Вопрос 4. Собрание (сход) граждан
Осуществление местного самоуправления через собрания (сходы) предусмотрено статьей 29 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации”.
В названном федеральном законе установлено, что на собраниях могут решаться вопросы местного значения, что может быть предусмотрена возможность осуществления собраниями (сходами) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления, при этом пределы компетенции собрания (схода) подлежат определению в уставе муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
По общему правилу сход созывается группой избирателей (не менее 10 человек) или главой муниципального образования[131]. Однако для определения структуры местного самоуправления требуется инициатива группы избирателей (не менее 3% от общего числа избирателей) по назначению схода: сбор подписей, представление документов в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, обеспечение назначения и проведения схода органами государственной власти субъекта Российской Федерации[132].
Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования[133].
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления[134].
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Таким образом, необходимо сказать, что существуют различные формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. В данной главе были рассмотрены лишь некоторые из существующих форм. Однако следует заострить внимание и на других формах участия населения при решении вопросов местного значения.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МСУ.
Распределение рабочего времени:
1. Вступление – 5 минут.
2.Основная часть – 70 минут.
3.Заключение – 5 минут.
Учебные вопросы:
1. Система органов местного самоуправления: общая характеристика и структура.
2. Общая характеристика представительных органов местного самоуправления.
3. Статус главы муниципального образования и главы местной администрации.
4. Исполнительные органы местного самоуправления: порядок формирования и организация работы.
5. Иные органы местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ.
Конституционное право местного населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ч. 1 ст.131 Конституции РФ), обеспечивает большое разнообразие моделей организации аппарата публичной власти на местах. Данный принцип, общий для всех субъектов РФ, позволяет местному населению сформировать такой аппарат управления муниципальной собственностью, решения различных вопросов местного значения, который будет осуществлять свои полномочия в соответствии с интересами развития территории муниципального образования.
Конституционные нормы и федеральное законодательство о местной организации власти дают необходимые основания для определения структуры местного самоуправления. В узком смысле — это система органов, через которую осуществляется местное самоуправление на данной территории. В широком смысле — это понятие охватывает совокупность всех структурных подразделений местного самоуправления, а также функциональные связи между ними, возникающие в процессе решения вопросов местного значения
В сущности, структура органов местного самоуправления - это система управления, действующая на территории конкретного муниципального образования, не имеющая вертикальной подчиненности. От особенностей ее построения зависит эффективность власти на местах, качество реализации основных функций местного самоуправления. В свете чего изучение вопросов организации системы органов местного самоуправления весьма актуально и необходимо.