Уголовного и уголовно-процессуального права зарубежных стран
Лекция 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ
1. Правовая система и правовая семья
Существует два различных понимания правовой (или юридической) системы – узкое и широкое.
Одной стороны‚ право представляет собой совокупность норм‚ т.е. общеобязательных правил поведения‚ установленных и санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой‚ хотя такое понимание права не является единственным. Некоторые философы и юристы считают право некой идеальной моделью поведения. В частности‚ в мусульманских странах традиционным является понимание мусульманского права как идеальной системы‚ связанной с религией ислама‚ а не с нормативными решениями органов государственной власти и управления. В узком значении правовая система – это система внутреннего национального права‚ имеющая определенную структуру: норма права‚ правовой институт‚ отрасль права (или определенная сфера правового регулирования).
С другой стороны‚ понятие «правовая система» охватывает широкий круг правовых явлений‚ включая нормативные‚ организационные‚ социально-культурные. В широком пониманииправовая система характеризуется тремя группами правовых явлений:
1) юридические нормы‚ институты‚ отрасли;
2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона);
3) совокупность правовых взглядов‚ представлений‚ идей‚ свойственных данному обществу (правовая культура).
Правовая система каждого государства отражает закономерности развития данного общества‚ его исторические‚ национальные‚ культурные особенности. В настоящее время каждое государство имеет свою правовую систему‚ которая имеет как общие черты с правовыми системами других стран‚ так и отличия от них‚ т.е. специфические особенности. В некоторых государствах параллельно функционируют несколько правовых систем. Например‚ в США наряду с федеральной существуют и относительно независимые друг от друга правовые системы отдельных штатов со своими конституциями‚ своими кодексами‚ своими правоохранительными и судебными органами.
Из вышеизложенного видно‚ что правовых систем‚ как минимум‚ столько‚ сколько существует государств. А если учесть существование «конкурирующих» правовых систем‚ то окажется‚ что в мире функционирует великое множество правовых систем. Вместе с тем некоторые общие черты позволяют объединить их в определенные группы (типы). Критериями группировки могут выступать: принципы права‚ способы выражения и закрепления правовых норм‚ их толкования и др. Такие группы (типы) получили название правовых семей.
Таким образом‚ правовая семья – это более или менее широкая совокупность национальных правовых систем‚ которые объединяют близость происхождения источников‚ основных понятий‚ приемов юридической техники и способов толкования.
В настоящее время в мире существует несколько правовых семей.
Романо-германскаясемья ведет свое происхождение от римского права‚ объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества. Она сформировалась на территории Европы в латинских (Италия‚ Испания‚ Португалия) и германских странах (германия‚ Франция‚ Швеция‚ Норвегия‚ Дания). К романо-германской правовой семье в настоящее время относятся правовые системы государств континентальной Европы‚ вся Латинская Америка‚ значительная часть Африки‚ страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло отражение в правовых системах Японии‚ Индонезии‚ других государств.
Для Романо-германской правовой семьи характеры следующие основные черты:
1) закон и право не отождествляются‚ право тесно связано с нравственностью;
2) оптимальная обобщенность нормы права‚ т.е. нормы формулируются как некие абстрактные правила поведения‚ они не представляют собой конкретный прецедент и адресованы неопределенному кругу лиц;
3) деление права на самостоятельные ветви – отрасли;
4) наличие хорошо разработанного законодательства и иерархии нормативных актов;
5) в иерархи законов главное место занимает конституция государства;
6) осуществляется кодификация и систематизация нормативных актов;
7) поскольку право и закон не отождествляются‚ определенную роль играет толкование‚ даваемое судами;
8) ограниченная роль правового обычая среди источников.
Англо-американскаяправовая семья представляет собой семью‚ основанную на так называемом общем праве. В настоящее время она включает правовые системы большинства англоязычных стран‚ в том числе и США.
