Государства. структура и функции

Предметом курса идеологии является совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, определяющих цели и задачи развития белорусского общества и обосновывающих пути их реализации.. Сам курс тесно связан с курсом общей теории государства и права, историей Беларуси, историей политической и правовой мысли Беларуси, истории государства и права Беларуси, философией, культурологией, экономической теорией и другими социально-гуманитарными дис-циплинами.В конце ХХ столетия Беларусь обрела независимость и тотчас же оказалась перед лицом исключительно серьезных проблем, связанных с определением основ внутренней и внешней политики, выработкой стратегии развития общества и государства. Поиск ответов на эти и многие другие непростые вопросы времени привел к осознанию необходимости разработки государственной идеологии. Она призвана консолидировать белорусское общество на основе единства ценностных ориентаций, идей, представлений различных слоев населения. Необходимо помнить, что идеология Белорусского государства — это идеология белорусского пути общественного развития.

К настоящему времени отечественными учеными проделана значительная работа по исследованию теории и методологии идеологических процессов. Острые научные и политические дискуссии, сама общественно-политическая жизнь страны позволяет с уверенностью говорить о кристаллизации идеологических, духовных, политических предпочтений белорусского народа. Таким образом, фундаментом государственной идеологии является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Наследием советского времени выступила еще четкая социальная ориентированность идеологических предпочтений населения страны.

В курсе «Основы идеологии Белорусского государства» на основе системного подхода раскрывается в соответствующих разделах содержание таких компонентов идеологии Белорусского государства, как: 1) теория, история и методология идеологических процессов с подробным изучением самого феномена идеологии и его типа — государственной идеологии;

2) динамика идеологических процессов;

3) государственные институты и идеологические процессы;

4) государственная политика в идеологической сфере, то есть механизм реализации идеологических функций государства.

Цель курса «Основы идеологии Белорусского государства» — формирование у студентов как граждан Республики Беларусь системы жизненно важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые должны поддерживаться усилиями различных государственных институтов. Главными задачами преподавания курса «Основы идеологии Белорусского государства» являются: разъяснение приоритетов белорусской модели социально-экономического развития страны; получение систематизированных знаний на основе теории, изучение методологии идеологических процессов, то есть оказание помощи студентам в обретении ими устойчивых идеологических ориентиров; способствование формированию гражданско-патриотической позиции.

Итак, идеологией Белорусского государства называют учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.

Функции любого предмета состоят в их практической значимости. выделяют следующие функции идеологии:

теоретико-концептуальная. она разрабатывает идеи, взгляды, модели развития общества – ее выполняют идеологи;
познавательная – представляет обществу и гражданину возможность для ориентации в мире политики, способствует самоидентификации людей в политическом пространстве
социальная – каждая идея поддерживает интересы различных общностей людей и способствует защите и реализации этих целей и интересов
легитимации (законности) – обосновывает законность того или иного политического режима
нормативная – задает обществу социальные и политические нормы поведения граждан государства и общества, оценивает значимость тех или иных политических явлений и событий
интеграционная – способствует интеграции различных общностей людей, которые привержены одним и тем же идеологическим ценностям. она играет роль формирования общественного сознания
мобилизационная – после интеграции предполагает проблемы реализации интересов, переводит идеи в социальные действия


Структура идеологии включает в себя теоретические установки, так и практические действия


Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации.
Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность – это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма – это предписание, служащее общим указанием для социального действия.

Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).

Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов.

Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей имеет не только предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями.

!Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

1) теоретико-методологический (базис системы). Цель –определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;

2) процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;

3) институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие;

4) инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель –определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

вопрос 3

Определение идеологии. Введение в научный оборот термина "идеология" и эволюция его содержания

Термин “идеология” появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе “Проект идеологии”. В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании "Элементы идеологии" де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать “общую теорию” идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить “иллюзорные мысли”.На протяжении всего периода существования термин “идеология” наполнялся разным содержаниемВ XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.

К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах “Немецкая идеология” и “Святое семейство”. Они использовали термин “идеология” для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Тем самым превращаются в “ложное сознание”. Идеология в марксистском понимании – это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма – классовые интересы, отсюда следует и искаженный, спекулятивный взгляд на окружающую действительность. С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Она является квинтэссенцией социально-классового интереса.Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Термин “научная идеология” принадлежит В.И. Ленину, который применил данное понятие к марксизму. Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К. Мангейма. Именно совместная коллективная деятельность людей способствует возникновению общих проблем, понятий и форм мышления определенной группы. В соответствии со специфической коллективной деятельностью, в которой участвуют люди, и возникающими на этой основе интересами, они и склонны различным образом видеть окружающий их мир. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления, создает различные концепции этого мира. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. Маннгейм отмечает, что с точки зрения социологии идеология не может быть отделена ни от психологических корней эмоциональных и жизненных импульсов, составляющих ее основу, ни от ситуации, в которой она складывается

В работе “Идеология и утопия” Мангейм рассматривает идеологию, как орудие которое играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Мангейм считал, что идеология консервативна. Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне.

