Карл маркс (1818-1883)
Выдающийся немецкий философ, социолог, экономист; основоположник учения, впоследствии получившего название «марксизм». Марксизм -сложная мировоззренческая система, включающая философскую, экономическую, социально-политическую составляющие. Все составные части учения сведены воедино в теории общественных формаций. Идеологию Маркс понимал как интеллектуальное орудие, посредством которого господствующие силы общества оправдывают классовое деление и эксплуатацию низших классов. Этому мыслителю принадлежит большое количество сочинений, среди них: «К критике гегелевской философии права. Введение», «Немецкая идеология» (в соавторстве с Ф. Энгельсом), «К критике политической экономии. Предисловие»; «Манифест Коммунистической партии» (в соавторстве с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы», «Капитал» (в 3 т.) и многие другие.
Источники: Философский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 339-340; Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. 1955-1981.
Данному подходу к пониманию соотношения между идеями и явлениями действительности Маркс и Энгельс противопоставили другой, согласно которому идеи, мысли, представления людей есть не что иное, как продукты их реального жизненного процесса, результат осознания людьми объективных условий своего существования и опыта своей практической деятельности. «Сознание, — писали они, — никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни» [5]. Иными словами, согласно Марксу и Энгельсу, идеи не есть некие самостоятельные, развивающиеся из самих себя сущности; они появляются в сознании людей как результат их жизненного опыта и познавательной деятельности.
Исходя из этого положения Маркс и Энгельс идеологии как «ложному сознанию» противопоставляли науку и считали, что только знание, полученное путем исследования доступных наблюдению и опытной проверке явлений, дает более или менее верные представления о мире, месте и роли в нем человека. Наука, считали они, призвана исходить из объективно существующей действительности, из реально действующих людей и стремиться понять, каким образом из их действительного жизненного процесса развиваются также «идеологические отражения и отзвуки [т.е. запечатленные в сознании идеи, понятия и представления. - В.М.] этого жизненного процесса» [6]. Такие же формы сознания, как философия, мораль, право, религия, искусство и т.п., они называли «идеологическими формами», или «видами идеологии», так как их содержание, в отличие от позитивной науки, в значительной мере есть результат оторванных от действительной жизни людей умозрительных построений, и потому оно не свободно от иллюзорных и ложных идей и представлений [7]. Это означает, что Маркс и Энгельс развели науку и идеологию как феномены, различающиеся по своему происхождению, а значит, и по характеру своего содержания.
Существенным моментом в понимании Марксом и Энгельсом идеологии является выдвинутое ими положение о том, что идеология во всех ее проявлениях, включая философию и другие идеологические формы сознания, есть феномен, присущий классово-антагонистическому обществу. Общественное сознание всех веков, отмечали они, несмотря на все разнообразие и все различия, движется в определенных общих формах, а именно в идеологических формах [8]. Это означает, что Маркс и Энгельс положили начало пониманию идеологии как формы сознания, содержание которой обусловлено положением его носителя в системе общественных отношений. Они первыми обратили внимание на то, что положение, занимаемое социальным субъектом в обществе, накладывает отпечаток на его понимание действительности и потому его сознание не свободно от предвзятых идей и представлений.
Тем не менее К. Маркс и Ф. Энгельс связывали идеологию исключительно с идеями правящего в каждом данном обществе класса — идеями, которые освещают социальное неравенство. В их понимании, идеология выступает в качестве инструмента в руках господствующих классов, который они используют для того, чтобы навязывать низшим классам «ложное сознание» и всевозможные иллюзии, мешающие им осознавать свое эксплуатируемое положение. Стало быть, с преодолением социально-классовых противоположностей, считали они, идеологические формы сознания будут исчезать, а их место будет замещаться «положительной наукой о природе и истории» [9]. Иными словами, в бесклассовом обществе сознание людей, как они полагали, явится исключительно результатом научного познания действительности и поэтому оно будет полностью свободно от всякой идеологии, т.е. от иллюзорных и превратных представлений людей об окружающем их мире и о самих себе.
Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс квалифицировали идеологию, понимаемую как совокупность саморазвивающихся и производящих мир идей, в качестве ложного, т.е. не соответствующего действительному положению, сознания. Такому подходу они противопоставили понимание идей как представлений людей, порождаемых их реальным жизненным бытием. Классическая формулировка данного положения содержится в следующих словах К. Маркса: «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [10]. Основанные на данном методологическом принципе представления людей об окружающем их мире, о происхождении и сущности идей принято называть материалистическим пониманием мира. Очевидно, что оно противоположно по своей сути идеалистическому объяснению мира. Разумеется, что те формы сознания, включая и диалектико-материалистическую философию, которые основываются на данном подходе к пониманию происхождения составляющих их содержание идей, представляют собой не непременно ложные и превратные представления; напротив, именно они содержат достаточно верное объяснение существующего мира и положения в нем познающего и действующего субъекта.
Заметим, что, стремясь отмежеваться от идеалистического понимания мира, свою систему воззрений сами К. Маркс и Ф. Энгельс не определяли как идеологию. Они полагали, что между наукой и идеологией всегда можно провести четкую линию — грань между истиной и ложью. К. Маркс, например, свое собственное исследование капитализма считал наукой. Энгельс совокупность содержащихся в их произведениях представлений о будущем бесклассовом обществе - социализме — и закономерностях его утверждения также назвал наукой [11]. Однако это не означает, что их социально-политическое учение не является идеологией в современном смысле этого понятия. Объективно классический марксизм как выражение социально-преобразовательных задач, связываемых с исторической миссией рабочего класса, нес в себе типичные черты идеологического феномена в современном его понимании.