже раскрывает данную сферу и наиболее детально конкретизирует её) или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.
Федеральный уровень[править | править вики-текст]
Конституирующий акт Внутригосударственное законодательство Международное право
Конституция РФ |
↓ |
Законы РФ о поправках к Конституции |
↓ |
Федеральные конституционные законы РФ |
↓ |
Международные договоры и соглашения РФ |
↓ |
Федеральные законы РФ |
↓ |
Акты Президента РФ |
↓ |
Акты Правительства РФ |
↓ |
Ведомственные акты |
Вид нормативного акта | Как принимается (утверждается) |
Конституция Российской Федерации | Принимается по итогам референдума, изменения в главы 1, 2 и 9 вносятся на основании решения Конституционного собрания и референдума, в главы 3-8 изменения вносит Федеральное собрание с одобрением субъектами РФ. Изменение наименований субъектов РФ (ст. 65 Конституции) может осуществляться указами президента РФ[1] |
Поправки к Конституции (главы 3-8) | Принимаются Федеральным собранием в порядке, предусмотренном дляфедеральных конституционных законов, но при наличии одобрения 2/3субъектов РФ |
Федеральные конституционные законы | Принимаются Федеральным собранием |
Международные договоры и соглашения РФ[2] | Подписываются уполномоченными государственными органами |
Федеральные законы Российской Федерации | Принимаются Государственной думой, одобряются Советом Федерации, подписываются президентом РФ |
Акты Президента Российской Федерации | Подписываются президентом РФ |
Акты Правительства Российской Федерации | Подписываются председателем Правительства РФ |
Ведомственные акты | Подписываются главами органов власти |
Конституция
Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года по итогам референдума, и закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, на личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести.
Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула — это торжественная вступительная часть. Первый раздел — собственно Конституция, состоит из 9 глав, которые посвящены основным положениям жизни государства: «Конституционный строй», «Права и свободы человека», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Второй раздел — «Заключительные и переходные положения».
Ключевые правовые нормы Конституции характеризуют следующие черты Российской Федерации:
1. Демократическое государство: источником власти является народ, закрепление принципа разделения властей, идеологического и политического многообразия; гарантированно местного самоуправления.
2. Федеративное устройство: территория состоит из 85 субъектов и каждый находится в равном положении перед федеральной властью.
3. Правовое государство: гарантируются верховенство закона и взаимная ответственность человека и государства. Перед законом все равны и несут одинаковую ответственность за совершённые противоправные действия.
4. Социальное государство: проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, чтобы эти сферы являлись бесплатными (доступными) и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др.
5. Гуманистичность: высшей ценностью в государстве является человек, его права, свободы и благополучие.
6. Светский характер: религия отделена от государства, ни одна из конфессий не имеет полномочий по нормативно-правовому регулированию, а такжезаконодательной инициативы, не вправе участвовать в политических выборах, а государство в свою очередь не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений.
7. Республиканская форма правления: высшие органы власти и должностные лица избираются населением на определённый срок, осуществляют свою власть от имени народа и несут ответственность перед ним.
Также Конституция РФ разделяет власть на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент России не входит ни в одну из трёх властей, а стоит над ними в качестве гаранта Конституции. Органы местного управления не являются частью государственной власти и решают вопросы местного значения самостоятельно.
Правом принятия законов обладает исключительно законодательная власть (Федеральное собрание), а субъекты исполнительной и судебной власти обладают правомзаконодательной инициативы, то есть имеют право разрабатывать проекты законодательных актов и передавать их в парламент для рассмотрения и принятия.
Порядок изменения Конституции России[править | править вики-текст]
В соответствии с нормами Конституции (глава 9), главы 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») могут быть изменены только путём пересмотра всей Конституции. Для этого созывается Конституционное Собрание (при этом состав Конституционного собрания не определён) при наличии поддержки об изменении 3/5 голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание разрабатывает новую редакцию Конституции и принимает её 2/3 голосов, либо выносит на референдум.
Изменения в главы 3-8 Конституции принимаются посредством Законов РФ о поправках к Конституции. В настоящее время такие законы были приняты по вопросам о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства, и об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы.
