Вызовы современного развития

Глобальный контекст.

За 2000-2010 годы страна практически удвоила подушевой ВВП и сократила разрыв с уровнем производительности труда в США (с 75% до 60%), но одновременно отстала и от стран-лидеров по уровню накопления инновационного потенциала. Россия в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (WEF) 2011-2012 годов занимает 66-е место из 142-х при нисходящем тренде[1].

Вызовы современного развития - student2.ru

Согласно исследованию IMD, в 2011 году Россия занимала 49-е (из 59 cтран) место в рейтинге конкурентоспособности стран мира. В 2001-м страна занимала 43-е место — такое же, как и в 2011-м без учета новых стран, вошедших в рейтинг. Индия и Китай в тот же период не только находились выше, но и показывали лучшую динамику. Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место в 2011 году), Китай — на 7 (19 место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже России, и то лишь два раза — в 2004 году и в 2007-м, и опустилась за 11 лет на 4 позиции
до 44 места.

В тоже время, согласно данным Международной организации труда, Россия обладает высоким потенциалом развития. В Российской Федерации доля креативного класса больше, чем в США. Поэтому показателю Россия находится на 20 месте (38,6%), для сравнения Бразилия - на 57 (18,5%), Китай – на 75 (7,4%).

Вызовы современного развития - student2.ru

Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и др.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

В последние десятилетия в России наблюдается кризис культурной составляющей молодой семьи, который проявляется в увеличении количества разводов при заключенных браках, тенденции к созданию незарегистрированных браков, росте числа одиноких матерей, внебрачных детей, в том числе у несовершеннолетних матерей. Серьёзную проблему представляют однополые браки, получившие официальный статус в ряде государств.

Несмотря на то, что сегодня проблема однополых браков стала предметом обсуждения в самых широких кругах общественности и государственных структур и в Европе и США официально установлен правовой статус однополых браков, наша страна демонстративно приветствует традиционную модель семьи и пропагандирует создание и поддержку молодой благополучной детной семьи.

Именно культурный фактор является доминантным в процессе трансляции семейной традиции и воспитания новых поколений. И здесь недостаточно разрабатывать социальные, экономические программы – до тех пор, пока мы не будем учитывать духовной составляющей, не признаем первостепенной значение культурных, духовно-нравственных ценностей, ответственности брачно-семейных отношений, сохранения семейных традиций на фоне их растущей девальвации – все, даже самые радикальные экономические рычаги (безусловно, важные) будет бесперспективными.

Российский контекст.

В предстоящие годы положение молодежи в российском обществе претерпит кардинальные изменения, что продиктовано целым рядом вызовов. Следствием демографического спада 90-х годов станет резкое снижение населения молодежного возраста 14-30 лет. Динамика: 1995 г. – 35,2 млн. чел., 2000 г. – 38,3 млн. чел.,
2005 г. – 39,5 млн. чел., 2010 г. – 36,6 млн. чел. Согласно прогнозируемым данным к 2025 г. общая численность молодежи в Российской Федерации сократится с 35 млн. до 25 млн. человек.

В тоже время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает увеличение сроков профессионального образования, формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры.

Необходимость привлечения в Россию трудовых мигрантов, усиление притока молодежи из ближнего и дальнего зарубежья поставит в число важнейших вопросы их социальной и профессиональной, закрепления молодых квалифицированных специалистов, формирование привлекательной среды для молодежи из других стран.

В этой ситуации, очевидно, что экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать. Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы – обеспечения интенсивного роста человеческого капитала и как следствие повышение качества жизни.

Снижение численности молодежи ставит перед органами государственного управления вопрос о необходимости ставки на кардинальное повышение качества имеющегося молодежного человеческого ресурса, минимизацию физических и социальных потерь, максимально глубокую и эффективную социализацию молодых людей, формирование у них установок на самостоятельность и лидерских качеств.

По мере становления и продвижения идеи «человеческого капитала» в обществе появилась концепция инвестиций в человеческий капитал. Она, в свою очередь, привела к формированию нового подхода к государственной молодежной политике. Если до этого государственная молодежная политика в большей степени носила компенсаторный характер и ставила в качестве цели облегчение молодежи вхождения в общественную жизнь и институты общества, компенсировать недостаточность социального статуса, который есть у каждого молодого человека даже при наличии юридического равноправия. То, по мере развития теории инвестиций в человеческий капитал государственная молодежная политика стала приобретать вектор инвестиций в молодежь. Справедливо отмечает В.А.Луков: «Инвестиция в молодежь как человеческий ресурс общественного развития – другое назначение предпринимаемых государством действий. Здесь на первое место выходят задачи создания необходимых условий для активизации духовного, интеллектуального, трудового, инновационного потенциала молодого поколения. Инвестиция в молодежь одновременно является социальным проектированием будущего страны и фактически означает широкую практику кредитования (не только в денежном отношении) с перспективой эффективной отдачи в долгосрочной перспективе».[2]

Инвестиции в молодежь это не только принципиально новый уровень расходов государства на молодежные проекты, но и принципиально новое понимание места молодежи в обществе, предоставление молодежи не просто гарантий и ресурсов, условий и возможностей, но и обеспечение реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала молодежи, ее активное вовлечение в жизнь общества, возможность ее развития в экономической, политической, духовной, социальной, демографической сферах.

Такой подход может в конечном итоге обеспечить процесс социального воспроизводство общества. Можно выдвинуть концепцию трансформации молодежной политики от компенсаторной к инвестиционной политике путем постепенного перехода от системы социальной защиты к системе социальной поддержке и затем, к системе социальных инвестиций в молодежь как неотъемлемую часть поступательного, прогрессивного развития современного общества.

Наши рекомендации