И ее влияние на Казахстан
План:
Положение Казахстана в начале ХХ в. Подъем национально - освободительной борьбы.
Казахская политическая пресса.
Национально – освободительное восстание 1916 г.
В целях широкого использования сырьевых ресурсов Казахстана царизм в конце XIX - начале XX вв. приступил к строительству железнодорожных линий, что способствовало вовлечению Казахстана в новую общероссийскую хозяйственную систему.
1905-1907 гг. – 1 русская революция, также на территории Казахстана. Основная причина - аграрная политика царизма. В результате колониальной аграрной политики царизма в 1853-1905 гг. у казахов было отобрано 4 млн. десятин земли. В 1904 г. было образовано Переселенческое управление, ведавшее всеми делами по переселению крестьян из центра России на окраины. Переселенческий земельный фонд создавался путем насильственного изъятия главным образом уже освоенных казахами земель, имевших оросительные системы, лесонасаждения, постройки. Результатом переселенческой политики царизма было массовое обезземеливание и разорение трудящихся масс казахов, усиление колониального гнета.
В 1906-1907 гг. эта цифра достигла 17 млн. десятин. Выступление казахских шаруа в годы революции 1905-1907 гг. было проявлением протеста против массового изъятия земель.
В Казахстане началась революционная деятельность таких известных личностей, как М.Фрунзе и В.Куйбышев. Один из первых марксистских кружков в Казахстане был образован в 1902 г. в городе Оренбурге.
В годы Первой русской революции (1905-1907 гг.) самым крупным интернациональным выступлением рабочих в Казахстане была забастовка на Успенском руднике.
Подъем национально-освободительной борьбы. Казахский съезд, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Кояндинской ярмарке близ г. Каркаралы, принял петицию. Содержание этой петиции наиболее полно отражало насущные проблемы казахского общества начала ХХ века: вопросы организации выборов, решения земельного вопроса, урегулирования проблем в области религии, судоустройства, образования и так далее:
Предложения по реорганизации выборной системы.
В петиции предлагалось на должности волостных управителей, аульных старшин и писарей назначать исключительно грамотных казахов. При вступлении на свои должности они должны были давать присягу во избежание злоупотреблений. Вместо крестьянских начальников предлагалось введение должностей мировых посредников. По мнению авторов петиции, на эту работу должны были назначаться казахи с достаточным уровнем образования. С целью искоренения борьбы различных группировок при выборах на должности местной администрации также предлагались некоторые меры.
Ø Во-первых, предлагалось заменить выборных, которые отличались чрезмерной необъективностью и заинтересованностью в выборе того или иного кандидата.
Ø Во-вторых, выбывших выборных следовало заменить выборными из других волостей уезда.
Ø В-третьих, было выдвинуто предложение о недопуске к новым выборам тех из них, кто уже отрицательно проявил себя в этой должности.
Ø Предлагалось и обязательное участие представителей от казахов в высшем законодательном органе империи.
Решение религиозных вопросов.
В своем обращении казахи просили министра внутренних дел подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию, как это было до введения административных реформ 1867 — 18б8 годов. Они просили разрешить казахам свободно строить мечети и медресе. Составители петиции просили разрешения на открытие типографий для издания газет и книг, в том числе и религиозных. Содержались и требования свободного совершения хаджа в Мекку, запрета посещения казахских аулов православными миссионерами. Было выдвинуто требование о наложении запрета на переход казахам, не достигшим совершеннолетия, в другую религию. В то же время считался логичным беспрепятственный обратный переход в лоно ислама из других конфессий.
В медресе просили разрешить преподавание арабского, персидского и турецкого языков. В петиции содержались и просьбы о выделении ссуд для ремонта обветшавших или постройки новых мечетей и медресе в Степи. Предлагалось в каждой волости назначить специальных сборщиков, которые должны собирать религиозные налоги. Последние предполагалось использовать для стипендий ученикам из бедных семей.
Образование и казахский язык.
В петиции предлагалось обязательное преподавание в школах азов мусульманства, а только затем обучение «русской грамоте». Составители петиции выступили против обучения христианству в школах.
Казахские представители добивались, чтобы «начальники над киргизским народом знали бы киргизского языка». Одним из прогрессивных пунктов петиции можно отметить требование о необходимости перевода делопроизводства на казахский язык. А следствие должно было осуществляться без переводчика. Все писари, рассыльные и стражники должны быть из числа местного казахского населения.
Суд.
Казахи выражали протест по вопросу административной высылки степняков без суда и следствия. Как известно, генерал-губернатор Степного края получил право высылать казахов по одному только подозрению. Бракоразводные дела предлагалось изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников. При убийстве наряду с законным наказанием просили оставить выплату куна согласно прежним казахским судебным обычаям. При окружном суде должны были обязательно быть присяжные заседатели. Кроме того, обвиняемые обязательно должны иметь защитников. Составители петиции просили, чтобы суд биев подчинялся Министерству юстиции, а не местным властям.