Лекция 1.1. ОБЩАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
ПЛАН ЛЕКЦИЙ
По дисциплине «Общая и политическая социология»
.
Методологические и теоретические основы социологического познания общественной жизни.
1. 1.Общая и политическая социология как наука и учебная дисциплина.
2. История социально-политической мысли.
3. Социально-политическая жизнь общества.
4. Идеология в социально-политической жизни общества.
Социальная жизнь общества.
2.1. Общество. Система регуляцииобщественной жизни. ()
2.2. Социальная стратификация – фактор динамики и стабилизации общества. ()
2.3. Личность как носитель социальной жизни. Социализация личности. Социальное поведение.()
2.4. Духовная жизнь общества.
Политика в системе регуляции общественной жизни.
3.1. Политическая жизнь.
3.2. Политическая власть.
3.3. Политическая система общества.
Социально-политический анализ и прогноз
4.1. Анализ и прогноз социально-политической обстановки.
4.2. Социально-политические технологии. ()
4.3. Политические процессы современности. Модернизация общества.
4.4. Геополитика и национальная безопасность.
Методологические и теоретические основы социологического познания общественной жизни.
Лекция 1.1. ОБЩАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
В качестве основных предтечей современной политологии как науки в литературе выделяют несколько направлений развития человеческого знания.
Исторически первым направлением считается совокупность религиозно-мифологическихпредставлений о сверхъестественном происхождении власти в обществе, ее ритуальной организации, отождествлении природных явлений и символов с субъектами и процессом осуществления власти (VII —II тысячелетия до н.э.). Эти представления складывались в легенды, мифы, сказания ив их форме передавались из поколения в поколение.
Следующее в историческом измерении направление объединяло религиозно-философскиевоззрения (II —I тысячелетия до н.э.), которое по мере изменения общественных отношений, накопления человеческих знаний о природе и социуме распадалось на сугубо теологическиеи философско-этическиетечения.
В рамках последнего, примерно с середины I тысячелетия, начинает складываться направление, названное политической философией,основным предметом внимания которой было государство. Начало философскому учению о государстве (политической философии) положил древнегреческий мыслитель Платон, который в труде "Государство" изложил свои соображения об идеальном государственном правлении, нигде и никогда не существовавшем. Сторонники политической философии не изучали и не обобщали конкретные факты государственной деятельности, а формулировали абстрактные, идеальные постулаты и принципы для оценки реальной действительности. Их интересовало не сущее, т. е. то, что есть, а должное, т.е. то, что «должно быть». Значительно развил и продвинул вперед политическую философию Аристотель. Опираясь на исторические данные и свои наблюдения, он пытался сформулировать принципы, характерные, по его мнению, для политической жизни любого государственного образования. В Древнем Риме философское учение о государстве развивал Цицерон.
Вытесненная в средние века теологией, политическая философия возродилась на исходе Ренессанса. Крупный вклад в развитие политической философии внесли Н. Макиавелли ("Государь", 1532), Ж.. Воден ("Шесть книг о республике", 1577). Их труды знаменовали новый, светский подход к пониманию политических явлений, опиравшийся на аргументы и доводы разума, а не на волю Бога.
Светская линия политической философии получила значительное распространение в XVII в. На основе концепции естественного права выросли довольно разнообразные политические учения. Так, опираясь на теорию естественного права, Т. Гоббс ("Левиафан", 1651) и Дж. Локк ("Два трактата о гражданском правлении", 1689) пришли к совершенно различным выводам относительно того, каким должно быть государство. Идеалом Гоббса была абсолютная монархия, Локка — республиканская форма правления с разделением властей.
XVIII и отчасти XIX вв. характеризовались расцветом политической философии в Западной Европе. Причиной тому стало принятие во многих европейских странах конституций и конституционных актов. Это вызвало потребность в их научном анализе, что в свою очередь способствовало становлению и развитию юридических наук о государстве, о государственном строе и их конституционно-правовом оформлении.Обычно наука государственного (конституционного) права включала разделы, посвященные юридическому учению о государстве. В .это время достаточно активно развиваются философия и теория права, социологическая юриспруденция, правовая психология и отраслевые юридические науки, которые вместе оказывают существенное влияние на формирование политологических взглядов. С учетом неразрывной связи государства и позитивного права, неугасающего влияния естественно-правовых теорий на общественную жизнь юридическую линию формирования политологии как науки можно выделить в самостоятельное направление.
К концу XIX — началу XX в. складывается политическое направление — политическая наука (политология),которая конституируется в монографиях, для ее изучения создаются исследовательские центры, носители политических знаний объединяются в общественные профессиональные организации. Уже в XIX в. в ряде, американских университетов возникли кафедры политических наук. В это же время появляется и социология (Вебер, Парето и др.) В середине XX столетия в учебных планах университетов Франции, Германии и других европейских стран появились новые дисциплины — "политические науки", "политическая социология". В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, а в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО — Международная ассоциация политической науки. В настоящее время политологические исследования ведутся в той или иной степени во всех странах, входящих в ООН.
Современная политология по своей структуре представляет единую науку, объединяющую политическую философию, теорию внутренней и международной политики, теорию политических институтов, систем и процессов, политическую историю, а также политическую социологию, политическую психологию, политическую астрологию, политическую географию, политическую экологию, политическую этику.
По уровням исследования различают теоретическую и прикладную политологию, по объектам изучения выделяют теории институтов, процессов, поведения, в зависимости от целей, методов и средств можно говорить о политической стратегии, политических технологиях.
Современная политология концентрирует и дифференцирует знания о политических явлениях, институтах и процессах в обществе, о взаимодействии людей и их объединений в политическом пространстве и на основе этих знаний формулирует научные категории и рекомендации. Она, как и любая наука, имеет свой предмет исследования, отличающий ее от других научных дисциплин. Политология изучает и систематизирует бесчисленные факты, относящиеся к политической жизни общества при помощи определенных критериев и методов исследования.
Политическая наука обобщает знания о фактах, делает выводы, дает объяснения политическим явлениям, институтам и процессам, устанавливает их глубинные связи и тенденции развития. Если выводы и объяснения предположительны, то они признаются гипотезой; если выводы, обобщения, идеи содержат значительную долю истинности и систематизированы, то речь уже идет о теории; если же в политических явлениях и процессах открываются глубинные, повторяющиеся связи, то это объективные законы. Сила и глубина научного знания заключается в его обобщенности, всесторонности, необходимости и объективной истинности.