Несостоятельность (банкротство) юридического лица как особое основание прекращения его деятельности
Несостоятельность - специальное основание прекращения ЮЛ. Регламентируется ст. 65 ГК и ФЗ 2002 г. о несостоятельности. Применяется ко всем ЮЛ за исключением:
а) казенных предприятий,
б) учреждений,
в) политических партий и
г) религиозных организаций.
Кроме того
д) корпорации может быть признаны банкротами, если это допускается законом о ее создании и
е) Фонды не могут быть признан банкротом, если это установлено законом о создании данного фонда (например, ФЗ от 13.5.08 О центрах исторического наследия президентов РФ (п.1 ст. 65 ГК).
Под несостоятельностью (Н.) понимается признанная а/судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
ЮЛ считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность
· не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Т.о. критерием несостоятельности ЮЛ выступает неплатежеспособность должника.
Дело о банкротстве может быть возбуждено а/судом при условии, что требования к должнику - ЮЛ в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей,(ст.2, 3 и 6 ФЗ).
Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность
· не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и
· если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Т.о. критерием несостоятельности гражданина выступает принцип неоплатности должника.
Дело о банкротстве может быть возбуждено а/судом при условии, что требования к должнику - гражданину в совокупности составляют не менее 10 тысяч рублей,(ст.2, 3 и 6 ФЗ).
NB! Проектом ФЗ "О внесении изменений в ГПК РФ" предусматривается дополнение подраздела IV "Особое производство" ГПК РФ главой 32.1, изменяющей подведомственность рассмотрения дел о несостоятельности граждан арбитражными судами и передачи их судам общей юрисдикции.
NB! Институт Н. не направлен прямо на ликвидацию ЮЛ. Цель: в поиске возможностей для более полного удовлетворения требований кредиторов ЮЛ, «очистке от долгов», чтобы вновь с нуля вступить в хозяйственную деятельность. Поэтому чтобы избежать этих крайних мер (ликвидации), ФЗ предусматривает возможность применения иных небанкротных, предупредительных мер (гл.2 ФЗ):
- по предупреждению банкротства ЮЛ (ст. 30 ФЗ). Такая обязанность лежит на руководителе должника, учредителя и собственнике ГМУП. До подачи заявления в суд они обязаны принимать такие меры под угрозой наступления их субсидиарной ответственности. Они вправе реорганизовать должника, продать часть имущества, закрыть непрофильные или убыточные производства и т.д. Кредиторы и гос.органы (ОМСУ) вправе также осуществлять финансовую помощь, предоставлять льготы и т.д.
- досудебного оздоровления (санации) (ст. 31 ФЗ), т.е. оказания финансовой помощидолжнику с целью восстановления его платежеспособности и погашения обязательств. Она может осуществляться собственником ГМУП, учредителями, кредиторами и др.
Помимо них могут также применяться реабилитационные процедуры:
1) наблюдение;
2) финансовое оздоровление и
в) внешнее управление (ст. 27 ФЗ).
Все они направлены на то, чтобы восстановить платежеспособность должника. С момента принятия судом заявления о банкротстве вводится –
· наблюдение. Назначается временный управляющий (ст. 42, 63 ФЗ). Цель: сохранить имущество должника для удовлетворения требований кредиторов. Для этого: а) приостанавливается обращение взыскания; б) органы управления остаются, но сделки совершаются только с согласия ВУ; в) устанавливается запрет на реорганизацию, создание и ликвидацию каких-либо структур; г) проводится анализ финансового состояния должника, устанавливается размер требований кредиторов и их реестр.
· финансовое оздоровление – новая процедура, вводится а/судом по окончании наблюдения при наличии признаков банкротства должника на основании а) решения собрания кредиторов об этом или б) по ходатайству учредителей, собственника ГМУП, третьих лиц, готовых предоставить дополнительное обеспечение в виде банковской гарантии (ст. 75). Во всех случаях представляется график погашения задолженности. Назначается административный управляющий, который контролирует органы управления должника.
· внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику судом на основании решения собрания кредиторов при наличии оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Вводится на срок до 18 мес. (с возможностью продления на 6 мес.). Руководитель отстраняется. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых наступил до введения ВУ, а также на применение санкций. Внешний управляющий действует на основании плана внешнего управления, утв. кредиторами на срок до 1 года. План может предусматривать следующие меры по восстановлению платежеспособности: а) перепрофилирование производства, б) закрытие нерентабельных, в)продажа части имущества, г) продажа предприятия должника и др.
Если реабилитационные процедуры не приносят результата, то суд выносит решение о признании должника банкротом и открывается конкурсное производство (как крайняя мера) (ст. 97 ФЗ). Назначается конкурсный управляющий. = относится к ликвидационным процедурам. Срок не более 1 года, но может быть продлен на 6 мес. С этого момента:
· срок исполнения всех денежных обязательств считается наступившим (уравнивает всех кредиторов);
· прекращается начисление пеней и %;
· снимаются наложенные аресты;
· всякое отчуждение имущества должника, исполнение требований к нему осуществляются в порядке конкурсного производства.
Вместе с тем, на любой из перечисленных стадий рассмотрения судом дела о банкротстве, в том числе и в конкурсном производстве по решению общего собрания кредиторов между должником и кредиторами может быть заключено мировое соглашение, которое утверждается а/судом (ст. 150 ФЗ). Содержанием МС м.б.: а) условие об отсрочке (рассрочке) исполнения долга; б) о скидке долга; в) о применении отступного и др.
Конкурсный управляющий:
· делает объявление об открытии конкурсного производства,
· выявляет имущество должника, формирует конкурсную массу, проводит ее инвентаризацию и оценку (ст. 103).
· осуществляет продажу имущества с публичных торгов и из вырученных сумм производит расчеты с кредиторами согласно реестра в соответствии с очередностью (ст. 64 ГК, ст. 134-138 ФЗ):
o вне очереди покрываются суд.расходы, оплата вознаграждения арбитр.управляющим, текущие эксплуатационные расходы должника, а также текущие расходы в ходе наблюдения, ВУ и конкурсного производства;
o в первую очередь – по возмещению вреда жизни и здоровью граждан;
o во вторую очередь – расчеты по оплате труда, автор.вознаграждений;
o в третью очередь – расчеты с другими кредиторами. При этом требования залоговых кредиторов удовлетворяются за счет заложенного имущества преимущественно перед другими: 80% вырученной суммы идет на погашение их требований; 20% - на погашение обязательств перед кредиторами 1 и 2 очереди, которые возникли до заключения соответствующего договора залога.
После завершения расчетов конкурсный управляющий предоставляет суду отчет. Суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое в течение 5 дн направляется в ФНС, которая в течение 5 дн. д. сделать запись о ликвидации должника (ст. 149 ФЗ).