Необходимо учитывать‚ что английское общее право не является правом всей Великобритании‚ поскольку оно применяется лишь на территории Англии и Уэльса и не распространяется на Шотландию‚ Северную Ирландию и остров Мэн‚ имеющие собственные правовые системы.
Английское право развивалось автономно от континентальной Европы‚ рецепция римского права его не затронула. Исторической датой возникновения английского права считается 1066 г.‚ когда нормандцы завоевали Англию. До этого существовало англосаксонское право‚ которое было сугубо местным. Именно по этой причине крайне неудачно именовать данную семью «англосаксонской». У английских юристов это вызывает недоумение.
После нормандского завоевания англосаксонское право сохранилось и применялось местными юрисдикционными органами. Однако в случае возникновения серьезных конфликтов можно было обратиться в Королевский суд‚ то есть фактически к судьям‚ которые назначались им‚ чтобы осуществить правосудие в провинциях. К компетенции королевских судов относились вопросы публичного права и земельной собственности. С течением времени увеличивалось количество судебных решений по таким делам и‚ в итоге‚ королевскими судами было создано новое право – общее английское право. Оно называется общим потому‚ что это право‚ общее для всей Англии‚ где до этого действовали местные обычаи.
В противоположность юристам континентальной Европы английские королевские судьи не обращались ни к римскому‚ ни к каноническому праву. Их главной задачей было решение вопросов публичного права с использованием специфической процедуры. Нормы‚ определяющие основы отправления правосудия‚ ведения судебного процесса‚ исследования доказательств‚ исполнения судебных решений‚ для юристов этих стран имели большее значение‚ чем нормы материального права. В итоге судьи стали заниматься правотворчеством. В конце Средних веков королевские суды стали единственными органами правосудия.
Так сформировалась система общего права. Чтобы придать этой системе стабильность‚ которую в других странах обеспечивает закон‚ судебная практика ввела правило обязательности прецедента: однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным как для судьи‚ его вынесшего‚ так и для всех других судей.
При необходимости выйти за жесткие рамки закрытой системы сложившихся прецедентов использовалось обращение к королю‚ который давал свое решение возникшего спора‚ отвечающее требованиям справедливости. При этом использовались принципы канонического и общего права‚ что помогало преодолеть многие устаревшие нормы общего права и вынести справедливое решение. В итоге‚ наряду с общим правом сложилось право справедливости.
В ХХ веке возросла роль законов. Объективные потребности развития экономики‚ торговли и международного сотрудничества повлекли некоторое сближение между английским и континентальным правом (Кассационный Суд Франции ввел институт крайней необходимости еще до его законодательного закрепления в УК)
Помимо названных существует еще семья религиозного права. Наибольшее значение сохранило мусульманское право‚ представленное исламом. Религия и право в нем неразделимы. Традиционные источники мусульманского права имеют религиозное происхождение. Однако право многих мусульманских стран в последнее время вестернизировано (Турция‚ Иран‚ Пакистан‚ Индонезия). В настоящее время собственно мусульманское право действует достаточно широко в Саудовской Аравии‚ Йемене‚ Кувейте.
2. Источники уголовного и уголовно-процессуального права Англии
Англия и США принадлежат к семье общего права‚ в которой главное место среди источников уголовного права и процесса традиционно отводится судебному прецеденту. Напротив‚ Франция и ФРГ – государства континентальной семьи‚ где ведущее место занимает закон в широком смысле слова. Однако в США существует уголовный кодекс как источник уголовного права‚ а в Англии отсутствует кодифицированное уголовное законодательство‚ что связано с особенностями исторического развития английской правовой системы.
Изучение источников английского права представляет особый интерес‚ поскольку Англия – это «колыбель» общего права‚ в той или иной форме рецепцированного многими странами. Этот интерес определяется также и тем‚ что английское право имеет ряд специфических особенностей‚ которые существенно отличают его от правовых систем континентальных европейских стран.
В современной Англии основными источниками права, в т.ч. и уголовного, являются статуты (парламентское законодательство), судебные прецеденты, делегированное законодательство и иные источники права.
