Бюджетные ассигнования на оплату труда

(денежное довольствие, денежное содержание)

млрд. рублей

  2012 год (закон с учетом изменений) 2013 год 2014 год 2015 год
проект в %% к предыдущему году проект в %% к предыдущему году проект в %% к предыдущему году
Всего 2 533,5 2 887,5 114,0 2 829,4 98,0 2 890,3 102,2
в том числе:              
денежное довольствие воен-нослужащих и приравненных к ним лиц (с учетом допол-нительных выплат, обуслов-ленных статусом военно-служащих и приравненных к ним лиц) * 1 424,0 1 651,9 116,0 1 524,6 92,3 1 549,6 101,6
денежное содержание государственных гражданских служащих 247,9 284,5 114,8 296,4 104,2 296,4 100,0
судей 42,5 46,4 109,2 48,9 105,4 51,4 105,1
работников федеральных государственных учреждений 740,3 821,0 110,9 872,5 106,3 904,3 103,6
прокуроров, следователей 37,7 39,5 104,8 41,1 104,1 41,1 100,0
других категорий 26,0 28,2 108,5 29,0 102,8 29,8 102,8
Выплаты, зависящие от окладов денежного содержания и иные социальные выплаты 15,1 16,0 106,0 16,9 105,6 17,7 104,7

*- с учетом сокращения штатной численности военнослужащих на 10% и сотрудников правоохранительных органов на 20%

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессии одной из ключевых задач на 2013 - 2015 годы является обеспечение последовательного повышения заработной платы отдельным категориям работников, оказывающим государственные услуги и выполняющим работы в сфере образования, науки, здравоохранения, социального обслуживания и культуры, до уровней, которые были установлены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В рамках законодательно установленного разграничения полномочий между уровнями власти в Российской Федерации реализация мероприятий по повышению оплаты труда работников социальной сферы будет осуществляться за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Рост оплаты труда преимущественно будет обеспечен квалифицированным работникам, исходя из оценки эффективности их деятельности с соблюдением основополагающего принципа, предусматривающего зависимость заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также профессиональных достижений работника.

Финансовое обеспечение мероприятий по повышению оплаты труда работников социальной сферы и науки предусматривает использование внутренних ресурсов отраслей, полученных в результате реализации мер по оптимизации расходов, и внебюджетных источников. За счет реорганизации неэффективных учреждений и программ предусматривается изыскать не менее трети необходимых ресурсов.

В планируемом периоде предстоит продолжить поэтапное повышение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы всех уровней образования, – от дошкольного до высшего и послевузовского профессионального образования.

В целях обеспечения реализации поставленной задачи по достижению к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе в федеральном бюджете на 2013 год предусмотрено ее дальнейшее повышение против значений, принятых с 1 сентября 2012 года, до средней заработной платы по экономике соответствующего региона.

Финансовое обеспечение мероприятий по повышению оплаты труда педагогических работников федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы высшего профессионального образования будет осуществляться с учетом:

- влияния демографического фактора и исходя из положений законопроекта, согласно которому за счет ассигнований федерального бюджета обеспечивается предоставление государственной услуги высшего профессионального образования не менее чем 800 студентам на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации;

- обеспечения разработки системы единых нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям (направлениям подготовки);

- обеспечения постепенного увеличения числа студентов, приходящихся на 1 преподавателя, и доведения его в перспективе в среднем до 12 человек, с сохранением индивидуальных соотношений по ряду специальностей (в области культуры и искусства и др.);

- введения регулирующей нормы ограничения на размер фонда оплаты труда прочего персонала с учетом оптимизации его структуры (фонд оплаты труда административно-управленческого и вспомогательного персонала должен составлять не более 40% от общего фонда оплаты труда учреждения);

- использования размеров базовых нормативных затрат как минимального размера стоимости обучения при реализации образовательных услуг образовательными учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ за счет ассигнований федерального бюджета, за счет средств физических и юридических лиц вне зависимости от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности указанных учреждений;

- включения в показатель совокупного дохода профессорско-преподавательского состава доходов, полученных от научной и иных видов деятельности.

В результате реализации указанных подходов в период проведения мероприятий по повышению среднего годового дохода профессорско-преподавательского состава федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования не менее трети необходимых средств будет обеспечиваться за счет повышения эффективности деятельности учреждений (увеличение соотношения количества студентов на одного преподавателя, учет демографического фактора и численности обучающихся за счет средств федерального бюджета, ограничение фонда оплаты труда прочего персонала), не менее трети – за счет доходов от научной деятельности и иных внебюджетных источников и трети необходимых средств – за счет средств федерального бюджета.

В качестве источников финансового обеспечения поэтапного повышения оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения, осуществляющих свою деятельность вне рамок обязательного медицинского страхования, предлагается также предусмотреть не менее трети от необходимых средств за счет реорганизации неэффективных организаций и программ, а также не менее трети - за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Регулирование установленных в отношении медицинских работников социальных гарантий планируется осуществлять при обеспечении механизма оплаты труда медицинских работников на конкурентоспособном уровне путем предоставления стимулирующих надбавок и доплат с учетом всех направлений деятельности учреждения, повышения производительности труда и реальной оценки стоимости труда.

В результате поэтапного перехода с 1 января 2013 года на финансовое обеспечение медицинских учреждений федерального уровня, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи – начиная с 2015 года) за счет средств обязательного медицинского страхования, дополнительным источником финансового обеспечения оплаты труда, в том числе повышения зарплаты работников этих учреждений, будут являться средства обязательного медицинского страхования.

