Вопрос 1 . Основные концепции правопонимания
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Э.В. БОГМАЦЕРА, В.А. ЛЫСЕНКО, И.С. КРАМСКОЙ
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Учебно-методическое пособие
Для подготовки к итоговой государственной аттестации
Слушателей и студентов,
В 3-х частях
Часть 2.
Белгород – 2012
Богмацера Э.В, Лысенко В.А., Крамской И.С.:учебно-методическое пособие для слушателей и студентов обучающихся по специальности 030501.65 – Юриспруденция /Богмацера Э.В, Лысенко В.А. Крамской И.С. :– Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2012. - с.
Рецензенты:
Начальник отдела кадров Управления по работе с личным составом УМВД по Белгородской области, кандидат юридических наук, доцент А.А. Диденко.
Старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса Белгородского государственного университета, кандидат юридических наук С.Н. Котарев.
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к государственной итоговой аттестации слушателей и студентов, обучающихся по специальности 030501.65«Юриспруденция». В нем системно освещены центральные проблемы общего учения о государстве и праве, о государственно-правовой действительности.
Учебно-методическое пособие включает методические рекомендации для самостоятельной подготовки к итоговым аттестационным испытаниям, перечень ключевых терминов и понятий по ключевым вопросам темы. Важную роль играют предлагаемые вопросы для самоконтроля, задания на самоподготовку. Каждая тема сопровождается списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
ЧАСТЬ II.
Оглавление
ТЕМА № 9: СУЩНОСТЬ ПРАВА. 6
Вопрос 1 . Основные концепции правопонимания. 6
Вопрос 2. Понятие, признаки и сущность права. 16
Вопрос 3. Принципы права. 18
Вопрос 4. Функции права: понятие и классификация. 21
ТЕМА № 10: ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. 29
Вопрос 1. Понятие и виды социального регулирования. 29
Вопрос 2. Понятие и классификация социальных норм. 31
Вопрос 3. Право в системе социальных норм. 37
Вопрос 4. Право и технические нормы. 40
ТЕМА № 11: СИСТЕМА ПРАВА. 46
Вопрос 1. Понятие и элементы системы права. 46
Вопрос2. Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей и институтов права. 52
Вопрос 3. Соотношение системы права и системы законодательства. 55
ТЕМА № 12: НОРМЫ ПРАВА. 63
Вопрос 1. Понятие и признаки нормы права. 63
Вопрос 2. Классификация норм права. 66
Вопрос 3. Структура нормы права. 72
Вопрос 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в нормативном правовом акте. 77
ТЕМА № 13: ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. 85
Вопрос 1 . Понятие и разновидности форм (источников) права. 85
Вопрос 2. Понятие, признаки и виды законов. 94
Вопрос 3 . Особенности юридической природы Конституции РФ. 99
Вопрос 4. Система подзаконных нормативных правовых актов. 102
Вопрос 4. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 107
ТЕМА № 14: ПРАВОТВОРЧЕСТВО. 117
Вопрос 1. Понятие, признаки и принципы правотворчества. 117
Вопрос 2. Виды и функции правотворчества. 119
Вопрос 3. Стадии правотворчества. 121
Вопрос 4. Систематизация законодательства. 123
ТЕМА № 15: РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА. 134
Вопрос 1. Понятие и формы реализации норм права. 134
Вопрос 2. Понятие, признаки и основания применения норм права. 137
Вопрос 3. Стадии применения норм права. 140
Вопрос 4. Акты применения норм права. 145
Вопрос 5. Пробелы в законодательстве. Аналогия права и аналогия закона. 149
ТЕМА № 16: ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА. 157
Вопрос 1. Понятие, структура и способы толкования норм права. 157
Вопрос 2. Субъекты толкования норм права. 164
Вопрос 3. Толкование норм права по объему. 167
Вопрос 4. Особенности юридической природы актов официального толкования норм права. 169
ТЕМА № 17: ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 175
Вопрос 1. Понятие, признаки и виды правоотношения. 175
Вопрос 2. Состав (структура) правоотношения. 179
Вопрос 3. Понятие, признаки и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав. 190
ТЕМА № 18: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО МЕХАНИЗМ. 199
Вопрос 1. Понятие, признаки и стадии правового регулирования общественных отношений. 199
Вопрос 2. Предмет, способы, методы и типы правового регулирования. 204
Вопрос 3. Понятие и элементы механизма правового регулирования. 209
ТЕМА № 19: ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК. 217
Вопрос 1. Понятие и принципы (требования) законности. 217
Вопрос 2. Гарантии законности. 225
Вопрос 3. Правопорядок: понятие, сущность, содержание и принципы. 228
ТЕМА № 20: ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. 237
Вопрос 1. Понятие, структура и виды правового сознания. 237
Вопрос 2. Деформации правового сознания. 244
Вопрос 3. Понятие, структура и виды правовой культуры. 250
ТЕМА № 9: СУЩНОСТЬ ПРАВА.
Вопрос 1 . Основные концепции правопонимания.
Право - это явление сложное и многогранное, поэтому в юриспруденции не сложилось единого подхода к его пониманию и определению.
Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества.
Существует множество различных трактовок данного феномена, сложились целые школы, направления, доктрины, так или иначе объясняющие сущность, природу, назначение права, его роль в жизни общества.
Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.
Естественно-правовая доктрина.Как теория идея естественного права оформилась в ХУП-ХУШ вв., став идеологией Нового времени. Из наиболее выдающихся ее приверженцев следует назвать Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева.
Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного.
Позитивное, или положительное, — это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.
В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.
Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства.
Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.
Поэтому, по логике данной теории, закон может быть как правовым, так и неправовым. Правовым закон является только тот, который не противоречит естественному праву.
Достоинства:
- это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
- сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Недостатки:
- данное понимание права умаляет его формально-юридические свойства;
- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.