В Англии не существует уголовного кодекса. По определению английского юриста Кенни‚ уголовное право Англии «представляет собой конгломератную массу правил‚ основанных на древнейшем общем праве Англии‚ модифицированном и развитом авторитетными решениями судей на протяжении большого исторического периода и значительно расширенного законодательными актами парламента‚ издаваемыми для удовлетворения потребностей времени».
В истории Англии неоднократно предпринимались попытки кодификации уголовно-правовых норм. Первая попытка отмечена 1833-1849 гг. Она завершилась подготовкой двух законопроектов: о преступлениях против личности и о кражах (1853 г.). Следующие попытки предпринимались в 1878-1880 гг.‚ результатом этой работы было создание целого ряда законопроектов. Проблема создания УК поднималась и в наше время. В 1967 г. с инициативой разработки единого УК для Англии и Уэльса выступил тогдашний министр внутренних дел Р. Дженнинс.
С 1980 г. серьезные работы по созданию УК велись преподавателями права Кембриджского университета‚ разработчики которого не отказались от норм общего права и делегированного законодательства как источников уголовного права. Помимо этого в проект было включено большое количество уголовно-процессуальных норм.
2.1. Судебная практика как источник права Англии
Судебная практика исторически является самым первым источником английского уголовного права. При этом речь идет не только об определении преступления как такового‚ но и о наказании‚ которое должно было быть назначено виновному‚ а также о процедуре производства по уголовному делу.
О том‚ кто и когда стал описывать споры сторон в суде и решения судей‚ рассматривавших дела как в разъездных‚ так и в Вестминстерских (центральных) судах‚ существуют различные мнения: некоторые английские историки считают‚ что первые записи делали клерки судов‚ другие – что первоначально это были конспекты студентов-юристов. Тем не менее уже к концу XIII в. такие записи получили распространение среди судей. Сначала они были рукописными‚ а затем печатными с указанием составителей. Эти тома содержали краткие сообщения об обстоятельствах дела‚ имена тяжущихся‚ судей‚ краткое изложение их доводов и решений судей. Начиная с 1864 г. эти отчеты издавались уже не частными изданиями‚ а под наблюдением особого совета‚ пользующегося правами юридического лица.
В настоящее время наиболее известными и авторитетными являются Всеанглийские судебные отчеты («ALL England Reports»)‚ публикуемые еженедельно‚ а также «The Criminal Appeal Reports»‚ в которых публикуются решения по уголовным делам.
Основной принцип‚ соблюдаемый при отправлении правосудия‚ состоит в том‚ что сходные дела разрешаются сходным образом.
Что же представляет собой прецедент? Каждое решение суда состоит из следующих частей:
1) изложение фактических обстоятельств дела;
2) формулирование принципов и отдельных норм общего права‚ а равно и судебное толкование норм статутного права применительно к правовым проблемам‚ возникшим из конкретных обстоятельств данного дела (эта часть решения называется «ratio decidendi» и с точки зрения доктрины прецедента является принципиально важной);
3) резолютивная часть‚ где определяется мера наказания.
Следует иметь в виду‚ что когда говорится об обязательной силе судебного прецедента‚ то подразумевается не само решение дела по существу‚ а именно норма права‚ на которой оно основано‚ т.е. «ratio decidendi». Остальные два элемента не являются прецедентом и называются «obiter dictum» – попутно сказанное – и не обладают обязательной силой. При этом следует помнить, что с 1972 г. суды не вправе устанавливать уголовную ответственность за какие-либо новые преступные действия или расширять уже существующие составы преступлений.
Действие доктрины прецедента определяется положением‚ согласно которому английские суды образуют историческую сложившуюся иерархическую систему‚ где каждый суд находится в определенных отношениях друг с другом. В настоящее время вся английская система прецедентов сводится к следующему: каждый суд обязан следовать решению более высокого в иерархии суда и своему собственному судебному решению. В последнем случае возможно отступление от правила‚ если «слишком строгое соблюдение прецедента может в отдельных случаях привести к несправедливости и создать ненужные препятствия для естественного развития права». Вышестоящий суд может отвергнуть решение нижестоящего суда и‚ в некоторых случаях‚ свои предыдущие решения. Кроме того‚ любая правовая норма‚ в том числе и прецедент‚ может быть изменена парламентским актом.
