Действовать по обстоятельствам
В Самаркандском медресе Мухаммеда Султана, внука Тимура, учил некий Джамал ад-дин ал-Хорезми сыновей эмира Корану 111. Внезапно его оторвала от этой деятельности никогда не кончающаяся военная суматоха, когда Мухаммед Султан получил от своего деда приказ срочно оказать поддержку в походе против османа Баязида (прав. 1389—1403) на западе. «Будь готов к путешествию!» — сказал Мухаммед Султан своему учителю Корана. Того охватил ужас, и он умолял: «Господин, я же только скромный учитель Корана!.. Мое тело слабое, дряблое, и для путешествия у меня нет сил... даже если это принесет мне еще много счастья сопровождать нашего господина, эмира! И кроме того, что у меня слабое тело, у меня нет ни верблюда, ни кобылы. Для вас же путешествие является неизбежным бременем; долг, который вы не можете не выполнить; вы не можете отказаться выполнить его, не можете ни медлить, ни колебаться!»
Но Мухаммед Султан не дал себя уговорить. Вздыхая, Джемал-ад-дин покорился своей судьбе, и наконец они присоединились к армии Тимура. «Там мы увидели то громадное войско, подобное морю, без начала, без конца. Если кто-нибудь потеряет свою войсковую часть или захочет помыться с борта своего корабля, он никогда не найдет снова своих людей, даже при свете ламп и свечей; это же как на страшном суде112. И поскольку я теперь двигался с ними, я, у которого болели кости, на котором лежала печаль лишений, уставший от ночных маршей, повернулся к моим спутникам спиной и уединился в чистом поле в стороне от дороги. Когда я был один, я бормотал про себя слова возвышенного Корана, потом я декламировал громче и наконец меня увлекли упоение и желание». Потрясенный благозвучием Божьего слова, устремил рассказчик свой взор в себя; то отвратительное, что его окружало, исчезло из его сознания. Однако «вдруг я заметил двух истощенных мужчин, тонких, как засохшие ветки; лохматые и бледные, облаченные в пыльные лохмотья они смотрели на меня со стороны, их взгляды были прикованы ко мне как колышек палатки к канату. Они наблюдали, что я делал, прислушивались к моим словам. Едва я закончил свое бормотание и гудение, спрятав жемчужины слов в ларце груди, завершив печатью призыва к Богу декламацию блестящих стихов, как они разрыдались, потрясенные моей беседой с Богом наедине, и крикнули: «Аминь! Аминь!» Они подошли ко мне, мирно поприветствовали, сильно взволнованные моей декламацией: «Да усладит Бог твое сердце так, как ты усладил наши! Тем, что ты внес в наши сердца своим исполнением, ты искупил наши грехи!» Завязалась беседа. Джамал-ад-дин узнал, что оба принадлежали к роду Чагатаев.
Ему, ученому, хотели они задать один вопрос, который их мучил уже давно. «Откуда ты берешь себе пищу?» — «Со стола Мухаммеда Султана». — «Это то, что этот господин потребляет, разрешает или запрещает?» — «Многое запрещено у Бога... все, что приобретается насилием и преступлениями!» Озабоченные тем, чтобы только не обидеть ученого, оба продолжали: «Не обижайся на нас, что мы тебе этим докучаем. Преподающий шейх как нежный отец, и он не осуждает сына за небольшое нарушение приличия!.. Ты, о господин, не имеешь возможности избегать общества этих дьяволов, скромно питаться дозволенным и отказаться от запрещенного?» — «Только по принуждению отправился я в это содружество!..» — «А если бы ты теперь отказался... они бы теперь, пожалуй, пролили бы твою кровь, взяли бы в плен твоих детей, унижали бы твоих жен?» —«Нет, этого не допустит Бог!» — «Посадили ли бы они тебя в тюрьму, избивали бы, отобрали бы у тебя все?» — «Я защищен от того, чтобы меня присуждали к позорному наказанию, так как в своей памяти я храню Коран, и поэтому Коран защищает меня от вреда!» — «Тогда в худшем случае они, если бы увидели, что ты стойко отказываешься, бранили бы тебя, забирали бы у тебя твои доходы, сердились бы на тебя и могли бы лишить тебя своего расположения, которым ты пользуешься?» — «Даже этого не было бы!.. Но они стыдили меня, и тогда мне было стыдно; они обманывали меня, и я позволял себя обманывать! О, если бы я отказался!» — «Это не убедительное извинение!» И Бог с этим не согласится. Учитель Корана посвятил себя своим занятиям, не заботясь о добывании хлеба, и общался с себе подобными; он постоянно мог питаться блюдами, которые были законным путем заработаны; он никогда не был поставлен перед горькой необходимостью есть запрещенное. Разве учителя Корана не являются