Крымские немцы в годы гражданской войны
Немцы.
Формирование немецкого населения Крыма.
Переселение немцев в Крым началось в конце XVIII - начале XIX вв. Официально зарегистрированные колонии появились в 1805 г. Три из них были основаны в Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное, Ароматное Белогорского района), четыре в Феодосийском: Судак, Гельбурн (ныне территория с. Приветное Кировского района) и Цюрихталь (ныне с. Золотое поле Кировского района), Герценберг (с.Пионерское Насыпновского сельсовета). В 1811 г. в Симферопольском уезде была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского района).
Переселение шло из различных земель Германии (Бюртемберг, Баден, Нассау, Пфальц, Швабия, Эльзас, Бавария), а также из Швейцарии и Австрии. В 1865 г. в Крыму уже было 45 населенных пунктов с немецким населением - колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор.
С начала 60-х гг. XIX в. начинается второй этап переселения немцев в Крым - из Германии и северной части Таврической губернии. По данным первой всероссийской переписи 1897 г., в Крыму проживало 31590 немцев (5,8% от общего числа населения), из них 30027 - сельские жители.
С 1897 по 1941 гг. численность немецкого населения увеличивалась: 1921 г. - 42547 чел. (5,9% от общего числа населения), 1926 - 43631 чел. (6,1%), 1939 - 51299 чел. (4,5%), 1941 - 53000 чел. (4,7%).
Виды хозяйственной деятельности
Основной отраслью хозяйства и занятием крымских немцев было землепользование: хлебопашество, огородничество и садоводство. Первые переселенцы использовали трехпольную систему земледелия, к концу XIX в. распространилась четырехпольная система с рациональным севооборотом, интенсивным удобрением полей (конский навоз, зола), а также введением в севооборот технических культур (кукуруза, картофель), возделывание которых сопровождалось мотыжением и разрыхлением.
Подсобным занятием являлось садоводство и огородничество. Обычно сад и огород входили в хозяйственный комплекс при жилище. Но, кроме этого, у немцев была и специализация в этой области: колония Цюрихталь (Феодосийский уезд) - картофель, колония Кроненталь (Симферопольский уезд) - виноград, а у немцев Перекопского уезда огороды, находившиеся за пределами колоний, занимали по десять и более десятин.
Скотоводство также играло определенную роль в хозяйстве. В каждом дворе держали лошадей, коров, волов, свиней и различную птицу. Количество голов колебалось в зависимости от материального достатка и природных условий.
Промыслы и ремесла
Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря и приспособлений.
Одежда
На протяжении первой половины XIX в. крымские немцы сохраняли традиционный национальный костюм, характерный для той земли, откуда они были родом, и имевший четкую градацию по временам года и сфере применения: для повседневной носки, работы, обрядов (свадьба, траур), праздников.
Женщины носили корсаж или кофту, сборчатую юбку, передник и наплечный платок. Головные уборы отличались разнообразием, соломенные шляпы, платки, чепцы разной формы и размеров. Черный креповый чепец надевался только в церковь по большим праздникам. Своеобразную форму имел "чепец-колесо", над верхом которого, вышитым золотом, поднимается высокое "колесо" из синели (бархата), шелка и золотой канители. Были и простые чепцы, например, швабский чепец, который плотно прилегал к затылку и охватывал щеки. На ноги надевались кожаные башмаки, полусапожки, сохранялись и деревянные башмаки.
Мужчины носили рубахи, длинные или короткие (до колен) штаны, жилет, куртку, шейный платок, башмаки или сапоги. Постепенно в костюме стали появляться местные элементы одежды: овчинные тулупы, полушубки, картузы, меховые шапки, кожаные "постолы", которые немцы считали особенно удобными для работы.
С конца XIX - начала XX вв. среди крымских немцев, проживавших в сельской местности, начали распространяться элементы городской одежды. Эта тенденция была характерна для всей Европы, причем более консервативной оказалась женская крестьянская одежда, тогда как мужская уже в XIX в. приблизилась к уравнивающей всех городской моде и во многом утратила собственно деревенские особенности.
В настоящее время традиционный немецкий костюм можно наблюдать только в фольклорных ансамблях.
Кухня
Для приготовления пищи немцами в основном использовались продукты, которые давало собственное хозяйство: крупы (пшеничная, ячменная, овсяная), овощи (лук, капуста, картофель), фрукты (яблоки, груши, вишня, сливы различных сортов), молоко и мясо (свинина, птица). Практиковалась заготовка продуктов впрок (сушка, соление), а также изготовление различных колбас и копченостей из свинины. Основу национальной кулинарии составляли мясные и молочные блюда, определенное место в ней занимали и мучные кушанья: лапша, клецки, штрудли, печенье, пироги. Наиболее распространенный напиток - пиво, из безалкогольных - кофе со сливками, чай.