Изменения в статью 65 Конституции (перечень субъектов РФ) вносятся Указом Президента РФ по итогам решения о переименовании субъекта РФ. Также изменения могут быть внесены на основе соответствующего федерального конституционного закона о принятии нового субъекта в состав РФ либо об изменения конституционно-правового статуса существующего субъекта РФ.
Законы РФ о поправках к Конституции[править | править вики-текст]
Основная статья: Поправки к Конституции России
Законы РФ о поправках к Конституции принимаются аналогично федеральным конституционным законам, но кроме одобрения 3/4 голосов от общего числа членовСовета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы требуется одобрение ещё и законодательных органов 2/3 субъектов РФ(то есть не менее 54 регионов). Закон должен быть подписан Президентом РФ в течение 14 дней и обнародован, после чего им в течение 1 месяца должны быть внесены изменения в текст Конституции.
Порядок изменения Конституции России[править | править вики-текст]
В соответствии с нормами Конституции (глава 9), главы 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») могут быть изменены только путём пересмотра всей Конституции. Для этого созывается Конституционное Собрание (при этом состав Конституционного собрания не определён) при наличии поддержки об изменении 3/5 голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание разрабатывает новую редакцию Конституции и принимает её 2/3 голосов, либо выносит на референдум.
Изменения в главы 3-8 Конституции принимаются посредством Законов РФ о поправках к Конституции. В настоящее время такие законы были приняты по вопросам о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства, и об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы.
Изменения в статью 65 Конституции (перечень субъектов РФ) вносятся Указом Президента РФ по итогам решения о переименовании субъекта РФ. Также изменения могут быть внесены на основе соответствующего федерального конституционного закона о принятии нового субъекта в состав РФ либо об изменения конституционно-правового статуса существующего субъекта РФ.
Законы РФ о поправках к Конституции[править | править вики-текст]
Основная статья: Поправки к Конституции России
Законы РФ о поправках к Конституции принимаются аналогично федеральным конституционным законам, но кроме одобрения 3/4 голосов от общего числа членовСовета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы требуется одобрение ещё и законодательных органов 2/3 субъектов РФ(то есть не менее 54 регионов). Закон должен быть подписан Президентом РФ в течение 14 дней и обнародован, после чего им в течение 1 месяца должны быть внесены изменения в текст Конституции.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ и обладают большей юридической силой, чем федеральные законы. Согласно Конституции, ФКЗ охватывают следующие вопросы:
· порядок принятия нового субъекта в состав РФ;
· изменение статуса субъекта РФ;
· установление Государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядок официального использования;
· порядок деятельности Правительства РФ;
· установление судебной системы РФ;
· полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного, арбитражных и военных судов в РФ;
· режимы чрезвычайного и военного положения;
· порядок созыва Конституционного Собрания.
По большинству вопросов законы приняты, кроме ФКЗ о созыве Конституционного собрания.
Порядок издания ФКЗ[править | править вики-текст]
Федеральный Конституционный Закон РФ считается принятым, если он одобрен не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Принятый закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию, правом вето в этом случае он не обладает.
Международные договоры и соглашения РФ[править | править вики-текст]
Основная статья: Международный договор
Частью 4 статьи 15 Конституции РФ установлено верховенство международных договоров над действующим законодательством России. В случае противоречия между законодательством и международным договором Российской Федерации, применяются правила международного договора. На практике это означает, что при наличии разногласий, граждане, организации, государственные органы, суды руководствуются нормами международного договора до того времени, пока законодательство не будет приведено в соответствии с ним.
Вместе с тем, международный договор Российской Федерации считается вступившим в силу, если прошёл все необходимые стадии согласования и подписания, а также, при необходимости, ратификацию[3].
Федеральные законы[править | править вики-текст]
Основная статья: Федеральный закон Российской Федерации
Федеральные законы — ключевой элемент законодательного регулирования в России и могут затрагивать любые вопросы, отнесённые Конституцией РФ к предметам ведения федерации либо совместного ведения федерации и субъектов РФ, и требующие государственного регулирования. Нормы федеральных законов являются обязательными для исполнения на всей территории страны, а все акты меньшей юридической силы не должны им противоречить. Вместе с тем, ответственность за неисполнение норм федеральных законов наступает только в том случае, если она явно предусмотрена самим законом, либо другими законами, включая уголовный кодекс или кодекс об административных правонарушениях.
