Постоянно действующие арбитражи
Постоянно действующие арбитражи учреждаются при торговых палатах, биржах, банковских ассоциациях и т.п. Состав этого арбитража может быть образован из числа лиц, внесенных в список арбитров органом той организации, при которой он состоит. Постоянные арбитражи отличаются от временно образованных также тем, что они имеют постоянный секретариат, выполняющий функции информационного и консультативного пункта, управления делами и архива.
Существует более ста постоянно действующих арбитражей. В Европе наибольшим авторитетом пользуются арбитражные суды при Международной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне и Цюрихе.
Постоянные арбитражи можно подразделить на общие и особые (отраслевые) арбитражи.
Арбитражи, существующие при торговых палатах соответствующих стран, являются общими арбитражами. Их называют также генеральными арбитражами.
Особые (отраслевые) арбитражи рассматривают и права-мают решения по определенным группам спорных дел. Напри. мер. Международный арбитраж по морскому и внутреннему судоходству в Гдыне — по всем спорам, связанным сморскдзди портовым хозяйством, а также с внутренним судоходством;
имеются также и такие специализированные органы, как Арбитраж при Торговой палате в Гавре (рассматривает споры в области торговли хлопком). Арбитраж Лондонской ассоциации по торговле зерном и др.
Рассмотрение споров в особых арбитражах очень специфично.
Так, Арбитраж Ллойда (штаб-квартира в Лондоне) имеет довольно сложную процедуру рассмотрения исков. Среди других в арбитраже рассматриваются иски по установлению размеров вознаграждения спасателю по спасательному контракту Ллойда. Последний широко применяется в морской практике и разработан английской страховой компанией с одноименным названием'.
Размер вознаграждения спасателю устанавливается арбитражем в соответстви с договором о спасении. Любое решение арбитра (если не подана апелляция в установленном порядке) будет окончательным и обязательным для всех заинтересованных сторон- Арбитр и Комитет Ллойда могут устанавливать себе разумное вознаграждение за услуги в связи с проведением арбитража, такое вознаграждение рассматривается как часть расходов по проведению арбитража.
Английская процедура предусматривает право апелляции Комитету Ллойда на неправильное решение арбитра, предоставляя для подачи апелляции 14-дневный срок. По получении извещения об апелляции Комитет Ллойда передает дело на рассмотрение другому арбитру или арбитрам. Любое решение по апелляции является окончательным.
Отличие арбитража Ллойда состоит также в том, что он ограничивает свое решение только указанием суммы вознаграждения, не приводя мотивов этого решения.
* Эта компания основана в XVIII веке. Наряду со страховыми ояера циями она осуществляет контроль за постройкой морских судов, взда литературу по вопросам судоходства, фрахтования, страхования и СП тельных операций.
Поскольку решения арбитража Ллойда не мотивированы, их обжалование сопряжено со значительными трудностями. Сторона, выступающая с жалобой, должна доказать неправильность и дефекты обжалуемого решения, которые из самого немотиви-рованого решения не видны. Кроме того, решение, принятое арбитражем, сторонам не сообщается до тех пор, пока одна из них не выкупит его, т.е. не уплатит арбитрам вознаграждение за арбитраж. &га сумма устанавливается самим арбитражем и указывается в решении. Обычно этот расход возлагается на сторону, проигравшую дело. Если выкуп решения был произведен стороной, выигравшей дело, сумма выкупа должна быть возвращена ей ответчиком.
2. Источники правового регулирования арбитражного рассмотрения споров
Арбитражное рассмотрение споров впервые регулируется на международном уровне Женевским соглашением об исполнении решений иностранных арбитражей от 26 сентября 1927 года. Оно дополняет Женевский протокол об арбитражных оговорках 1923 года.
Ряд бывших социалистических стран применяют это соглашение. Однако Протокол об арбитражных оговорках 1923 года и Соглашение об исполнении решений иностранных арбитражей 1927 года еще не полностью соответствуют требованиям всеобщего международного признания арбитражных соглашений и арбитражных решений. Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.58 г. поэтому была призвана заменить обе женевские конвенции. По данным на 20.09.2000 г. участниками Ныо-Йоркской конвенции являются 123 государства.