избранниками создателя среди людей, разве они, благодаря благословению, которое у них есть, не являются самым обильным источником продуктов па дорогу, который по велению Бога бил ключом у его созданий? Разве они не были господами над султанами? «И несмотря на это вы добровольно поставили себя в такое незавидное положение, бросились навстречу своей гибели как бабочка на огонь, цеплялись за подол силы и принуждения, хотя вы были в состоянии оставаться свободным от этого?.. Как могло бы вас спасти извинение, которое иы приносите, от указания укрощающего Бога?» И, всхлипывая, оба продолжали уговаривать Джемал-ад-дина: «Совсем иначе он относится к нам!.. Над нами действительно учиняют насилие, нас призывают на военную службу силой и жестокостью, вносят в список личного состава войска, представляют одному из высоких военачальников. Если нас созывают на праздник или навруз, и если начало назначено на полдень, а кто-то из нас опаздывает, приходя вечером, то в наказание за такой промах грозит распятие на кресте или обезглавливание, не говоря уже о побоях, оскорблениях, позоре, разве что он организует равноценную замену или может сослаться на ходатайство. Чем же это закончится у тебя, если ты еще некоторое время останешься дома, спрячешься или прервешь поход? А мы, пока мы живем, должны как раз собираться вбой и пытаться защищаться от такого наказания, к которому присуждаются подобные нам, постоянно внимательно следить за тем, что приказывает нам Тимур. И мы должны вести себя соответственно слову: «Пусть Бог сжалится над тем, кто просит предостеречь себя на примере других!» Невозможно избежать этой беды бегством. На чужбине предоставленный полностью самому себе ты потерян. Но не только это! «Если бы из животных наших родов исчез лишь сверчок, не говоря уже о соловье или удоде113, то водопад силы сорвал бы весь род и под ним со своим мечом неистовствовала смерть. Если мы отправляемся в военный поход... то мы тогда только спрашиваем, сколько лет хочет оставаться на поле сражения тот, кто постоянно пробуждает в нас худшие подозрения, и в каком направлении хочет он двигаться. Соответственно этому мы вооружаемся, мы, которые все друг другу двоюродные братья и соседи; у каждого есть сумка с обжаренным ячменем, каждый носит с собой необходимое количество денег для себя, свою лошадь и кормов, голодает все время и ест ровно столько, чтобы не умереть, прикрывает лохмотьями свою наготу — и все эти средства мы добываем работой наших рук, нашим потом. Прокормиться позволительным способом — цель наших усилий. Мы не посягаем на чужое имущество, постоянно почитаем его. Мы не обладаем ничьим состоянием, ни с кем у нас нет таких отношений, когда протягивают руку помощи. И потом еще, о господин, величайшее несчастье!.. Наши лошади и наш мелкий скот, лошади для наших женщин и прислуги! Мы очень мало нагружаем животных, садимся на них, только если мы больше не можем идти. Заготавливать для них фураж для нас самое большое мучение, это заставляет нас убивать и грабить мусульман и травить скотом их пашни, вынуждает нас взваливать на себя вину за их гибель. Однако как же иначе мы должны помогать себе?.. Ей Богу, о почтенный учитель, ты думаешь, что мы имеем право делать такие страшные вещи? И есть ли хоть капля холодной воды, которая облегчит жар угрызений совести, которая смогла бы заглушить чувство страха, что захлебнешься этими угрызениями?»
«Нет, ей-Богу, не обращайтесь за помощью к Богу! Вы рассказали мне достаточно плохого!.. Беспокойства о собственных лишениях и мучениях, с меня уже было достаточно! А теперь вы меня еще больше нагружаете! Кто вы, как вас зовут, где ваша родина, с кем вы идете? Пусть у вас будет все хорошо, пока вы живете! Скажите мне все... для того, чтобы я снова и снова приходил к вам, и на мою долю выпадет счастье передать вам мирный поклон!» «О господин... наше знакомство тебе не поможет, но и не повредит. Вероятно, ты никогда нас больше не увидишь, и все же, если уж нам предназначено встретиться, то мы сразу поспешим к тебе, только Бог наш хранитель! Мир тебе!»114 В марте 1402 г. Мухаммед Султан участвовал в походе против Баязида; после его поражения поручил Тимур своему внуку захватить Бурсу. Через год после этого, 13 марта 1403 года Мухаммед Султан, втянутый в войну против анатолийских турок, умер от болезни115. Джамал-ад-дин ал-Хорезми, образованный учитель Корана, нашел место в Бурсе и скончался там в 1428 году116.