Бюджетные ассигнования на оплату труда социальных работников федеральных учреждений социального обслуживания и работников учреждений медико-социальной экспертизы в 2013-2015 годах определены с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В целях сохранения кадрового потенциала федеральных учреждений медико-социальной экспертизы предусматривается поэтапное повышение оплаты труда работников указанных учреждений с учетом достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых ими услуг. Предполагается переход части работников федеральных учреждений медико-социальной экспертизы на эффективный контракт (оценочно – 50% от штатной численности всех работников учреждений медико-социальной экспертизы). Для данной категории работников предусматривается повышение к 2018 году средней заработной платы до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Особенностью организации деятельности организаций медико-социальной экспертизы является то, что количество существующих бюро определено с учетом установленных нормативов (исходя из расчета 1 бюро на 70-90 тыс. человек при условии освидетельствования для установления инвалидности и определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию, 1,8-2 тыс. человек в год).

Кроме того, учреждения медико-социальной экспертизы не оказывают платных услуг населению и не имеют внебюджетных источников доходов.

Учитывая изложенное, повышение заработной платы работников указанных учреждений до запланированного уровня предполагается осуществлять за счет выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в сумме 0,6 млрд. рублей в 2013 году, 1,2 млрд. рублей в 2014 году и 2,1 млрд. рублей в 2015 году.

Наибольший рост оплаты труда в науке предусмотрен высококвалифицированным работникам категории «исследователи», оцененным в размере 50% от штатной численности этой категории работников в сфере гражданской науки, участвующим в получении высоких научных результатов. Также на повышение заработной платы научных работников должно оказать влияние увеличение поддержки государственных научных фондов.

В сфере культуры и кинематографии повышение оплаты труда работникам культуры предусматривается с учетом установленной в отношении данных работников системы грантов, а также на основе необходимости поддержки основного персонала учреждений культуры.

Рост расходов на оплату труда федеральных государственных гражданских служащих в 2013 году по отношению к 2012 году связан с индексацией оплаты труда и увеличением бюджетных ассигнований на оплату труда работников Аппарата Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудническому, Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной службы по оборонному заказу в связи с отсутствием решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о сокращении численности данных федеральных государственных органов в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2010 № 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов".

Рост расходов на оплату труда судей и государственных гражданских служащих судебной системы в 2013 по отношению к 2012 году связан помимо индексации оплаты труда с увеличением численности судей и работников аппарата в связи с введением с 1 января 2013 года апелляционной инстанции по уголовным делам в федеральных судах общей юрисдикции.

Рост расходов на оплату труда на 2013 год по отношению к 2012 году по другим категориям связан с увеличением в 2 раза оплаты труда адвокатов.

Государственная политика в сфере здравоохранения направлена на обеспечение доступности медицинской помощи и достижение целей, поставленных при разработке и принятии основополагающих законодательных актов Российской Федерации в сфере здравоохранения (федеральные законы «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»), а именно – конкретизация государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществление перехода на страховые принципы оказания и оплаты медицинской помощи, развитие конкуренции в сфере предоставления медицинских услуг.

При этом основные подходы к формированию объемов бюджетных ассигнований на здравоохранение базировались с учетом задач, которые предстоит решить в целях реализации положений вышеназванных федеральных законов, в том числе с учетом:

- перехода с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (далее – ОМС);

- вступления в силу с 1 января 2013 года единых стандартов и порядков оказания медицинской помощи;

- передачи субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению лекарственными средствами граждан Российской Федерации по отдельным заболеваниям;

- включения с 2015 года высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС;

- внедрения единого норматива субвенции на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ТПОМС);

- перехода на единый размер страхового взноса на ОМС неработающего населения.

При этом объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2013 - 2015 годах составит соответственно 506,6 млрд. рублей, 466,4 млрд. рублей, 383,3 млрд. рублей.

Следует отметить, что общий объем государственных расходов на здравоохранение не сокращается, а меняется источник их финансового обеспечения с увеличением акцента на систему обязательного медицинского страхования.

При этом следует учесть, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ с 1 января 2011 года увеличены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2% .

Предусматривается также увеличение тарифов на обязательное медицинское страхование на неработающее население. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.11.2011г. №324-ФЗ «О размере и порядке расчета страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» утверждены положения об определении размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, обеспечивающие в период 2012-2015 годов ежегодное увеличение платежей субъектов Российской Федерации.

Таким образом, предусматривается ежегодное наращивание средств обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета на лекарственное обеспечение формируются с учетом уточнения численности получателей лекарственных средств на основании данных Федерального регистра, а также с учетом сложившейся в текущем году динамики цен, связанной с введением предельных надбавок на лекарственные средства, совершенствованием законодательства в сфере закупок лекарственных средств.

Расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей запланированы в 2013 - 2015 годах в объеме 51,4 млрд. рублей ежегодно.

Сохраняются объемы межбюджетных трансфертов, предусмотренные на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами, на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения.

С 2013 года финансовое обеспечение мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также по осуществлению денежных выплат медицинским работникам первичного звена будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

С 2015 года в составе расходов федерального бюджета на здравоохранение не предусматриваются расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам федеральных государственных учреждений, осуществляемых в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, имеющим ограниченный срок действия.

С 2015 года планируется осуществить переход от принципа софинансирования из федерального бюджета расходных полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике, закупке оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга, мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, к финансовому обеспечению указанных мероприятий за счет средств обязательного медицинского страхования.

В 2013-2015 годах продолжится реализация отдельных мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».

Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» характеризуются следующими данными (таблица 5.8):

Таблица 5.8

Наши рекомендации