Украина ратифицировала Нью-Йоркскую конвенцию 10 августа 1960 года с двумя оговорками:
1) государство применяет Конвенцию в отношении признания и приведения в исполнение решений, вынесенных на территории гфугого Договаривающегося государства;
2) в отношении решений, вынесенных на территории недоговаривающихся государств, государство применяет Конвенцию только в той мере, в какой данные государства признаютрежим взаимности1. При возникновении в указанных случдд^ спора в отношении наличия взаимности вопрос следует выяснять через Министерство иностранных дел Украины(сц.п. «в» п.З Постановления Пленума Верховного Суда Украваы от 24.12.99 г. № 12).
Важной констатацией в ст.1 Нью-Йоркской конвенции является правовое уравнивание изолированных и постоянных арбитражей.
Согласно п.1 ст.11 Нью-йоркской конвенции каждое государство-участник признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж все или какие-либо споры, возникшие или могущие возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным договорным или иным правоотношением, объект которого может быть предметом арбитражного разбирательства.
Ст.II устанавливает также требования, предъявляемые к действительному арбитражному соглашению, важные для дальнейшего признания и исполнения арбитражного решения в соответствии со ст. IV. По этой статье предпосылкой является письменная форма, однако обмен письмами или телеграммами достаточен (п. 2).
Статьи III, IV и V регулируют предпосылки для признания арбитражных решений.
Несмотря на ряд достоинств. Нью-йоркская конвенциянеустраняет различий между решениями арбитражей своейстраны и иностранных арбитражей.
Арбитражное решение следует рассматривать как иностранное тогда, когда его следует отнести к правопорядку иностранного государства, будь то по территориальным причинам (резиденция арбитража, место процесса) или по причинам применения к арбитражному процессу права этого государства.
Например, в международных арбитражах могут применяться императивные процедурные нормы государства, на террито-
' Многие государства также сделали те или иные оговорки к этой КОЯ-векции. Например, США — оговорку следующего содержания: «ГосударСЯ10 применяет Конвенцию исключительно в отношении разногласий, касающихся юридических взаимоотношений, будь то договорного или иного характер*' которые рассматриваются в соответствии с национальным законодатели" ством в качестве торговых».
рии которого осуществляется арбитраж, например, язык арбитража либо разновидности доказательств. Это может сказаться на признании и исполнении арбитражных решений.
21 апреля 1961 года в Женевебыла подписанаЕвропейская конвенция о международном торговом арбитраже, в которой Украина также участвует1.
Она применяется к международным спорам, возникающим из сделок в международной торговле.
Важнейшие положения конвенции содержатся в ст.1-111:
а) конвенция применяется к арбитражным соглашениям как физических, так и юридических лиц, имеющих домицилий на территории государств-сторон;
б) соглашения об арбитражном разрешении возникающих в будущем споров в правовом отношении приравниваются к соглашениям по уже возникшим спорам;
в) арбитражные соглашения без назначения арбитров ибезуказания вида и способа их назначения (оговорки бланке) признаются как имеющие правовую силу;
г) простая письменная форма арбитражного соглашения необходима и достаточна;
д) постоянные арбитражи в правовом отношении рассматриваются как специально созданные арбитражи;
е) юридические лица любого вида могут выступать в качестве партнеров в арбитражном процессе;
ж) иностранцы могут бытьарбитрами.
Статья IV регулирует правила процесса и меры, принимаемые для образования арбитража, в случае если стороны не заключили соглашения по этому вопросу.
Статьи V и VI регулируют процесс, если заявлен протест против некомпетенции арбитража или (в процессах, ведущихся государственным судом) некомпетенции суда. Так, в ст.VI Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года указывается: «Отвод государственного суда по неподсудности, основанный на наличии арбитражного соглашения и заявленный в государственном суде, в котором возбуждено дело одной из сторон в арбитражном соглашении, должен быть заявлен под угрозой утраты права за пропуском срока до или в момент
1 Всего в ней участвуют 27 государств, в том численеевропейские Бур-кинаФасо и Куба.
представления возражений по существу иска (выделеномной. .^АЛ.) в зависимости от того, рассматривает ли закон отравы суда такой отвод как вопрос процессуального или материального права» (ч.1).
Применяемое в процессе материальное право устанавливается в ст. VII, а ст.УГО и IX посвящены вынесению и аннулиро. ванию арбитражных решений.