Уже со времен пророка Мухаммеда знали о том, что кочевник вряд ли мог жить по правилам ислама117. Вопреки общепринятому мнению ислам — это не более, чем религия пустыни. Чужим был верный своему долгу мусульманин, который хотя бы каждую пятницу посещает богослужение в мечети, по сравнению с кочевниками, которые всю жизнь жили за пределами, а нередко и далеко от всех поселений. На заре ислама арабские завоеватели сравнительно быстро приспосабливались к их новой среде, если они были выходцами из таких городов, как Мекка, или из общин бедуинского образа жизни. Исламская культура времен Абас-сидов была светской и объединяла людей различных национальностей под обращением пророка.
Центральноазиатские кочевники, вторгавшиеся с одиннадцатого века в Иран и дальше на запад, которые со времен Чингисхана считали себя также носителями всеобщего послания, были, очевидно, слишком многочисленны, чтобы они могли в подобной форме слиться с городской структурой. Они поработили города, не так быстро попадая под их влияние, как это было с арабами. В центре культурной страны для тех, доходы которых позволяли жить в городских центрах, утвердилась теперь форма существования, которая ощутимо мешала старинному симбиозу города и деревни, а часто даже совсем уничтожала его.
Джамал-ад-дин должен был с ужасом узнать, как велика повседневная нужда кочевников, у них вообще нет возможности питаться только законно добытой пищей, пользоваться товарами по правилам город — деревня, которые честно заслужены в смысле правил этого обмена. Вторгшиеся в культурную страну кочевники не могли показаться жителям этой страны ничем иным, как вражеской силой, и как иначе могли бы кочевники смотреть на оседлое население, кроме как на благословенных людей, надежно владеющих благами, которых они так сильно жаждали. Но у них, захватчиков, была власть; из их рядов пришли правители, которым оседлые обязаны были платить дань. Сильной и в конце концов неразрешимой, должно быть, была напряженность, которая царила между обеими группами. Постоянная кочевая жизнь, бесконечные войны истощали силы кочевников, и с завистью смотрели они на оседлых, которых сильно притесняли, чтобы выжить самим, — и все же несмотря на всю военную мощь они оставались в нищете.
Ильхан Газан хотел в доступной его влиянию области прервать заколдованный круг нищеты и насилия119, но не достиг никаких продолжительных успехов. Еще меньше можно было ожидать улучшений в улусе Чагатая, история которого едва ли знала периоды стабилизации в конце тринадцатого и в четырнадцатом веках. Животным для верховой езды была корова. На ее спину хозяин клал седло — обломанную деревяшку; стремя — согнутый прут, укрепленный куском веревки. Роскошна его одежда—мех зачахнувшего животного; и роскошна корона—шляпа из войлока в пятнах. Он привязывал себе колчан, изготовленный из кусков кожи, соединенных веревкой, дыры заклеены. Его стрелы были кривые, дуга прямая. С собой он возил сокола для охоты, которому оковы уже вырвали перья и вытерли пух...120 Так описывает правовед из Дамаска Ибн Арабшах (ум. 1450), которого юношей занесло в Самарканд, кавалькаду одного кочевника, который зимой выезжал на утиную охоту.
Но это было не единственное, чего не хватало из предметов обихода, что делало слишком тяжелой жизнь кочевников. Намного опаснее была постоянная угроза потери скота, единственной основы существования. Не только оседлые люди, чьи обработанные поля нужно было все снова и снова использовать как пастбища, угрожали этой драгоценной собственности. И в боях с враждебными союзами можно было лишиться его в случае поражения. Так, зимой 1375-1376 гг. после победоносной битвы против правителя Моголис-тана Тимур захватил весь скот врагов и погнал его в Самарканд. Этим он компенсировал потери, которые понес прежде во время похода, когда суровая зимовка унесла не только многих из его бойцов, но и их животных121. И без того не только кочевники, но и их табуны большую часть времени голодали. Перед решающими военными походами позволяли часто лошадям отдохнуть, тогда они, как говорится, должны были «наесться досыта». Если допускало время года, можно было с этой целью сжигать засохшие тростниковые заросли и пускать лошадей потравить быстро всходящие побеги .