При этом федеральные законы принимаются в первую очередь по предметам, относящимся к ведению Российской Федерации (установлено ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).
Предметы ведения Российской Федерации | Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ |
принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением | обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам |
федеративное устройство и территория Российской Федерации | защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон |
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств | вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами |
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти | разграничение государственной собственности |
федеральная государственная собственность и управление ею | природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры |
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации | общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта |
установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное,таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки | координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение |
федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития | осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,эпидемиями, ликвидация их последствий |
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе | установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации |
внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира | административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное,жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды |
внешнеэкономические отношения Российской Федерации | кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат |
оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования | защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей |
определение статуса и защита государственной границы, территориального моря,воздушного пространства, исключительной экономической зоны иконтинентального шельфа Российской Федерации | установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления |
судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское,гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности | координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации |
федеральное коллизионное право | |
метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учёт | |
государственные награды и почетные звания Российской Федерации | |
федеральная государственная служба |
Вопросы, не входящие в круг обозначенных статьями 71 и 72 Конституции РФ, относятся к компетенции регионов (ст. 73 Конституции РФ) и им предоставляется вся полнота государственной власти, ограничиваемая исключительно Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. В случае принятия федерального закона по вопросам, относящимся к ведению исключительно субъектов РФ, высшую юридическую силу имеют региональные акты (пункт 6 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно сложившейся юридической практике, существует два основных вида федеральных законов:
1. Основной закон — содержит в названии предмет регулирования, а в преамбуле и статьях раскрывается порядок его осуществления.
2. Закон о внесении изменений и дополнений (поправочный закон) — в целях улучшения порядка регулирования, вносит существенные и/или незначительные изменения в различные федеральные законы.
В некоторых случаях эти виды объединяются в рамках одного федерального закона.
Кроме того, в российской законодательной системе существуют кодексы. Это федеральные законы, объединяющие в себе нормы одной отрасли или направленности, что упрощает их поиск и применение в юридической практике. По состоянию на 2 мая 2013 года в России действует 19 кодексов[4].
Порядок принятия федеральных законов[править | править вики-текст]
Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ. Затем проект ФЗ вносится в Государственную Думу.
Закон считается принятым, но ещё не вступившим в силу, после его принятия в трёх чтениях Государственной Думой (простым большинством). С момента принятия в 3 чтении, в названии федерального закона исключается слово «проект». Далее ФЗ должен быть одобрен Советом Федерации (также большинством голосов) и подписанпрезидентом РФ.
В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его 2/3 голосов. Президент может наложить вето на закон, а чтобы преодолеть его закон в существующей редакции должен быть подержан 2/3 голосов депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации.
Акты президента РФ[править | править вики-текст]
Основная статья: Указ Президента Российской Федерации
Указы и распоряжения Президента РФ принимаются по вопросам предметов ведения федерации и не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России.
Конституцией не определяется правовое различие указа и распоряжения. Вместе с тем, распоряжением президента РФ дано следующее толкование[5]:
· указ — решения президента нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий РФ, о помиловании;
· распоряжение — решения президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации президента РФ; при этом распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.
К слову, правом давать официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений наделено Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ)[6].
Порядок принятия актов президента[править | править вики-текст]
Проекты актов президента РФ могут быть подготовлены администрацией президента, либо федеральными органами исполнительной власти[5] (в последнем случае, на рассмотрение президенту РФ проект акта вносится за подписью Председателя Правительства РФ). После согласования акта в администрации, он направляется на юридическую экспертизу в ГПУ, а затем передаётся для согласования с соответствующим помощником Президента РФ[7].
Согласованные с ГПУ и помощниками президента проекты указов и распоряжений представляются непосредственно заведующим Канцелярией президента РФруководителю Администрации президента, который принимает решение о готовности проекта к представлению президенту либо о необходимости доработки документа.