Наверху иерархической системы находится Палата Лордов‚ затем идут Верховные суды (Высокий суд‚ Суд короны и Апелляционный суд)‚ затем – разнообразные местные суды.
Кроме того‚ малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – простых граждан‚ на которых возложена роль мировых судей. Их около 20 000; это непрофессиональные юристы‚ вознаграждения они не получают. Их решения не являются прецедентами‚ для них обязательны решения всех вышестоящих судов.
2.2. Статутное право
Нормы общего права в течение столетий постоянно дополнялись или заменялись нормами статутного права‚ образовав достаточно гибкий свод правил. Статуты представляют собой законодательные акты парламента.
Некоторые статуты устанавливали наказания за те преступления‚ признаки которых были определены в общем праве. К примеру убийство в течение долгого времени считалось преступлением по общему праву‚ поэтому его определение нельзя было найти ни в одном статуте‚ однако наказания за эти деяния предусматривались Законом о преступлениях против личности 1861 г. и другими актами. В настоящее время понятие и признаки убийства определяются английским Законом об убийстве 1957 г. При этом следует помнить‚ что суды не вправе устанавливать уголовную ответственность за какие-либо новые деяния или расширять уже существующие составы преступлений.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что с течением времени в системе источников английского уголовного права роль статутов по сравнению с общим правом заметно возрастает. Особенно усилилось влияние статутов со второй половины XIX в. Еще в начале XIX в. считалось, что статутное право не должно противоречить принципам общего права, а тем более отменять их. Законы либо декларировали, либо исправляли некоторые нормы общего права.
Как правило‚ законодательные акты в области уголовного права устанавливают ответственность за конкретные преступления. Очень часто издание статута является делом случая‚ являясь‚ по существу‚ ответом на вопрос‚ возникший в судебном деле. Например, таким образом в 1976 г. появилась новая формулировка изнасилования.
Основными действующими законами, которые содержат нормы уголовного права, являются: Закон об уголовном праве 1967 г., посвященный классификациям преступлений; Закон об уголовном праве 1977 г. по вопросам сговора; Закон об уголовно наказуемом покушении 1981 г.; Закон о компетенции уголовных судов 1973 г., рассматривающий вопросы назначения наказания; Закон об исправлении правонарушителей 1974 г.
Отв-ть за конкретные преступления и их виды предусмотрена, н-р, в Законе об убийстве 1957 г., законах о половых преступлениях 1956, 1967, 1976, 1985 гг.; законах о краже 1968, 1978 гг., законах о наркомании 1971 г., 1986 г.
Наряду с современными уголовными законами продолжают существовать и древние законы. Наиболее древним из действующих уголовных актов является Закон об измене 1351 г.
Таким образом‚ английское уголовное право основано на решениях судей‚ чьи выводы публиковались в судебных отчетах на протяжении семи веков. Некоторые важные вопросы Общей части к настоящему времени получили законодательное закрепление‚ однако многие из них существуют до сих пор в том виде‚ в каком они были сформулированы в судебных прецедентах.
2.3. Делегированное законодательство
Представляет собой совокупность подзаконных актов‚ издаваемых различными правительственными органами в порядке поручения‚ данного парламентом (делегированное законодательство). Преимущество такого законодательства‚ по мнению английских юристов‚ состоит в том‚ что оно дает возможность быстро применять и изменять постановления без их утверждения парламентом. Причем имеет место фактическое приравнивание юридической силы правительственных актов к парламентским.
Вместе с тем‚ делегированное законодательство имеет силу только тогда‚ когда издано в рамках полномочий‚ предоставленных парламентом. Высшей формой делегированного законодательства является «приказ в Совете»‚ которым вводятся в действие многие законы (упрощается процедура принятия законов).
