Взгляды экономистов Дж. Норта и Э.де Сото
Эрна́ндо де Со́то (исп. Hernando de Soto; 3 июня 1941, Арекипа, Перу) — перуанский экономист и общественный деятель. Известен своими исследованиями теневой экономики и роли стандартизации и формализации прав собственности. Основатель и президент Института свободы и демократии в Лиме. Является одним из самых известных практиков неоинституционального подхода к рыночным реформам.
Главной причиной расцвета теневой экономики де Сото считает бюрократизм. Проведённые его институтом полевые исследования показали, что для регистрации швейной мастерской в Перу необходимо затратить 289 дней и расходы, равные 32 минимальным месячным зарплатам; для получения лицензии на торговлю в уличном киоске нужно 43 дня и 15 зарплат.
Де Сото считает реформу регистрации имущества основой для избавления от меркантилизма (так он называет политарные отношения). Для этого первым шагом может быть устройство полного открытого кадастра, содержащего сведения о собственнике имущества и связанных с этим имуществом правах (ипотеке, аренде, сервитутах). Такой открытый кадастр, описывающий в едином формате недвижимость всей страны, послужит основой для развития индивидуальной частной собственности. Если одновременно с устройством такого кадастра возложить на государство материальную ответственность за правильность сведений в этом кадастре (так называемая система Торренса), то политарным отношениям будет нанесён смертельный удар.
Некоторые из президентов США высоко оценили работу де Сото. Например, Билл Клинтон назвал его «самым великим из ныне живущих экономистов», аДжордж Буш заявил, что «рекомендации де Сото предлагают понятную и привлекательную возможность избежать экономической стагнации».
Работы: «Иной путь» (El otro sendero, 1986, в соавторстве с Э. Жерси и М.Жибеллини); «Загадка капитала: почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всём остальном мире?» (El misterio del capital: ¿Por qué el capitalismo triunfa en occidente y fracasa en el resto del mundo? 2000).
В политической науке особое внимание уделяется проблеме происхождения государства. В зависимости от ее решения определяются природа государства и способы его легитимации. В современной политической науке к этой проблеме обратились представители неоинституционализма. Представители неоинституционализма трактуют происхождение государства с позиций социального конструктивизма. Д.Норт рассматривает правителя как собственника, который торгует защитой и правосудием. В обмен на эти блага правитель обретает верховную власть, которая ограничивается со стороны подданных как возможными издержками выхода и смены правителя, так и уровнем политической конкуренции. К ограничителям власти правителя Норт также относит трансакционные издержки контроля за бюрократией, получения и переработки информации.
Неоинституционалисты рассматривают две полярные модели государства:
Контрактную и эксплуататорскую. С точки зрения контрактной модели государство использует делегированное ему гражданами право на применение насилия в их интересах. Целью такого государства является такое перераспределение прав собственности, которое максимизирует доход общества. Для этого собственность передается в руки тех экономических субъектов, которые могут ею пользоваться наиболее эффективно. Контрактное государство действует в рамках конституционного поля и рыночной экономики. В противовес ему эксплуататорское государство использует монополию на насилие в собственных интересах, т.е. для максимизации собственной прибыли. Интересы правителя ставятся выше интересов общества, а государственный аппарат стремится поставить под свой контроль все сферы общества. Перераспределение собственности и поборы государства приобретают систематический характер.
Современное государство выполняет несколько важнейших функций:
• обеспечения безопасности и правопорядка;
• регулирования социальных отношений и разрешения социальных конфликтов на макроуровне;
• распределения ценностей в обществе;
• защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.
Эти функции исполняются исключительно государством, так как они, во-первых, способствуют достижению коллективных целей и, во-вторых, их реализация отдельными социальными институтами невозможна. Другие же функции, такие как экономическая, социальная, культурная, «делятся» между государством и гражданским обществом. Так, экономическую функцию государство осуществляет, распоряжаясь государственной собственностью и разрабатывая экономическую политику.
В современных государствах власть, как правило, рассредоточена между различными институтами. Это разделение власти осуществляется как на основе территориального распределения компетенции, так и между центральными структурами власти. Различные способы распределения компетенции между центральными и региональными органами власти порождают разные административно-территориальные способы организации государственной власти (формы государственного устройства), в то время как различные способы формирования центральных органов власти и распределения полномочий между ними приводят к возникновению различных форм правления.