Для развития национального законодательства в области арбитража и обеспечения определенного единообразия в выборе сторонами контракта процедуры арбитражного разбирательства существенное значение имеет Типовой закон о международном торговом арбитраже, принятый в 1985 году ЮНСИТРАЛ. На основе этого закона уже приняты национальные акты Австралии, Бахрейна, Бермуд, Болгарии, Венгрии, Германии, Гватемале, Зимбабве, Египта, Индии, Ирана, Канады, Кении, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Мексики, Нигерии, Новой Зеландии, Омана, Перу, России, Сингапура, Туниса, Украины, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, четырех штатов США (Калифорнии, Коннектикута, Орегона, Техаса), Финляндии, Чехии и других государств. В преамбуле Закона «О Международном коммерческом арбит раже», принятом в Украине 24.02.94 г., указывается: «Настоящий Закон... учитывает положения о таком арбитраже, содержащиеся в международных договорах Украины, а также в типовом законе, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве.
По инициативе и с участием ТПП Украины разработаны и 24.02.94 г. приняты, кроме Закона «О международном коммерческом арбитраже», также Положение о МКАС при ТПП Украине, Положение о Морской арбитражной комиссии при ТПП Украины, Регламент МКАС, Регламент Морской арбитражной комиссии при ТПП Украины'.
' Фактически МКАС осуществляет свою деятельностьс 11 август1992 года, когда были утверждены первая редакция егоРегламента, П°"ложеннеоб арбитражных сборах и затратах и рекомендательныйсписокарбитров.
3. Арбитражное рассмотрение споров в практике
Международные коммерческие арбитражные суды приобретают компетенцию на рассмотрение споров только на основании письменного соглашения спорящих сторон* (см. п.1 ст.II Нью-Йоркской конвенции). Согласно п. 2 ст. 7 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже» соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, или путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии арбитражного соглашения, а другая против этого не возражает.
В некоторых европейских странах арбитражное соглашение может существовать и в устной форме.
Такое соглашение может быть включено в договоры, например, в контракт о купле-продаже товаров в виде арбитражной оговорки («Арбитраж», «Арбитражная оговорка», «Арбитражное условие»). (Арбитражное соглашение может относиться к уже возникшему спору, в этом случае такое соглашение называется «.третейской, записью» или «оговоркой о передаче».)
Важной особенностью этого соглашения является то, что арбитражная оговорка признается имеющей юридическую силу независимо от действительности договора, составной частью которого она является (см. п.1 ст. 16 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже»), В оговорке стороны оговаривают, что возможные споры будут разрешаться в порядке арбитража и определяться, в каком именно арбитражном суде. На практике часто применяются типовые арбитражные оговорки, которые обязательны для сторон лишь в случае их прямо выраженного согласия на это.
* Соглашения сторон не требуется, если арбитраж принимает к рассмотрению дело в силу международного договора. Например, согласно п.Ь) ч.2 ст.9 Договора между Украиной и Республикой Австрия о содействии и взаимной защите инвестиций рассмотрение любого спора между одной Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны возможно в Арбитражном трибунале, состоящем из трех арбитров, согласно правилам иКСГГКАЬ даже без наличия арбитражного соглашения между Договаривающейся Стороной и инвестором
Например, арбитражная оговорка, которую рекомендует включать в контракты Международный коммерческий арбитр. ражный суд при ТПП Украины, выглядит так:
«Любой спор, возникающий по настоящему договору или в связи с ним, подлежит передаче на рассмотрение и окончательное разрешение в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины.
Стороны согласны с тем, что в процессе рассмотрения в разрешения спора будет применяться Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины.
Правом, регулирующим настоящий договор, является материальное право (страны).
Арбитражный суд состоит из единоличного (или трех) арбитра (арбитров).
Место проведения заседаний суда (город)1.
Язык (языки) арбитражного разбирательства (украинский, русский, иной)»2.
При формулировании арбитражной оговорки следует также учесть, что постоянные арбитражи имеют твердые правила проведения процессов (процессуальные нормы государства пребывания этих арбитражей), таблицы издержек, а также во многих случаях список арбитров, в который внесены те лица, которые по своей квалификации и личным данным подходят для того, чтобы выступать в качестве арбитров. Использование же специальных арбитражей несколько труднее, чем по-
1 Следует принять во внимание командировочные арбитров.
2 Наиболее логичным для арбитражного разбирательства является язык контракта.