Убожество тех людей, с которыми монгольские князья воевали в своих битвах, было одной стороной нищеты. Другая, о которой рассказали оба монгола учителю Корана Джамал-ад-дину, была, может быть, еще более удручающей. Беспомощные отсылались верноподданным эмирам; те видели в них массу воинов, которыми они могли свободно распоряжаться, в зависимости от потребности разделять и соединять, передвигать их туда или сюда.
С беспощадной твердостью, даже жестокостью пресекали они каждую попытку бегства, любого отсутствия и любого опоздания. Уже Ата Малик Джу-вейни мог рассказать об этом в своей истории завоевателя мира Чингисхана. Число боеспособных мужчин любого подразделения точно регистрируется; никто не имеет права покинуть «десятку», в которую он включен; никто его не примет где-то в другом месте и не предоставит ему убежища; если кто-нибудь поступает вопреки этому закону, его убивают на виду у всех, а того, кто его укрывал, жестоко наказывают. Никто, будь это далее сын правителя, не приютит незнакомца. Каждый должен остерегаться вступать в конфликт с этим положением Ясы или возражать своему предводителю; никакой третий не станет связываться когда-либо с убежавшим123. Подобное свидетельствует несколькими десятилетиями позже путешественник Ибн Баттута. Он описывает выступление из лагеря и порядок следования, как это обычно происходило во времена ильхана Абу Сайда (прав. 1317-1335). Кто отставал от своего подразделения, должен был в наказание маршировать босиком и приговаривался — невзирая на его чин — к двадцати пяти ударам плетью124.
Тимуру перед одним из его многочисленных походов пришлось недвусмысленно указать на то, что любой, кто останется в стороне от дела, должен поплатиться своей головой125. Но это обращение было направлено, конечно, не к отдельным боеспособным мужчинам, а к их предводителям. Очевидно, речь шла о том, чтобы обязать их быть послушными, каким должен быть каждый кочевник по отношению к своему эмиру. На такое же положение вещей указывает другое сообщение, в котором речь идет о наступлении через Мазендеран на запад. Здесь Тимур берет с каждого тысячника и сотника обещание следовать за ним и не отрываться от своих войсковых единиц; смерть и разграбление их имения должны были быть наказанием за нарушение обещания126. В общем и целом, эта жесткость, кажется, оказывала должное действие. Почти никогда мы не слышим о дезертирстве. Когда во время одного похода в Афганистан зимой 1398 г. представитель рода Киятов ввиду подавляющего превосходства врагов и из-за отсутствия ожидаемой помощи покинул свой пост и бежал, это считалось позором, какой не навлекал на себя никто из Киятов «со времен Чингисхана»127. И арабским историкам, которым все больше и больше приходилось заниматься с конца четырнадцатого века Тимуром и его делами и злодеяниями, было известно, что дезертирство из его войска было редким исключением128, — полная противоположность близким им соединениям мамлюков, у которых предательство, даже во время битвы, не было необычным129.
Князь кочевников или полководец, такой как Тимур, мог, таким образом, всегда использовать большую массу людей, которыми он распоряжался по своему усмотрению. Вначале он мало задумывался об обеспечении этих войск. Только позже, когда Тимур начал планировать обширные дела, которые требовали многолетнего отсутствия в родных областях, принял он меры по подготовке. Все-таки спрашивается, каким образом уже в эти ранние годы деятельности Тимура простая угроза драконовских наказаний удерживала вместе войска и заставляла выдержать самые страшные лишения. Воспоминания о том, что это было уже при глубоко уважаемом Чингисхане, воспринимается, по-видимому, как обязательное; к нему призывались все правители, которые с тех пор властвовали по ту сторону Окса, и марионеточное ханство с одним из Чингисидов существовало как и раньше. Под идеалом, к которому нужно стремиться, понималось, по-видимому, такое непременнное послушание, отдельная, человеческая жизнь ценилась мало по сравнению с этим. Ибн Арабшах, дамасский свидетель, дает нам пример того, что подразумевается под послушанием. Однажды во время долгого похода Тимур увидел одного с трудом тащившегося воина; разозленный его видом, он воскликнул: «Нет ли здесь кого, кто снесет голову тому нытику?» Вскоре после этого один из эмиров положил к его ногам отрубленную голову. Тимур, который, по-видимому, уже забыл об этом случае, на свой вопрос, что представляет собой этот убитый, узнал, что речь идет о том, походку которого он осудил. Тимур якобы выразил удовлетворение тем, что выполняется даже легкий его намек130.