2.4. Иные источники уголовного права и процесса Англии
К источникам уголовного права Англии относятся и доктринальные труды. Большим авторитетом пользуются работы известных юристов различных поколений. Выделяют два вида правовой руководящей литературы:
1) классические труды‚ которые используются в качестве первичных источников общего права (н-р‚ «Институции» Э. Кока‚ труды Хэйла‚ Хоукинса‚ Фостера); особое место занимают «Комментарии к законам Англии» Блэкстона‚ опубликованные в 1765 г.‚ на которые часто ссылаются как на обязательный источник‚ и‚ в то же время‚ от нее ведут начало все современные учебники по английскому праву;
2) современные учебные руководства‚ не являющиеся собранием обязательных норм‚ хотя их часто цитируют.
Следует отметить‚ что очень часто нормы материального уголовного права содержатся в законах уголовно-процессуального характера. Сюда относится Закон о компетенции уголовных судов 1973 г.‚ Закон о магистратских судах 1980 г.‚ Законы об уголовной юстиции 1982 г. и 1991 г.‚ Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г.‚ Закон о полиции 1997 г. и другие акты. Практически нет ни одного законодательного акта‚ который содержал бы одни материальные или процессуальные нормы‚ независимо от названия закона он содержит и те и другие нормы.
Помимо специальных уголовных законов в Англии издается большое количество актов по различным отраслям права‚ содержащих нормы уголовно-правового характера‚ устанавливающие ответственность за конкретные правонарушения.
Таким образом‚ английское уголовное право характеризуется чрезвычайным обилием и запутанностью источников‚ достигшими такого предела‚ что даже специалистам трудно ориентироваться в правовом лабиринте. В настоящее время в Англии насчитывается более 300 000 записанных судебных решений‚ около 42 томов парламентских актов и около 100 томов делегированного законодательства (подзаконных актов).
Положение значительно осложняется еще и тем‚ что число правовых проблем‚ которые могут быть разрешены ссылкой на один источник права‚ чрезвычайно мало. В большинстве случаев приходится обращаться и к судебным решениям‚ и к статутному праву (одновременно к парламентским актам и делегированному законодательству).
3. Источники уголовного права США
Анализируя зарубежное законодательство‚ можно заметить практически полное отсутствие четких дефиниций важнейших уголовно-правовых институтов‚ частое использование юридически неопределяемых терминов и оценочных понятий (например‚ «разумный человек»‚ «лицо‚ склонное к преступлению»‚ и др.). Данная ситуация вовсе не означает отсталости зарубежной уголовно-правовой науки либо несовершенство законодательства. Такое положение объясняется правовыми традициями и особенностями юридической техники. Зарубежные правоведы считают‚ что определение понятий – преимущественно задача юридической науки‚ тем более‚ что дефиниций м.б. несколько. Кроме того‚ некоторые понятия вообще невозможно точно определить‚ а обойтись без них законодатель не может. Конечно же‚ данный подход имеет недостатки. Заранее не уточненные в законе понятия переносят научные дискуссии в зал суда‚ а отсюда возникает необходимость в судебном толковании. Американские юристы‚ говоря о проблемах толкования уголовного законодательства‚ шутят‚ что заранее никогда не известно‚ будет ли человек осужден за данное преступление к смертной казни или суд вообще не сочтет его деяние преступным.
Следовательно‚ при изучении зарубежного уголовного права и процесса рекомендуется анализировать не только уголовное законодательство‚ но и теоретические разработки‚ а также судебную практику.
Американская правовая система возникла на основе английской. Бывшие владения Англии‚ первые 13 американских колоний‚ прямо заимствовали принципы общего права. По мере расширения территории США сфера их применения распространялась на новые штаты‚ несмотря на то‚ что последние до этого испытывали влияние других европейских правовых систем. Так‚ Луизиана была первоначально французской колонией‚ штаты Аризона‚ Калифорния и другие – Испанскими владениями‚ Аляска принадлежала России.