Акты Правительства РФ[править | править вики-текст]
Основная статья: Постановление Правительства Российской Федерации
В соответствии со статьёй 114 Конституции РФ[8], Правительство России имеет следующую компетенцию:
· разработка федерального бюджета с представлением его в Государственную Думу, исполнение федерального бюджета;
· проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
· проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
· управление федеральной собственностью;
· осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
· иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами президента.
По этим вопросам, а также в рамках исполнения Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение. К слову, разрабатываемые проекты указом президента по перечисленным вопросам должны согласовываться с Правительством[7].
Различие между постановлением и распоряжением определено федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»[9]:
· постановления — акты, имеющие нормативный характер (то есть адресованные неограниченному кругу лиц и предполагающие постоянное или многократное действие);
· распоряжения — акты не имеющие нормативного характера.
В случаях, когда постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом[8].
Ведомственные нормативные акты[править | править вики-текст]
В рамках реализации норм федеральных законов и постановлений (распоряжений) Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) могут принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок действий по определённым вопросам государственного регулирования и распространяющиеся на неопределённый круг лиц. Возможные виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения[10]. При этом ключевой особенностью является процедура государственной регистрации в Минюсте России, только после прохождения которой нормативный правовой акт считаетсяимеющим силу. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера[10].
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе самостоятельно издавать нормативные правовые акты.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти имеют право принимать ведомственные акты ненормативного характера. Их регистрация в Минюсте России не требуется, но подобные акты воздействуют на ограниченный круг лиц, прямо определённый в документе.
Акты федеральных органов исполнительной власти могут быть приостановлены или отменены Правительством РФ.
Особенности принятия ведомственных актов[править | править вики-текст]
Правительством РФ определён порядок разработки и принятия ведомственных актов, а также их приостановления и отмены. В ряде случаев, проект нормативного правового акта ФОИВ должен быть перед государственной регистрацией согласован с другими ведомствами[10], и/или пройти оценку регулирующего воздействия.
Региональный уровень[править | править вики-текст]
Конституирующий акт Законодательство субъектов РФ Муниципальное законодательство
Конституция (устав) субъекта РФ |
↓ |
Законы субъекта РФ |
↓ |
Акты высшего должностного лица субъекта РФ |
↓ |
Акты органов исполнительной власти субъекта РФ |
↓ |
Акты органов местного самоуправления |
Конституции и уставы субъектов РФ[править | править вики-текст]
Согласно статьи 66 Конституции РФ, существует два вида высших правовых документов субъектов РФ: конституция республики и устав. Статус республик определяют Конституция РФ и конституции республик, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего региона.
Кроме того, автономным областям и округам предоставлено право инициировать принятие соответствующего федерального закона об их статусе. Также отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти округа и субъекта РФ в состав которого они входят.
Конституции республик и уставы иных видов субъектов РФ принимаются законодательными органами регионов, а порядок их изменения осуществляется в порядке установленными конституциями и уставами.
Законы субъектов РФ[править | править вики-текст]
Законы субъектов РФ могут издаваться по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в соответствии с федеральными законами, и по вопросам, отнесённым к исключительной компетенции регионов. При этом законы субъектов не могут противоречить федеральным законам, если принимаются по вопросам относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; и не могут противоречить Конституции РФ, если принимаются по вопросам, отнесённым к ведению исключительно субъектов РФ.
Законы субъектов РФ имеют юридическую силу исключительно в пределах принявшего их региона.
Правом принятия законодательных актов субъектов РФ обладают региональные парламенты, действующие в соответствии с Конституцией РФ и конституциями и уставами регионов.
Региональные подзаконные акты[править | править вики-текст]
Региональные подзаконные акты — это постановления, распоряжения, приказы и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ в развитие федеральных и региональных законодательных актов, а также в целях реализации указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Акты органов местного самоуправления[править | править вики-текст]
Конституцией РФ определено, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12). В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Кроме того, к вопросам ведения муниципалитетов законами могут передаваться дополнительные полномочия, с выделением соответствующих материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий находится под контролем государства.
Соответственно, главами и представительными органами муниципальных образований могут издаваться акты по вопросам, отнесённым к их ведению, являющиеся обязательными для исполнения на территории муниципалитета. При этом акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и законодательству (включая федеральное и региональное).
Отрасли права[править | править вики-текст]