Жестокие наказания и передаваемая из поколения в поколение идеальная картина послушания — вот объяснения, которые выходят на первый план. Намного важнее, пожалуй, тот факт, что воюющие войсковые единицы, которые были подчинены отдельным полководцам, жили вместе. Не было даже столкновений между объединениями боеспособных мужчин, с одной стороны, и семьей или родом, живущим в другом месте, с другой стороны. Оба объединения сливались в одну группу. Деление населения по системе десятков, восходящее к Чингисхану, могло расколоть расширяющиеся родовые союзы; части одного могли быть присоединены к другому, что не в последнюю очередь являлось также следствием войн. Так было и при Тимуре. Он, например, отдал приказ в 1393 г. населению Курдистана: кто сдастся в плен, вступит в «мирный союз» и пойдет с ним, тот сохранит свою жизнь и все имущество; с другими поступят как с врагами131. Таким образом, если «мирные союзы» обязаны своим возникновением или расширением насильственным мероприятиям, все же кажется, что рассудок тоже сыграл свою роль: речь идет о союзах, основой существования которых был не какой-то определенный поход, а сохранение жизни вообще. Еще во промена Тимура многие эмиры имели собственные «мирные» союзы — те люди, которые были преданы им и этим давали возможность своим предводителям делать политику. После битвы с «бандитами», проигранной из-за неожиданно обрушившихся ливней, эмир Хусейн посоветовал перевезти в безопасное место на ту сторону Окса семьи и «мирный союз». В связи с этим же различают сторонников эмира и «мирный союз». Тимур, к тому времени, очевидно, не имевший ни собственного союза, ни достойных упоминания сторонников, оставался поэтому на территории Кеша и стягивал бойцов для двенадцати полков, из которых он семь откомандировал для снятия блокады Самарканда132. Когда Тимур несколько позже порывает с эмиром Хусейном, он посылает Бахрама из рода Джалаиров с двумя другими людьми, пользующимися его доверием, в Ходжент, чтобы они проконтролировали союз Джалаиров133.
В случае Джалаиров союз как род уже давно доказан134; иначе у эмира Хусейна: его дед Казаган — выходец из рода Караунас, народа, не имеющего места в монгольской генеалогии племен. Но и в этом союзе, возникшем только в период войн на рубеже четырнадцатого столетия, сформировалось чувство принадлежности, сравнимое с чувством принадлежности Джалаиров, которые верят, что у них есть общий предок135.
Прочность и, конечно, также обороноспособность этих союзов не в последнюю очередь повышались благодаря тому, что женщины не только участвовали в военных походах, но и сами воевали. Примеры этого дают источники не только о времени Чингисхана, но также и о более поздних временах. В Багдад Хатун, возлюбленной, а потом жене ильхана Абу Сайда, прославляется не только необычайная красота, намного больше подчеркивается также, что она всегда появлялась в обществе по праздничным поводам с мечом на поясе 136. В войске Тимура жили много женщин, которые бросались в военный хаос, выступали против мужчин и ожесточенно сражались с оружием в руках. В бою они совершали много такого, что делали герои-мужчины; они наносили удары копьем, сражались с мечом, метали стрелы. «И если одна из них беременна и в пути начинаются у нее родовые схватки, она на некоторое время удаляется от остальных, слезает с лошади и рожает, пеленает новорожденного, снова садится на лошадь и догоняет своих людей. Так в его войске были люди, которые родились в пути, выросли, женились, родили детей, не проживая когда-либо оседло в каком-либо месте137. Ибн Арабшах отмечает эти поразительные для него обстоятельства в своем описании жизни Тимура.
Хотя эти союзы из-за их бродячего образа жизни вряд ли регулярно выполняли обязательные для всех мусульман союза обязанности посещать богослужения в мечети по пятницам, они все же не оставались без религиозной помощи в их бесконечных военных походах. Князья заставляли находящихся у них на содержании знатоков откровений и религиозных обрядов вместе с ними отправляться в поездки; так учитель Корана Джамал-ад-дин попал наконец из Самарканда в Бурсу. Его обоим монгольским собеседникам знаком образ жизни шейха, который давал им советы по вопросам веры и шариата. Ибн Арабшах говорит о богобоязненных мужчинах, посвятивших себя службе создателю, которые отчасти вынуждены добровольно идти с войском по стране, чтобы смягчить беду заступничеством у князей, к которым они имели доступ, и препятствовать некоторым жестоким случаям произвола138.