Для американской правовой системы‚ так же‚ как и для английской‚ характерно сочетание норм общего и статутного права. Но в отличие от английской‚ американская правовая система пошла по пути «гибкого правотворчества».
Особенностью американской правовой системы является то‚ что она формировалась и развивалась в условиях федерализма (53 правовые системы: 1 – федеральная; 50 – штатов‚ 1 – округа Колумбия‚ 1 – территории Пуэрто-Рико).
Федеральная правовая система существует постольку‚ поскольку существуют федеральное законодательство‚ федеральные правоохранительные органы и суды‚ федеральная законодательная власть.
Федеральная система действует с некоторыми исключениями на всей территории страны‚ а системы штатов – на территории соответствующих штатов (дуализм).
Вопрос о разграничении компетенции федерации и компетенции штатов надлежащим образом не урегулирован‚ хотя и предпринимаются серьезные попытки его решения.
В настоящее время уголовно-правовые предписания сосредоточены‚ в основном‚ в нормах статутного права. Эти нормы можно разделить на две большие группы: нормы федерального уровня и нормы отдельных штатов.
Федеральныеуголовно-правовые предписания содержатся в Билле о правах 1791 г.‚ Конституции США 1787 г.‚ в актах‚ принятых Конгрессом США‚ и в некоторых подзаконных актах.
Конституция США содержит положения‚ запрещающие издавать законы‚ имеющие обратную силу; налагать жестокие и необычные наказания; лишать жизни‚ свободы и собственности без законного судебного разбирательства. В Конституции США дается понятие государственной измены.
Федеральные законы‚ действующие в сфере уголовного права можно подразделить на 2 вида:
1) законы‚ регулирующие общие вопросы преступности и наказуемости‚ а также устанавливающие ответственность за совершение конкретных деяний‚ консолидированные в 1948 г. в единый акт – Титул 18 Свода законов США. Данный Титул рассматривается как общефедеральный Уголовный кодекс;
2) законы‚ принимаемые для урегулирования каких-либо конкретных вопросов (например‚ Закон 1986 г. «О мошенничестве и злоупотреблениях‚ связанных с компьютерами»‚ Закон 1970 г. «О контроле за организованной преступностью в США»).
В США существует Примерный Уголовный кодекс 1962 г., служащий ориентиром для законодателей штатов.
По действию федеральных уголовных законов в пространстве их можно разделить на 2 группы:
1) законы с «федеральным компонентом»‚ распространяющие свою силу на всю территорию страны‚ устанавливающие ответственность за преступления‚ совершенные федеральными государственными служащими‚ за военные преступления‚ за посягательства‚ затрагивающие интересы нескольких штатов‚ а также интересы отдельных правительственных учреждений или в целом правительства США. Эти законы действуют на всей территории страны и проводятся в жизнь федеральными органами суда‚ прокуратуры и расследования;
2) законы‚ применяемые только на территориях‚ непосредственно подчиненных федеральному правительству (территории‚ принадлежащие военному ведомству‚ военные судна‚ национальные заповедники‚ индейские резервации и т.п.).
В американском праве существует правило: в случае коллизии между одинаковыми по содержанию законами штата и федерации предпочтение отдается последним.
Помимо норм федерального статутного права источниками уголовного права США являются и подзаконные акты‚ издаваемые Президентом‚ департаментами и ведомствами федерального правительства. В них‚ в частности‚ разъясняются и детализируются конкретные уголовные законы‚ устанавливающие условия их применения и т.д. Но иногда и сами они устанавливают ответственность за те или иные деяния. Так, согласно исполнительному приказу Президента Р. Рейгана 1986 г., изданному в рамках реализации экономических санкций против Ливии, те американцы, которые не покинули территорию этой страны к указанному сроку, могли быть подвергнуты тюремному заключению сроком до 10 лет и штрафу в размере до 50 тыс. долларов.