Вероисповедание
По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями двух крупных течений в христианстве - католицизма и протестантизма, имелись также меннониты и сепаратисты. Меннониты имеют особое этническое самосознание: часть их считает родным немецкий язык, часть осознает себя "особой нацией", часть - голландцами. Советская историческая традиция, статистика и сложившаяся паспортная система относили меннонитов к немцам. С 80-х гг. меннонитов рассматривают как самостоятельное этническое образование - этноконфессиальную общность. Наиболее известные колонии в Крыму - Карасан (Симферопольский уезд, 1862 г., ныне с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, 1882 г., ныне территория пгт. Гвардейское Симферопольского района.
Среди немецких религиозных общин в Крыму преобладали евангелическо- лютеранские. В начале XX в. на полуострове их насчитывалось 186. Религия определяла уклад жизни и быта немцев. Стены немецких домов украшались цитатами из Библии (вышивки, надписи): "Я и мой дом принадлежим Тебе, Господи", "Я (имеется в виду Иисус Христос. - Авт.) пришел своих овец спасти", "Любить и быть любимым - это настоящее счастье на земле", "Господь совершил для нас великое", "Будьте радостными в надежде, терпеливыми в печали, придерживайтесь заповеди".
Праздники
Основные праздники немцев, зимние - Рождество и Крещение (День трех волхвов), весенние - Пасха и Троица и летне-осенние - Тела Христова и Вознесения Марии (католические), а также День Св. Мартина, который является и детским праздником. Особенно торжественно в немецких семьях отмечается Рождество. "Нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного", - гласит немецкая пословица.
Наступлению праздника предшествует адвент (лат. advent - "Он приходит"), сопровождающийся чтением, как правило, детям, отрывков из Священного писания. Адвент начинается с первого воскресенья после 26 ноября и длится до сочельника - 24 декабря. В сочельник, или "святой вечер", в доме заканчиваются все работы, так как наступает самое важное время в году - "Двенадцатидневье", когда было запрещено трудиться. До начала торжества дом и двор полностью убираются, готовятся кушанья (особенно много печется булочек), украшается елка.
Кстати, обычай украшать рождественскую елку подарили человечеству древнегерманские племена. Считалось, что в еловых ветвях скрываются духи, которых обязательно следует умилостивить приношениями. С принятием Германией христианства зеленые ветви ели стали украшением домашних икон, дверных проемов в комнате, кухне, хлеву. Но в качестве атрибута рождественского праздника ель утвердилась не сразу. В Вестфалии и Голштинии жилища украшались омелой, в Гессене и Швабии - буком, в Тюрингии - тисом, в Баварии - можжевельником. И только в Эльзасе предпочитали ель, которая выставлялась на стол и украшалась яблоками и сахарными изделиями. Этот обычай перекочевал и в другие германские земли, а в начале XIX в. множество украшенных рождественских елок появилось на Дрезденской ярмарке. "Рождественская красавица" начала свое путешествие по странам и континентам, превратившись в символ семейного торжества. Основное украшение ели - свечи. Существует легенда о том, что, когда глава протестантского движения Мартин Лютер накануне Рождества 1513 г. возвращался домой, его поразило зрелище ночного неба, усыпанного яркими звездами, которые будто опустились на ветви деревьев. Придя домой, Лютер украсил собственную ель свечами.
25 декабря празднично одетая немецкая семья отправляется в церковь на рождественскую мессу. Немцы-лютеране устраивают праздничную трапезу до мессы, а немцы-католики - после нее, глубокой ночью. На стол выставляется несколько традиционных блюд: запеченный гусь, свинина или окорок, запеченные в тесте, капуста, а также сладости - сахарный пирог, печенье. Согласно немецкому поверью, квашеная капуста обладает целебными свойствами, и тот, кто поел ее на Новый год, в течение всего года будет здоровым. Немцы, желая счастья кому-нибудь, говорят. "Живи хорошо, ешь капусту".
После мессы дети находят подарки, спрятанные под домашней елкой, и, в свою очередь, спешат порадовать взрослых самоделками. Взрослые же обмениваются поздравительными открытками. В первый рождественский вечер семья собиралась вокруг елки и пела под рояль, фисгармонию или цитру три рождественские песни. "О елочка, о елочка", "О ты радостное, о счастливое, приносящее благословение Рождество" и "Тихая ночь, дивная ночь".
Упомянутая последней песня, которую сейчас поет весь мир, родилась в Австрии. Мемориальная доска на здании школы в с. Арнсдорф, которое находится около Зальцбурга, напоминает об этом знаменательном событии. Слова песни принадлежат помощнику пастора Иосифу Моору. Музыку по просьбе Моора написал 24 декабря 1818 г. сельский учитель Франц Губер, юравший в церкви на органе. В тот рождественский вечер песню оценили первые слушатели. В 1833 г. "Тихая ночь, дивная ночь" впервые была исполнена в Лейпциге и только через пять лет была напечатана. Из пяти куплетов до наших дней дошло только три. Первоначальный вариант не удалось найти ни в одном сборнике. Дошедший до нас текст выглядит в русском переводе так:
Тихая ночь,
Дивная ночь!
