Государственное устройство. Албания - унитарное государство, в административно-территориальном отношении
Албания - унитарное государство, в административно-территориальном отношении разделена на 12 префектур и 36 округов.
До 1990-х гг. в Албании действовала социалистическая Конституция 1976 г. С началом демократических преобразований 29 апреля 1991 г. принята временная конституция страны - Закон об основных конституционных положениях. В 1993 г. он дополнен Хартией основных прав и свобод человека. 21 октября 1998 г. парламентом принята новая, демократическая Конституция Республики Албания, одобренная на референдуме 22 ноября 1998 г.
В соответствии с Конституцией по форме правления Албания является парламентской республикой. Политический режим - демократия в процессе становления.
Законодательная власть принадлежит Собранию (парламенту), которое состоит из 140 депутатов, избираемых путем всеобщих выборов сроком на 4 года. 100 депутатов избираются в одномандатных избирательных округах, 40 по партийным спискам.
Собрание принимает решения простым большинством присутствующих, за исключением случаев, когда Конституция предусматривает квалифицированное большинство. 3/5 всех членов Собрания принимаются законы: об организации и деятельности институтов, предусмотренных в Конституции; о гражданстве; о всеобщих и местных выборах, о референдумах; о чрезвычайном положении, о статусе публичных служащих, об амнистии, об административном делении Республики, а также все кодексы.
На принятые парламентом законы Президент может наложить вето, которое преодолевается большинством голосов всех членов Собрания.
Глава государства - Президент, избираемый Собранием на 5 лет 3/5 всех его членов. Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков. Президент гарантирует соблюдение Конституции и законов, уважение прав и свобод граждан. Он обнародует законы и обладает правом отлагательного вето. Президент назначает кандидата на пост Премьер-министра и принимает его отставку. По предложению Премьер-министра он назначает и освобождает министров (с последующим одобрением парламентом).
Президент распускает Собрание, если оно не в состоянии избрать Премьер-министра. В этом случае новые парламентские выборы должны быть проведены в течение 45 дней после роспуска.
Президент является верховным командующим вооруженных сил и председателем Совета обороны, может объявлять состояние войны и чрезвычайное положение с последующим утверждением этих решений парламентом.
В области внешних сношений Президент по согласованию с Премьер-министром подписывает международные соглашения, назначает и отзывает дипломатических представителей.
Высший исполнительный и распорядительный орган - Совет министров, который состоит из Премьер-министра, его заместителя и министров. Совет министров определяет основные направления общей государственной политики, а также осуществляет все государственные функции, которые не переданы другим органам государственной власти или местному самоуправлению.
Премьер-министр назначается Президентом по предложению партии (коалиции партий), которая имеет большинство мест в Собрании. Если Премьер-министр не одобрен Собранием, Президент назначает нового Премьер-министра в 10-дневный срок. Если и в этот раз он не одобрен, Собрание выбирает другого Премьер-министра в течение 10 дней. Если Собрание будет не в состоянии выбрать нового Премьер-министра, Президент его распускает.
Вновь назначенный Премьер-министр представляет Собранию в пределах 10 дней программу деятельности Совета министров и его персональный состав.
Министры правительства назначаются и увольняются Президентом по предложению Премьер-министра (с последующим утверждением парламентом).
Совет министров издает постановления и инструкции. В экстренных случаях он может издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Эти нормативные акты должны быть немедленно представлены Собранию, которое созывается в 5-дневный срок, и теряют силу, если не будут одобрены Собранием в пределах 45 дней.
Совет министров несет политическую ответственность перед парламентом, который может вынести правительству вотум недоверия. Вопрос о доверии вправе поставить и сам Совет министров. Если в течение 15 дней после вынесения вотума недоверия или отказа в вотуме доверия Собрание не изберет нового Премьер-министра, Президент его распускает.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Албании с середины 1990-х гг. входит в романо-германскую правовую семью.
С XV по начало XX в. Албания находилась под турецким владычеством. В конце XIX в. на ее территорию было распространено действие Маджаллы (мусульманского Гражданского кодекса Османской империи 1876 г.). В горной местности почти исключительно действовало обычное право. Еще в начале XX в. кровная месть в некоторых горных районах страны приводила к гибели до 40% мужского населения.
В XX в. албанское право трижды подвергалось коренной ломке.
После получения независимости в 1912 г. Албания провела собственную кодификацию частного права. Под сильным влиянием итальянского законодательства были составлены и приняты Гражданский (1928) и Торговый (1932) кодексы, что означало переход к романо-германской правовой системе. Оба акта сохраняли силу до 1945 г.
После прихода к власти коммунистов в 1944 г. был издан Закон от 17 мая 1945 г. относительно законодательства буржуазно-феодальной Албании. В этом Законе и Декрете о его толковании устанавливалось, что законодательство, действовавшее до 7 апреля 1939 г., является антинародным и подлежит замене новым. Отдельные законы могли применяться впредь до издания новых, однако при условии, что они не противоречат новым законодательным актам и социалистическому правосознанию. В 1945-1950-х гг. в Албании была создана новая система по советскому образцу.
После падения коммунистического режима в 1990 г. почти все законодательство в стране было пересмотрено, на этот раз в соответствии с принципами западной демократии, прав человека и свободной рыночной экономики. В результате масштабных правовых реформ Албания к середине 1990-х гг. перешла из социалистической правовой семьи в романо-германскую (континентальную).
В настоящее время в албанской правовой системе существует следующая иерархия нормативных актов: Конституция; законы, принятые парламентом; декреты Президента нормативного характера, одобренные парламентом; постановления и распоряжения Совета министров; приказы, инструкции и другие подзаконные акты министров; решения и приказы префектов; решения и приказы окружных советов округов, муниципалитетов и общин; решения и приказы председателей муниципалитетов и общин.
Основные научно-правовые исследования и подготовка юридических кадров осуществляются на факультете права в Университете Тираны.
Албания - страна со все еще низкой правовой культурой; в городах процветает коррупция, в горной местности сохраняются пережитки старых родоплеменных обычаев. Одна из главных проблем правовой системы состоит также в том, что юридическое образование многих судей и следователей сводится лишь к законченным в 1993 г. 6-месячным "специальным курсам".