<Но логично ли, — справедливо восклицает заместитель Председателя МКАС и МАК при ТПП Украины Е.Г. Пащенко, — при заключении контракта на 30 тыс. долларов США между украинским предприятием и болгарской фирмой в арбитражной оговорке указывать, что в случае возникновения спора дело будет рассматривать Международный арбитражный суд при Международной торговой палате (Париж), место разбирательство конфликта — Польша, язык рассмотрения — венгерский, а применимое право — законодательство Германии? Эти условия не противоречат нормам международного нрава. Но они свидетельствуют о том, что сторона, которая их навязала, не намерена выполнять свои договорные обязательства. При заключении сделки на такую сумму стороне будет сложи0 защитить свои интересы, ибо она понесет огромные расходы, связанны* с рассмотрением дела на таких условиях» (см.: ПаЩенко Е.Г- Указ. соч. ~~ С.22).
стоянных. В соглашении об этом типе арбитража следует учесть ряд вопросов (тип и метод образования арбитража соответствующего круга действия, место рассмотрения дел, язык и т.п.), т.е. вопросы, которые заранее известны при использовании постоянного арбитража.
На практике иногда возникает вопрос: можно ли считать подписанной арбитражную оговорку, если она помещена ниже подписей сторон или на обратной стороне проформы контракта? В связи со сложностью разрешения данного вопроса Международная торговая палата рекомендовала следующий способ внесения арбитражной оговорки в проформу контракта:
1) использовать для арбитражного условия шрифт красного цвета или иного качества или, если это невозможно, отделять это условие от других условий контракта;
2) помещать условиеоб арбитраже выше того места, которое предусмотрено для подписей сторон1.
При составлении арбитражной оговорки лучше избегать следующей формулировки: «Арбитры наделяются полномочиями действовать в качестве дружеских посредников», так как в соответствии с правовой доктриной ряда стран и практикой МТП это приведет к разрешению спора не на основании норм национального права какого-либо государства, а в соответствии с «общими принципами справедливости», что в свою очередь может привести к непризнанию арбитражного решения2.
Упоминание о том, что решение арбитража будет являться для сторон обязательным, излишне, поскольку решения третейского суда обладают способностью быть принудительно исполненными так же, как и решения общего суда.
В то же время формулировка об окончательности такого решения без дополнительных уточнений может помешать сторонам обратиться к третейскому суду за выяснением дополнительного решения для толкования его в соответствии с Законом Украины «О международном коммерческом арбитраже».
' См.: Кычкина Надежда. К вопросу о форме и содержании арбитражного соглашения во внешнеэкономических контрактах // Предпринимательство, хоз-во и право. — 2000. — № 4. — С.41-42.
2 Руководство по составлению договоров на сооружение промышленных объектов. ЕСЕ (ТКАВЕ) 117, 1973// Сб. типовых контрактов и руководств, применяемых в международной коммерческой деятельности. — М., 1991.— С. 125.
Таким образом, наиболее оптимальной для украинских субъектов ВЭД арбитражной оговоркой представляется оговор. ка следующего характера:
«Споры, которые возникнут между сторонамив свяаа сданным контрактом, подлежат передаче на рассмотрениеШСАСпри ТПП Украины в г.Киеве. Материальным правом, применимым к настоящему договору, является украинское право. Решение арбитража, кроме случаев, когда оно вынесено с недостаточной полнотой или нуждается в толковании, будет для сторон обязательным и окончательным».
Для облегчения создания специального арбитража ряд международных организаций разработали и опубликовали образцовые арбитражные правила, которые назывались выше. Ссылка на эти правила в арбитражном соглашении устраняет необходимость разработки многих деталей — практически остается лишь определить место рассмотрения дела и вынесения решения.
После заключения арбитражного соглашения оно становится обязательным для сторон и уклониться от передачиспораарбитражу они не могут. Суд, как правило, не вправе ни отменить арбитражное соглашение', ни пересмотреть по существу решение арбитража. Это правило получило закрепление в законодательстве и судебной практике различных государств.
В принципе все арбитражи решают правовые споры всвязи с международным экономическим общением на правовой основе, и это делается даже тогда, когда речь в договоре идет о соображениях справедливости или полюбовной сделке,илиоговорке о джентльменском, подходе.
Регламент МКАС подробно регулирует порядок возбуждения производства по делу, доарбитражной подготовки, формирования состава арбитражного суда, рассматривающего дело, арбитражное производство, оспаривание арбитражного решения, признание и приведение в исполнение арбитражного решения.
х Арбитражной оговоркой нельзя пренебречь илнестным.и принудительными. правилами правопорядка, который сам по себе служит решающим-Это, например, правила, которые в некоторых случаях запрещаютподвя-няться иностранному арбитражному суду.