К источникам уголовного права штатов относятся конституции штатов‚ уголовные кодексы (в 33-37 штатах) и другие уголовные законы штатов‚ подзаконные нормативные акты‚ издаваемые властями штатов. Ни один НПА штата не может противоречить Федеральной Конституции.
Конституции штатов отличаются от федеральной большим объемом и большей детализацией регулируемых вопросов‚ но меньшей стабильностью. Положения конституций одних штатов могут прямо противоречить друг другу. Так‚ например‚ Конституция штата Флориды запрещает неопределенные наказания‚ а Конституция штата Мичиган‚ напротив‚ дает законодательному собранию возможность издавать законы‚ предусматривающие такие наказания.
Подробная регламентация в конституциях штатов вопросов‚ связанных с уголовной ответственностью‚ не исключает существования иных уголовных законов. Более того‚ при оценке конституционных положений нельзя забывать‚ что в соответствии с американской юридической доктриной конституции не являются актами‚ подлежащими прямому исполнению. Они считаются политическими документами‚ обращенными своими предписаниями к законодателю‚ хотя на Конституцию и ссылаются для обоснования того или иного решения.
В настоящее время все штаты имеют свое уголовное законодательство. Характерной чертой уголовного законодательства большинства штатов является отсутствие четкой‚ ясной и последовательной регламентации вопросов Общей и Особенной частей уголовного права‚ наличие многих явно устаревших‚ порой противоречивых предписаний‚ а также чрезвычайная их казуистичность. Например‚ по законам штата Колорадо кража собаки наказывается 10-ю годами лишения свободы‚ а ее убийство – шестью месяцами.
Нередко закон или нормы общего права разрешают судье при вынесении приговора за несколько преступлений‚ совершенных одним лицо‚ просто суммировать меры наказания без ограничения максимального предела.
Законодательство штатов подчас является выражением тенденциозности законодателя.
Прецедентное право следует рассматривать в качестве специфического источника права. Несмотря на то‚ что США принадлежит к англо-американской правовой семье‚ роль прецедента существенно ограничена действующим законодательством. Примерный УК вовсе запрещает использовать нормы общего права, хотя это и не всегда соблюдается. В США нет единого общего права.
В настоящее время правотворческая роль судов сводится к принятию таких прецедентов‚ которые толкуют законодательные термины и устанавливают правила применения отдельных норм‚ а также восполняют пробелы в нормативной сфере. Так‚ в 1957 г. Верховный суд США постановил‚ что военные трибуналы не могут привлекать к уголовной ответственности матерей‚ жен и детей военнослужащих‚ а также гражданских лиц‚ работающих на военных базах.
В деле Рот против США (1957 г.) о распространении непристойности при помощи прессы судьей Бреннаном было сформулировано определение непристойности: «Непристойный материал – это материал‚ который представляет секс так‚ что он вызывает похотливый интерес». Данный прецедент часто используется при рассмотрении дел о распространении порнографии.
Что касается толкования‚ то расширительно могут толковаться только уголовно-правовые понятия‚ образующие Общую часть уголовного права. Нормы Особенной части подлежат точному толкованию.
4. Источники уголовного права Франции
Франция – страна писаного и кодифицированного права. Основными источниками уголовного и уголовно-процессуального права Франции являются Конституция Франции 1958 г.‚ Декларация прав человека и гражданина 1789 г.‚ УК Франции 1992 г.‚ УПК Франции 1958 г.‚ специальные уголовные и уголовно-процессуальные законы‚ подзаконные акты‚ принимаемые исполнительными органами государственной власти.
Большую роль играют и решения Палаты по уголовным делам Кассационного Суда Франции (прецеденты). Так‚ вплоть до принятия УК 1992 г. Франция не знала законодательно закрепленного института крайней необходимости‚ однако благодаря решениям Кассационного Суда такой институт был введен в практику.
Источниками права Франции являются также ее международные договоры.