марксист А. Грамши и далекий от марксизма теоретик Д. Белл подчеркивали, что главное отличие идеологии от философии или просто идей в том, что она всегда ориентирована на практику, на превращение идей в социальное действие.

Т. Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы.

К. Ленк определял идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства.

У. Матц, приходит к выводу, что идеология есть в принципе религиозно мотивированная, но по своему содержанию секуляризирующая система ориентаций. Идеологическая политика имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиции, а в трансцендентном по отношению к обществу принципе, который обществу навязывается.

Идеология – это систематизированная, теоретически оформленная совокупность идей, которые выражают и защищают определенные социально-классовые интересы. Ибо социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. Идеологии подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность. Даже самый добросовестный исследователь, который стремится быть объективным, не может быть равнодушным, так как для человека характерно ценностное отношение к миру, и у него возникают ценностные ориентиры, социально-политические симпатии и антипатии.

идеология – это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна воздействовать на общественное сознание и порождать политические движения. Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирование их поведением путем воздействия на сознание. Идеология наделяет смыслом действия социальных слоев, классов, отдельных личностей в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывает к жизни определенную практику.

Современное понимание идеологии исходит из того, что социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и разные устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе появляется как бы мыслительная «призма» — идеология, через которую социальные слои смотрят на мир. Посредством идеологии, то есть совокупности взаимосвязанных идей, ценностей и представлений определенная социальная группа или общность людей осознает себя, свои потребности, интересы, выражает свое отношение к окружающей социальной действительности, формулирует и оправдывает свои цели, идеалы, обосновывает пути и средства их достижения.

идеология — это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики — классов, наций, общества, политических партий, общественных движений. Она органично связана с существующим образом жизни, испытывает на себе влияние современных знаний, исторических традиций, общественных и нравственных устоев. Идеология не может быть абстрактной и оторванной от реальной жизни общества и человека. Идеологию невозможно у кого-то позаимствовать или написать с чистого листа. Она формируется в конкретных условиях и теоретически оформляется с учетом исторического времени и национальных традиций. Эффективно функционировать в обществе способна лишь та идеология, которая выражает интересы и потребности подавляющего большинства граждан.

Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. современная идеология функционирует на трех уровнях:

научно-теоретическом (элитарном),

эмоционально-чувственном (политико-пропагандистском)

обыденно-актуализированном (житейском).

На теоретико-концептуальном уровне формируются политические теории и идейные принципы политических движений, раскрывающие ценности определенных социальных групп, нации, государства языком социально-философских принципов. На программно-политическом уровне функционирования идеологии доминирует язык политической пропаганды, то есть максимально доступный язык лозунгов, требований и программ действия элиты или контрэлиты, политических партий. На обыденно-актуализированном уровне через изучение общественного мнения проявляется и проверяется эффективность влияния на политическое поведение людей идеологической пропаганды и агитации, что должно выражаться в политической поддержке, в различных формах политического участия людей, усвоивших в той или иной степени идеи, цели и принципы конкретной идеологии.

Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. идеология в процессе своего возникновения, развития и функционирования всегда была тесно связана с философией, культурой, нравственностью, политикой и другими формами общественного сознания. В свою очередь, сама идеология является одним из уровней общественного сознания и определяется как система идей, взглядов, ценностей, знаний, чувств, верований о целях развития человека и общества, а также о путях и средствах их достижения. Это позволяет рассматривать идеологию и идеологический процесс как атрибут любого общества, как особый вид политической реальности. Поэтому, как и общественное сознание в целом, политическая идеология может не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и тормозить политические процессы.

По своему содержанию идеологические процессы могут быть:

— прогрессивными и регрессивными,

— гуманистическими и человеконенавистническими,

— действительными и мнимыми (мифологическими) в зависимости от социально-исторического контекста и отношения большинства общества к базовой идее некой идеологии. Как правило, официальная идеология прагматична, а идеология оппозиции большей частью утопична (для завоевания симпатий населения).

Цель идеологии, идеологических процессов — это власть над сознанием людей и возможность управлять и манипулировать сознанием как на массовом, так и индивидуальном уровне. В зависимости от этого ее делят на типы:

а) идеология социальных групп, слоев (чаще религиозная, политическая, научная);

б) идеология государства (нации).