Согласно п.1.6 Регламента МКАС при ТПП Украины вопрос о коМЯв" тендии арбитражного суда по каждому конкретному делу решает председатель арбитражного суда.
Претензионный порядок, предусмотренный Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, не распространяется на споры, которые рассматриваются МКАС в соответствии с его Регламентом.
Поэтому стороны обязаны соблюдать Претензионный порядок только в том случае, когда он предусмотрен контрактом, при этом доарбитражное урегулирование разногласий должно осуществляться в полном соответствии с контрактом.
Так, в нескольких контрактах, заключенных между украинским и российским предприятиями, был предусмотрен следующий порядок доарбитражного урегулирования разногласий:
«Все споры, возникшие по настоящему контракту, стороны стремятся решить путем переговоров. Если сторонам не удалось достигнуть согласия путем переговоров, спор передается на рассмотрение паритетной комиссии в составе из 4 человек, с каждой стороны по два человека, которая учреждается в течение 10 дней со дня письменного запроса одной из сторон. Если паритетная комиссия не сможет урегулировать спор в течение 15 дней с даты ее учреждения или одна из сторон не смогла назначить представителей в течение указанных 10 дней, то по письменному запросу одной из сторон спор передается на рассмотрение в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины».
Несмотря на столь сложный порядок урегулирования разногласий, арбитражный1 суд обязал истца представить доказательства соблюдения согласованного сторонами в контракте порядка доарбитражного урегулирования разногласий2.
Как уже говорилось, спор в связи с осуществлением ВЭД может рассматриваться государственным хозяйственным судом. В Украине это происходит в случаях:
1) если при наличии соответствующей арбитражной оговорки ответчик пребывает на территории Украины, Российской Федерации, Беларуси, Армении, Узбекистана, Казахстана, Киргазстана (так как для этих государств вступило в силу Киевское Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.92 г.) (п.2 ст.4 соглашения). Как разъясняет Высший арбитражный
' На то время хозяйственный суд еще не существовал, а функционировал во многом сходный с ним арбитражный суд. 2 Винокурова Л.Ф. Указ. соч. — С.ЗО.
суд Украины, в соответствии с єтим пунктом субъекты ВЭд государств — участников СНГ при заключении контрактов могут договориться1 о передаче спора на разрешение компетентного суда любого государства, подписавшего савшего соглашение:арбитражного третейского, МКАС пр и ТИП Украины и т.п.Приотсутствии в контракте такой оговорки спор подлежит разрешению арбитражным судом2;
2) если иск предъявлен к поставщику, находящемуся в Украине. Основанием для заключения договора поставки является извещение о прикреплении покупателя к поставщику, выдаваемое органом, который регулирует поставки для государственных нужд (ст. 10-14 соглашение «Об общих условиях поставки товаров между организациями стран — участниц Содружества Независимых Государств от 20.03.92 г.);
3) исков к украинскимответчмкам и в некоторых другихслучаях3.
Таким образом, хозяйственные суды не вправе принимать к своему производству дела по иска к ответчикам, местонахождение которых за пределами Украины, кроме случаев, когда действующим законодательством, в том числе международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, преду сзм «отрено иное.
Такие случаи предусмотрены не те олько Соглашением о порядке разрешения споров, связанных: с осуществлением хозяйственной деятельности, но и друпам-ю международными договорами Украины. Так, Договором метжду Украиной и Республикой Польша о правовой помощи и ^правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от" 24.05.93 г. закреплено, что по обязательствам, вытекающей]-» из договорных отношений, компетентным является суд т-ч?й: Договорной Стороны, ва территории которой имеет место э-кистельства либо юридический адрес ответчик. Компетентнь-лм: является также суд той Договорной Стороны, на территории которой имеет место жительства либо юридический адрес иотец, если на этой терри-
* Кроме случаев исключительной комаиет едщии, предусмотренных в П.З, 4 этой же статьи.
2 Разъяснение № 01-6/1025 от 21,0"9.!ЭЗ г. «О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел псэ сдсэорам с участием иностранных субъектов хозяйственной деятельности».
3 См. подробнее ст. 4 Соглашения о п=ор-.гядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной де.-ятельности.
тории находится предмет спора либо имущество ответчика (п.2 ст.ЗЗ).
Однако компетенция, о которой идет речь в пункте 2, может быть изменена по согласию участников договорных отношений (там же, п.З)1.