Наряду с природными связями, которые кое-кого удерживали в своем «союзе мира», были другие формы связей. Князья и важные сановники имели в своем распоряжении дружину, которая состояла из их жен, наложниц, их слуг и детей. По данным Рашид-ад-дина, в его время к княжеской семье принадлежали наряду с челядью около семисот-восьмисот человек139. Когда мы сегодня слышим о том, что Тимур доставил в безопасное место, в Махан, семью и прислугу, мы должны, пожалуй, представить существенно меньшее количество. Но из челяди смог образоваться отряд преданных князю наемников, который еще быстрее приводил себя в боевую готовность, чем «союз мира». Взаимодействием кочевников и явно многочисленного личного эскорта обеспечивалось возвышение рода Казагана140. Тимур тоже попытался создать для себя дружину. Мы уже узнали, что в боях, в которые он был втянут зимой 1362-1363 гг., его маленький отряд был почти весь уничтожен, а его жена тоже оказалась в большой опасности. Так как из-за внутренней разобщенности улуса Чагатая самые различные банды совершали повсюду набеги и большей частью было совсем не просто установить, друг перед тобой или враг141, находилось, конечно, достаточно возможностей завербовать мужчин для пополнения эскорта.
Тимур сам долгое время служил таким сопровождающим, а его господином был эмир Хусейн. Хотя источники стараются затемнить обстоятельства этого дела, но часто их можно прочитать между строк. Только Ибн Арабшах, который писал свое произведение в 1436 году в Дамаске142, куда он вернулся за четырнадцать лет до этого из Мавераннахра 143, говорил напрямик. Для него Тимур был необразованный кочевник, который в своей юности в одной из многих разбойничьих банд наводил смуту в стране. Однажды управляющий конного завода султана, эмира Хусейна, обратил внимание на молодого человека, который умел блеснуть обширными гиппологическими знаниями. Позже Тимур возвысился до управляющего конным заводом и породнился с Хусейном. Ибн Арабшах знает, однако, и другие рассказы о происхождении Тимура. Его отец был сотником или визирем названного султана144. Что является правдой, очевидно, остается нераскрытым; о первой половине жизни Тимура у Ибн Арабшаха мало точных сведений, так что и здесь речь может идти о слухах. Очевидными являются отношения, которые были между эмиром Хусейном и Тимуром во время пребывания в Махане. Тимур принес в дар эмиру Хусейну предложенных ему лошадей; такой дар делается персоне более высокого ранга, что подтверждают источники145. Когда Тимур выздоровел после ранения и смог из окрестностей Кандагара выступить на запад, где эмир Хусейн стягивал войска, он подробно информировал того о своих следующих шагах146. Немного позже Тимур должен был, как это уже бывало, когда он предпринимал что-либо вместе с эмиром Хусейном, возглавить опасный авангард147. По обычаю, о котором свидетельствует Ата Малик Джувейни, в авангард посылали по возможности людей, которые на основании какого-то промаха и без того должны были поплатиться жизнью . Командование такими войсками, которые должны были выполнять чрезвычайно рискованные задачи, не было делом князя, но требовало, конечно, очень надежного сопровождающего. В то же время это считалось задачей того, кто мог проявить себя, даже если это был сын князя. После того как эмир Хусейн достиг первых успехов, он двинулся на Бадахшан. Вечером в палаточном городке эмир Хусейн соизволил пригласить к себе «господина счастливых обстоятельств», хотя тот уже надел для сна легкую одежду и, устав от сапог сподвижничества, освободил от них свои благословенные ноги». Отношение сопровождающего Тимура к эмиру Хусейну подверглось жесткой проверке, когда князь взыскивал деньги, которые ему нужны были для своих планов породниться с правителем Хорезма. «Я хочу достать деньги, но не поручу это тебе, так как если сопровождающий покидает своего хозяина, враги становятся отважными, выжидают и облекают ложь в одежды правды»149. Почему Тимур должен был так часто рисковать своей жизнью, прежде чем он после победы над своим прежним патроном эмиром Хусейном смог поручать другим подобного рода дела, историки, оглядываясь назад, объясняют так: «Поскольку на поле боя в господстве и руководстве господину счастливых обстоятельств было предопределено превосходство», он, не колеблясь, всегда брал на себя авнгард150. Правда, когда предстояла решающая битва с эмиром Хусейном и Тимур уже сам как князь отдавал распоряжения, он назначил Саид-ад-дина, одного из своих самых преданных сподвижников, предводителем своего авангарда151.