Дремлет все, лишь не спит
В благоговеньи святая чета.
Чудным Младенцем полны их сердца,
Радость в душе их горит.
Тихая ночь,
Дивная ночь!
Глас с небес возвестил:
Радуйтесь, ныне родился Христос,
Мир и спасение всем Он принес,
Свыше нас Свет посетил!
Тихая ночь,
Дивная ночь!
К небу нас Бог призвал.
О, да откроются наши сердца,
И да прославят Его все уста -
Он нам Спасителя дал!
В промежутке между Рождеством и Новым годом отмечали второй день Рождества, или день Св. Стефана, а также третий рождественский день - день Иоанна Евангелиста.
В числе новогодних обычаев у немцев бытовал мальчишник. Взрослые парни и мужчины собирались в каком-либо доме, выпивали, играли в карты. Около полуночи взбирались на столы, стулья или скамьи и после полуночного боя часов "впрыгивали в Новый год" с шумными приветствиями. Со временем Рождество и Новый год стали семейными праздниками, приносящими радость, прежде всего, детям.
Обычаи и обряды исторической родины немцы перенесли в Крым...
Крымские немцы в годы гражданской войны
Вопрос об участии крымских немцев в вооруженной борьбе периода интервенции и гражданской войны остается малоизученным. На основании источников (материалы Центрального государственного архива) было выделено четыре группы немецкого населения, различающиеся по отношению к революционным и военным событиям.
Первая группа - немцы, соблюдавшие нейтралитет. Это были крупные землевладельцы, которых особенно волновал вопрос о земле. Проводимая в их кругах "левой группой" Союза крымских немцев в 1919-1920 гг. политика непротивления установлению советской власти считалась наиболее приемлемой для немецкого крестьянства. "Левой группе" Союза удалось убедить часть немцев не участвовать в вооруженной борьбе.
Вторая группа - участвовавшие в борьбе за установление советской власти. В 1918 г. был образован Первый екатеринославский коммунистический кавалерийский полк, воевавший против немецких оккупантов на Украине и в Крыму. В 1919 г. Первый немецкий кавполк в составе армии Буденного вел вооруженную борьбу на Юге Украины против Врангеля и Махно. В этих воинских объединениях были и крымские немцы.
Третья группа - немцы, воевавшие в рядах белогвардейцев. В 1918-1919 гг. была сформирована Егерская стрелковая бригада, входившая в Добровольческую армию. В начале 1920 г. немцы подвергались мобилизации в отдельный батальон немцев-колонистов, находившийся на линии обороны Крыма, в Конно-партизанский отряд Гомайера и другие подразделения. В составе армии Врангеля имелся отдельный меннонитский полк, состоявший из немцев-меннонитов Юга России.
Четвертая группа - так называемые отряды самообороны, создававшиеся в колониях. Много таких отрядов было в меннонитских селах. Причиной их появления стал разгул различных банд, часто нападавших на немцев с целью ограбления. С приходом германских войск районы, густо населенные немцами, разбивались на участки, в которые направлялись германские инструкторы для обучения колонистов военному делу. "Отряды самообороны" затем были втянуты в вооруженную борьбу против Красной Армии, но после ухода германских войск многие немцы стали покидать их. В 1920 г. участники отрядов самообороны, в основном богатые немцы, вместе с остатками врангелевской армии эмигрировали за границу.
Депортация
В годы Великой Отечественной войны немецкое население было полностью выселено с полуострова: в августе-сентябре 1941 г. депортировано более 61 тысяч человек (в том числе примерно 11 тыс. лиц других национальностей, связанных с немцами семейными узами). В 1944 г., после освобождения Крыма советскими войсками, - еще 2300.
Переселенцы первой волны вначале были размещены а Орджоникидзевском (Ставропольском) крае и Ростовской области, но вскоре их отправили в Сибирь и Казахстан. Вторая группа немцев (1944 г.) была сразу выслана в Омскую область.
В течение войны все депортированные немцы в возрасте от 16 до 60 лет находились в так называемой трудовой армии, условия существования в которой, особенно в северных районах, не отличались от концлагерных. Это обстоятельство вкупе с последствиями нескольких переездов привело к высокой смертности среди немцев (на многих лагерных участках - 50-70%). После окончания войны оставшиеся в живых работали на восстановлении промышленности.
13 декабря 1955 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, гласивший о снятии ограничений в правовом положении для немцев и их семей. После этого указа многие немцы предпринимали попытки поселиться в Крыму, но почти все получили от местных властей отказ в прописке. Обосноваться на полуострове удалось лишь единицам - в основном, женщинам, вступавшим в смешанные браки, а также немцам, "раскулаченным" в 30-е годы и не попавшим в разряд "спецпереселенцев" или скрывшим свою национальность.
29 августа 1964 г. вышел указ, снимавший все обвинения с немецкого народа, а 3 ноября 1972 г. - Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший действие указа от 13 декабря 1955 г. в части ограничения права на выбор места жительства.