Государство всегда будет отстаивать и защищать свою идеологию, именно поэтому всегда были и будут противоречия и конфликты между идеологией государства и идеями, ценностями отдельных граждан.

Будучи наиболее важным механизмом саморазвития политики и сознательного переустройства общества идеология выполняет ряд функций:

Основанием для классификации идеологий может выступать время их возникновения, широта распространения, роль в развитии общества, сфера функционирования. Если идеологии подразделять по времени их возникновения, то их классифицируют на традиционные (классические) и современные. К основным классическим идеологиям относятся либерализм, консерватизм и утопический социализм, которые сформировались до XIX века, когда приобрели уже свою окончательную форму. Идеологии, возникшие в середине XIX века и позднее, относятся к современным идеологиям. Это марксизм, социал-демократизм, анархизм, неолиберализм, неоконсерватизм, национализм, фашизм, технократизм и глобализм, феминизм и пацифизм, религиозный фундаментализм. Можно типологизировать идеологию по сферам функционирования, тогда речь будет идти о национальной, государственной, политической, официальной, оппозиционной идеологии.

Идеология – понятие, обозначающее совокупность идей, представлений, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых отражаются жизненно практические интересы и цели общества и содержатся программы деятельности.
Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики.
Сущность идеологии и ее назначение - поддержание и защита существующего порядка или, наоборот, в противодействии ему.
идеология - специальная область деятельности государства, включающая разработку теоретических обоснований государственной политики и выработку технологических методов и способов воздействия на сознание людей.
В ХХ веке идеология превратилась в одну из главных сфер деятельности государства и мощнейшее средство воздействия государства на людей. Главным заказчиком идеологии выступает государство. Основная функция идеологии – апологетика действующей политической власти, следовательно, государства.

+ глава 1 параграф 2

шпора

Происхождение термина «идеология»

Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».

Дестют де Траси: идеология — наука об идеях.

А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп. Однако указанный смысл за понятием «идеология» не закрепился.

К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание.

Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии.

К, Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей.

Таким образом, К. Манхейму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес.

Современное понимание идеологии.

Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.

ВОПРОС 4 ИСТОЧНИКИ ИДЕОЛОГИИ БГ

Важнейшими источниками идеологии Белорусского государства являются:

— нормативно-правовые акты и политические документы Республики Беларусь, Конституция Республики Беларусь 1994 года; . Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь: Положение в стране. Беларусь в ХХІ веке.

— международные политико-правовые документы, подписанные Белорусским государством (например, Всеобщая Декларация прав человека

— политические документы прошлых периодов истории белорусского народа (Статуты ВКЛ 1529 г., 1566 г. и 1588 г.; Люблинская уния 1569 г., Брестская уния 1596 г., Конституция 3 мая 1791 г., «Мужицкая правда» К. Калиновского; 1-3-я Уставные грамоты к народам Беларуси 1918 г. БНР; Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси от 1 января 1919 г. о создании ССРБ; Рижский мирный договор 1921 г., Конституция БССР 1919 г., 1927 г., 1937 г., 1978 г. и т.п.).

— произведения отечественной и мировой философской, политической и правовой мысли, литературно-художественные произведения белорусских писателей и

Под источниками идеологии белорусского государства будем понимать письменные произведения, в которых закреплены либо из которых заимствованы идеи, ценности, принципы и представления, составляющие содержание идеологии современного белорусского государства. К ним относятся:

• действующие нормативно-правовые и политические документы Республики Беларусь. Это, прежде всего, Конституция и законы страны, указы и декреты ее Президента, другие нормативно-правовые акты, послания Президента белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь, постановления Всебелорусских народных собраний, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.

• международные политико-правовые документы, подписанные и ратифицированные белорусским государством. Важнейшим из таких документов, безусловно, является Договор о создании Союзного государства, подписанный президентами Республики Беларусь и Российской Федерации 8 декабря 1999 г. Следующим документом необходимо назвать Устав Организации Объединенных Наций, который белорусское государство — в то время БССР — в числе других государств-учредителей подписало 26 июня 1945 г;

• политические документы прошлых периодов истории белорусского народа.

• произведения отечественной и мировой исторической, социально-политической и правовой мысли. Если говорить о работах, на основе которых белорусы формируют представления о своих далеких предках, то, прежде всего, следует назвать древнерусские летописи, среди которых наиболее известен летописный свод начала XII в. под названием «Повесть временных лет».

ВОПРОС 5

Наши рекомендации