В соответствии со ст. 124 Хозяйственного процессуального кодекса Украины хозяйственные суды рассматривают дела с участием иностранных предприятий и организаций, если местонахождение ответчика находится на территории Украины (ч.1) и если:
1) местонахождением филиала, представительства, иного обособленного подразделения иностранного предприятия или организации является территория Украины;
2) иностранное предприятие или организация имеет на территории Укрианы недвижимое имущество, в отношении которого возник спор (ч.З).
МКАС же всегда может принимать к рассмотрению внешнеэкономические споры, если об этом достигнуто соответствующее арбитражное соглашение2.
В соответствии со ст.1 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже», в этот арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:
1) споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;
2) споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Украины, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Украины;
3) споры, отнесенные к юрисдикции вышеуказанного арбитража в силу международных договоров Украины.
» См. также я.2 ст.35.
2 МКАС имеет и другие отличия от государственных судов. Так, в отличие от Хозяйственного процессуального кодекса Украины ни Закон «О международном коммерческом арбитражном суде», ни Регламент МКАС не предусматривают права прокуроров обращаться в МКАС с исковыми заявлениями. ХПК Украины предусматривает в некоторых случаях доарбитражное урегулирование споров и т.д.
Вышеуказанный Закон не содержит каких-либо ограавче-ний в отношении места таког'0 арбитража (см., например, од. редедение термина «арбитраж» в ч.1 ст.2 Закона). Это означает, что украинское предприятие по соглашению об арбитраже с иностранным партнером может передать спор как на рассмотрение постоянно действующих в Украине арбитражей, так и на рассмотрение любого иного постоянного арбитража или арбитража ас1 пос.
Каждое арбитражное соглашение об организации арбитражного суда по делу, относящемуся к МЧП, должно указывать государство, по материальным нормам, и помимо того, по коллизионным нормам, а также, по возможности, по процессуальным правилам которого арбитражный суд должен решать дело.
Если арбитражное соглашение, как это почти всегда бывает, ничего не говорит о подлежащем применению праве, то арбитражный суд сам должен решить данный вопрос. Возни кает ни с чем не сравнимая довольно своеобразная ситуация. Задачей каждого арбитражного суда является в этом случае привязка не к материальным нормам, а к коллизионным нормам, т.е, нормам, определяющим, право какого государства надлежит применять к данному правоотношению. «В случае отсутствия какого-либо указания сторон, — указывается в п.2 ст. 28 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже», — третейский суд применяет право, определенное согласно коллизионным нормам, которые он считает применимыми». Компетенция арбитража и применимое материальное право могут вытекать из международного соглашения. Примером подобного рода может служить пп.16.1.1 § 1 ОУПСЭВ — Финляндия, в котором отмечается: «Споры, возникающие из контракта или в связи с ним, не подлежат подсудности общих судов, а должны быть разрешены в арбитражном порядке». И далее: «К отношениям сторон по тем вопросам, которые не урегулированы контрактом или настоящими Общими условиями поставок, применяется материальное право страны продавца» (там же, пп.16.2.1).
Воспроизводя п.З ст.П Нью-Йоркской конвенции. Закон Украины «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает, что «суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен, если какая либо из сторон попросит об этом не позже своего первого з<и^'
ления по существу спора, прекратить производство по делу и направить стороны в арбитраж, если не признает, что это арбитражное соглашение является недействительным, утратившим силу либо не может быть исполнено» (п.1 ст.8 Закона).
Так, Высший арбитражный суд Украины (далее _ ВАС) рассмотрел дело по иску израильской фирмы К.Р.1. к объединению «Укрфармация» о взыскании 278 584 дол. США _ стоимости медикаментов, поставляемых по контракту. ВАС возбудил производство по делу, против чего ответчик категорически возражал, мотивируя свою позицию тем, что внешнеэкономический контракт содержал арбитражную оговорку, в соответствии с которой «обе стороны заявляют о своем намерении решать все споры на основе обоюдного согласия. В случае, если согласия не удалось достичь, окончательное решение принимает Международный коммерческий суд при ТПП Украины». Исходя из указанного и в соответствии с п.1 ст.8 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже» и п.1 ст.80 АПК Украины1, ВАС определением от 10 декабря 1996 года прекратил производство по делу и направил стороны в арбитраж.