Конституционные нормы
Первым конституционным актом послереволюционной Франции была Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.‚ которая до сегодняшнего дня считается действующей. Последние две конституции Франции 1946 и 1958 гг. в своих преамбулах прямо указывают на «Декларацию прав» как на основу всего французского законодательства. Она закрепляет основополагающие принципы уголовного права:
1. Законодательный запрет общественно вредных действий («Закон имеет право запрещать лишь действия‚ вредные для общества» – ст. 5).
2. Недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основании закона («Никто не может подвергаться обвинению‚ задержанию или заключению иначе как в случаях‚ предусмотренных законом‚ и в предписанных им формах» – ст. 7).
3. Наказуемость деяний устанавливается только законом.
4. Гуманизм уголовного наказания («Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые» – ст. 8).
5. Недопустимость обратного действия уголовного закона («Никто не может быть наказан иначе‚ как в силу закона‚ принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного» – ст. 8).
Конституция Французской Республики также содержит нормы уголовного права:
– президент Республики осуществляет право помилования (ст. 17);
– закон устанавливает нормы‚ касающиеся определения преступлений‚ деликтов и мер наказания за них‚ уголовного судопроизводства‚ амнистии (ст. 34);
– никто не может быть произвольно лишен свободы (ст. 66);
– президент Республики не несет ответственности за действия‚ совершенные при исполнении своих обязанностей‚ кроме случаев государственной измены. Члены правительства несут уголовную ответственность за действия‚ совершенные ими при исполнении своих обязанностей‚ если эти действия в момент их совершения квалифицировались как преступления или деликты. Высокая палата связана определением преступлений и деликтов‚ а также установленными за них наказаниями‚ которые содержатся в уголовных законах‚ действовавших на момент совершения данных деяний (ст. 68).
Уголовный кодекссостоит из шести книг (законов).
Книга первая выполняет функцию Общей части Уголовного кодекса и содержит положения об уголовном законе‚ уголовной ответственности и наказании.
Книга вторая-шестая представляет собой Особенную часть Уголовного кодекса. Нормы‚ устанавливающие уголовную ответственность‚ содержатся не только в УК‚ но и в других кодексах – Дорожном‚ Земельном‚ Лесном‚ Кодексе публичного здравоохранения и др.
Военно-уголовный кодекс от 1 января 1966 г. регламентирует вопросы уголовной ответственности военнослужащих.
Источниками уголовного права могут быть также подзаконные акты: декреты правительства‚ распоряжения министров‚ акты местных органов власти.
Что касается источников уголовно-процессуального права‚ то помимо УПК 1958 г. к ним можно отнести еще законы:
– Закон об упрощенном судопроизводстве по делам о малозначительных проступках (1972 г.);
– Закон о порядке выплаты возмещений потерпевшим (1977);
– Закон о суде присяжных 1980 г.;
– Закон об отмене смертной казни (1981);
– Закон об усилении защиты потерпевших от преступлений (1983 г.) и др.
5. Источники уголовного и уголовно-процессуального права Германии
Систему источников уголовного и уголовно-процессуального права ФРГ составляют Основной закон ФРГ‚ Уголовный кодекс ФРГ 1871 г. (ред. от 10 марта 1987 г.)‚ УПК 1987 г.‚ федеральные законы и законы земель.
Основной закон ФРГ (1949 г.) закрепляет ряд уголовно-правовых принципов:
– недопустимость обратного действия уголовного закона;
– недопустимость многократного наказания за одно и то же деяние.
Смертная казнь в Германии отменена.
УК ФРГ 1871 г. состоит из Общей и Особенной частей‚ которые разделены на главы. Уголовное законодательство ФРГ не полностью кодифицировано.
Среди федеральных законов‚ имеющих значение для уголовного права и процесса‚ можно назвать:
– Закон о нарушениях общественного порядка (1968)‚ регламентирующий вопросы об ответственности за проступки;
– Закон об отправлении правосудия по делам молодежи (1953);
– Закон о судоустройстве (1975);
– Закон о суде по делам несовершеннолетних и др.