Эскорт наряду с родственниками играл несомненно самую важную связующую роль в том обществе кочевников. Какие обязанности вменялись сопровождающему, нельзя четко выяснить из источников. Во всяком случае связи такого рода, когда на происхождение не обращали внимания, могли быть прекращены. Как подтверждает поведение Тимура, они часто разрывались и, если представлялся случай, заново завязывались. Чтобы сделать их продолжительными, видимо, не знали другого средства, как породниться со своим сопровождающим. Очевидно, считалось нарушением хороших обычаев вести войну против своего князя, с которым породнился. Эмир Хусейн дал Тимуру свою сестру Улджей Туркен Аджу152 , и он, должно быть, позже догадывался, что ее смерть облегчит Тимуру окончательный разрыв с ним. Впрочем, Ибн Арабшах сообщает, что Улджей Туркен Аджа умерла вовсе не естественной смертью, а убита Тимуром во гневе; она бранила его за происхождение. Это убийство было поводом для воины с эмиром Хусейном 153.
Третий вид связей, которые в последнее время были эффективными, это братание154. Однако оно носит очень личный характер и в отдельных случаях переживает смену фронта одного из партнеров. После того как Тимур смелым нападением завладел крепостью Карши, расширил свое влияние до Бухары и правители Герата установили с ним связь, он должен был снова отправляться на войну с враждебными эмирами, и среди них двое, с которыми он был дружен. Когда он узнал об их смерти, то распорядился, чтобы трупы перевезли в Самарканд, где за них нужно было помолиться155. Братом Тимура считался эмир Хаджи Барлас156, на стороне которого выступил Тимур, когда тот попал в беду; Хаджи Барлас был убит после второго наступления Тоглук-Тимура на юг улуса Чагатая, когда он в Джу-вейне в Хорасане искал убежища. Позднее Тимур отдал эту область наследникам как ленное поместье157. Конечно, здесь нужно также учитывать, что Тимур и Хаджи Барлас принадлежали к одному роду, роду Барлас, так что в игре могли быть и другие обстоятельства.
Далеко отошли от этого сплетения появившихся и подаренных связей, которыми была опутана большая масса тюркского и монгольского населения, только Чингисиды. С презрением смотрели они на «верноподданных»158. Ильхан Газам жаловался, что в его время в Иране дистанция между равными ему и этими «верноподданными» начинает исчезать; созданная Чингисханом Яса находится в состоянии заката159. Для мавераннахрцев, а также для Тимура Чингисиды были все еще достойны почитания, они имели право, как и раньше, рассчитывать на преданность. Тоглук-Тимур появился во время его наступления на юг улуса Чагатая как один из Чингисидов, который с полным правом претендовал на наследство своего отца. Некоторые из эмиров Мавераннахра сразу подчинились ему, другие несколько помедлив. Конечно, было бы неправильно искать причину этой линии поведения эмиров только в их оппортунизме. Тимур мотивировал измену Тоглук-Тимуру именно тем, что власть по приказу неба доверена издавна Чингисидам; ввиду божественного постановления верноподданному запрещается любая строптивость. В начале второго похода Тоглук-Тимур посоветовал Хаджи Барласу не отказывать законному правителю160 несмотря на то, что опыт, связанный с режимом, введенным в Самарканде, не был многообещающим. Конечно, привязанность к одному из Чингисидов, который снова энергично пытался получить свое наследство, не была такой уж стойкой, чтобы эмиры кйкного Чагатая приняли реальное лишение их власти. Скорее их корыстолюбие в конце концов сорвало объединение обеих частей улуса; на юге уже такой «верноподданный», как Казаган, или эмир Хусейн или как раз какой-нибудь Тимур, мог захватить и удерживать власть. На севере, напротив, в это время считалось немыслимым, чтобы «верноподданный» отдавал приказы, пока Чингисид сидел на троне161. Марионеточное ханство там не было обычным делом.