4. Признание м исполнение арбитражных решений
С принятием судебного решения спорное дело становится гез 1п<исаЬа, т.е. по той же самой претензии нельзя вновь ни слушать дело, ни принимать новое решение.
Решение МКАС при ТПП является окончательным. Его можно оспорить только путем представления стороной до окончания трех месяцев со дня его получения ходатайства о его отмене в Киевский городской суд (п.9.1 — 9.3 Регламента МКАС).
Основания для отказа в исполнении решений МКАС при ТПП, как и решений международного коммерческого арбитража иных стран, исчерпывающе определены в ст. 5 вышеупомянутой Нью-Йоркской конвенции.
Это возможно, в частности, если компетентные органы места исполнения найдут, что предмет спора не может быть
' Этот пункт гласил: «Спор не подлежит решению в арбитражных судах Украины».
рассмотрен в арбитраже (подлежит рассмотрению в государ. ственном суде) или признание и приведение решения в исполнение противоречит публичному порядку данной страны. В ас-полнении арбитражного решения может быть отказано в еду. чае, если сторона, против которой принято решение, докажет, что рассмотрение в арбитраже проходило с нарушением процедуры (ненадлежащее уведомление сторон и др.) или что арбитражное соглашение недействительно или отсутствовало вообще.
(К сожалению, существуют страны, законодательство которых серьезно осложняет соблюдение положений Нью-Йоркской конвенции, хотя они являются участницами последней. Это Колумбия, Сирия, Индия, Индонезия, Пакистан, Танзания, Таиланд, Турция и ряд других.)
О вынесенном решении арбитраж сообщает сторонам в письменном виде. Стороны обязаны подчиниться вынесенному решению. Если решение арбитража не исполняется добровольно, оно может быть приведено в исполнение в принудительном порядке-
Государства, подписавшие Нью-Йоркскую конвенцию, обязаны приводить в исполнение иностранные арбитражные решения в соответствии с нормами той страны, где должнобытьисполнено решение арбитража.
Во Франции для принудительного исполнения иностранного арбитражного решения требуется распоряжение председателя гражданского суда по месту его исполнения, который рассматривает лишь формальную правильность решения и допустимость исполнения с точки зрения французского «международного публичного порядка» (ст.1498 ГК).
В Великобритании по Акту об арбитраже 1950 года иностранное арбитражное решение подлежит принудительному исполнению в Великобритании, если оно состоялось на основе действительного арбитражного соглашения. Кроме этого, законодательные постановления о принудительном исполнении ияо-странных арбитражных решений содержатся в Законе об арбитраже 1975 года, в Законе об отправлении правосудия 1920 года, в Законе о взаимном исполнении судебных решений 1933 года» в Законе об арбитраже (международные инвестиционные споры) 1966 года.
В США принцип признания юридической силы арбитражных соглашений лишь с трудом пробивает себе путь.
Латиноамериканские страны также с большим трудом идут на признание иностранных арбитражных соглашений и признание и исполнение решений иностранных арбитражей. Опираясь на положения своих конституций, они видят в иностранном арбитражном процессе действие, направленное на отрыв собственного гражданина, местной формы от их судьи, назначенного по конституции.
В Украине рассмотрение судами ходатайств о признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей является особой формой взаимной правовой помощи, которая предоставляется Украиной и другими государствами-участниками соответствующих международных договоров.
При их решении суды должны исходить из положений ст.84 Закона «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г.. Инструкции о проведении исполнительных действий, утвержденной приказом Минюста Украины от 15.12.99 г. № 74/5 (зарегистрирован в Минюсте 15.12.99 г., № 865/4158), ст.35, 36 Закона «О международном коммерческом арбитраже» и соответствующих международных договоров Украины, предусматривающих порядок признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей.
По вопросам признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей, не урегулированных законодательством Украины, согласно Постановлению Верховного Совета Украины от 12.09.91 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» применяются в установленных им пределах соответствующие положения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.88 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» (далее — Указ) (абз.1, 2, 4 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24.12.99 г. № 12 «О практике рассмотрения судами ходатайств о признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей и об отмене решений, постановленных в порядке международного коммерческого арбитража на территории Украины»).
Согласно ст. 2 Указа компетентными судами Украины по рассмотрению названных ходатайств являются областные. Киевский и Севастопольский городские суды и Верховный суд Автономной Республики Крым по месту проживания (пребывания)
должника, а если последний такового в Украине не имеет, -_ по месту нахождения его имущества (там же, абз.1, 2 п.2).