Родство и эскорт и — в исчезающей мере — благоговение перед Чингисидами,избранниками бога,- это были для князей Мавераннахра идеальные данности, с которыми они узаконивали власть в отрядах кочевников и на которые настраивалась игра в подъем и падение162. Требования, которые для каждого вытекали из признания этих данностей, могли быть необычайно противоречивы: родство и братство с Хаджи-бек Барласом противостояли честолюбивым целям Тимура, что стало очевидным, как только он потребовал от Тоглук-Тимура передать в его собственность землю, которая принадлежала области того самого Хаджи-бека. Долгом верноподданного оказывать послушание Чингисидам можно было оправдать такое предательство. Когда Хаджи-бек нашел смерть на чужбине, казалось, Тимур достиг своей цели; теперь, правда, в любой момент он мог ожидать коварного покушения на его жизнь — именно потому, что он был дальний родственник эмира рода Барласов. Чингисиды, которые правили «по приказу неба», претендовали на неограниченное господство, но сами не брали на себя никаких обязательств в отношении «верноподданных». Так, подчинение простому человеку, а также эмиру не гарантирует безопасности жизни163. Хитрость, пронырливость становятся поэтому величайшей добродетелью, предательство — необходимым средством в борьбе за выживание. Постоянство и надежность не могут процветать; почти каждая политическая акция попадает под подозрение оппортунизма.
Это подходит также и для объединения с эмиром Хусейном, к которому стремился Тимур, когда союз с Хаджи-бек Барласом, основой которого были родственные связи, потерял силу из-за смерти Хаджи-бека, и подчинение хану им было вознаграждено титулом хозяина Коша, но это подвергло его жизнь чрезвычайной опасности. Но как же мог Тимур согласовать теперь обязанности сопровождающего, которые он взял на себя но отношению к эмиру Хусейну, с повиновением верноподданного, которое он должен был, как полагалось, оказывать Чингисидам как и раньше? Слишком тесно и разнообразными способами были втянуты князья, великие и маленькие эмиры в наслоенные друг на друга связи тех трех типов родства, повиновения, верноподданничества, и у каждого в отдельности любая связь, которую он признавал для себя или которую он вновь принял на себя, имела свою запутанную — подлинную или выдуманную — предысторию. Без основательной причины не положено было начинать войну — об этом свидетельствует кодекс чести 164, следовать которому чувствовали себя обязанными Тимур и все другие, которые позже описывали свои поступки. Но по положению вещей, вероятно, было нетрудно найти убедительное оправдание для любого возможного нападения, и вряд ли можно определить степень наглости оппортунизма и честно понимаемой верности принципам, которые определяли любое решение.
В этом мире непрерывного, большей частью бесцельно действующего разброда прочные поселения, особенно города, оставались чужеродным телом. Они и их население совсем не были охвачены общественными связями, которые знали эмиры, князья и Чингисиды. И даже если жители городов имели когда-то общие дела со своими мучителями и воевали для их блага, те прежде всего в этом видели достойное порицания притязание на права, которые просто не полагались оседлому населению. Каждое проявление такого рода должно было решительно пресекаться!
После «илистой войны» 1365 года правитель Моголистана осадил Самарканд; Тимур и эмир Хусейн, рассорившиеся друг с другом, почти ничего не сделали для защиты города, а отправились к себе на родину. Как только жителям Самарканда слишком часто стала угрожать опасность пасть жертвой какого-нибудь жадного к добыче войска кочевников, трое смелых решительных мужей взяли судьбу города в свои руки. Один из них, студент, изучавший теологию, заставил дать ему клятву повиноваться: есть же религиозный долг обороняться от неверных, и кто-то должен исполнить этот долг, гели там нет правителя. Были построены оборонительные сооружения и укомплектованы боевые части. Монголы порвались в город и были уничтожены жителями Самарканда, которые находились в засаде готовые к бою. Войско «бандитов», попавшее одновременно в чрезвычайно бедственное положение из-за эпизоотии лошадей, начало отступать165.
Тимур и Хусейн должны были бы радоваться такому обороту дела. Но он дал им скорее повод к беспокойству. Весной 1366 года оба отправились в Самарканд. Для них те защитники были людьми, которые в городе вознеслись до властителей и этим посягнули на исконные права эмиров и султанов. Когда Хусейн и Тимур подошли к Самарканду, они приказали сообщить предводителям о своей готовности встретить и принять их перед воротами города для визита вежливости. Те, ослепленные льстивыми речами эмиров, являются в условленное место. И с ними, действительно, ничего не случается. Наоборот. С ними обращаются в высшей степени предупредительно. На следующий день их снова приглашают, они являются, приносят еще больше подарков, чем раньше. Это удо