Метод принуждения в административном праве и его виды
Административное принуждение как способ воздействия предполагает не только применение дисциплинарных взысканий или административных наказаний, но и располагает разнообразными действиями (мерами) воздействия.
Административное принуждение можно разделить в зависимости от целей применения воздействия на виды, которые иначе называются мерами административного принуждения и делятся на группы. Это
1. административно-предупредительные меры,
2. административно-пресекательные меры,
3. административные наказания,
4. меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Административно-предупредительные меры применяются, когда правонарушение не совершено, но во избежание наступления вредных (опасных) последствий для общества. Указанные меры принуждения применяются к физическим и юридическим лицам в целях предупреждения возможного совершения ими различных правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
В законодательстве определены следующие виды мер административного предупреждения:
1. осуществление надзорных проверок;
2. введение карантина;
3. проверка документов;
4. прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов;
5. административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
6. проведение карантинных мероприятий,
7. установление комендантского часа,
8. принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих,
9. досмотр ручной клади, багажа, транспортных средств, личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и т. д.
Административно-пресекательные меры применяются для пресечения уже совершившихся правонарушений. Их цель — пресечь правонарушение, принять меры к его нераспространению и доставлению правонарушителя в органы власти.
В данном случае речь идет об
Ø административном задержании,
Ø доставлении правонарушителей,
Ø запрещении эксплуатации транспортных средств и отстранении от управления транспортными средствами,
Ø о применении сотрудниками милиции специальных средств, физической силы, огнестрельного оружия и т. д.
Административные наказания являются мерой административной ответственности. Перечень административных наказаний, процедура их наложения и исполнения определены Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Меры процессуального обеспечения направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в следующих целях: пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Законодатель к ним относит:
1. доставление;
2. административное задержание,
3. личный досмотр;
4. досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
5. осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;
6. досмотр транспортного средства;
7. изъятие вещей и документов;
8. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
9. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
10. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
11. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
12. привод.
Таким образом, указанные методы управления, в своей совокупности воздействуя на управляемых, обеспечивают выполнение функций органов исполнительной власти.
Разнообразие методов воздействия, применяемых субъектами исполнительной власти, позволяет достигать целей хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства.
Тема 11 «Контроль за законностью деятельности публичной администрации»
1. Принципы законности
2. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц
1. Законность — это требование строгого, точного, неуклонного соблюдения, исполнения и применения правовых норм, адресованное субъектам права. Сущность законности в государственном управлении состоит в соблюдении Конституции РФ, законов и соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству. Законность в государственном управлении характеризуется общеобязательность законов, единством законности, недопустимостью противопоставления законности и целесообразности, связью с правовой культурой, справедливостью, неотвратимостью ответственности за противоправные действия.
Принципы законности
Название принципа | Сущность принципа |
Принцип верховенства закона | В процессе правотворчества ни один из его субъектов не может издавать нормативно-правовые акты, противоречащие закону; если в процессе реализации права правоприменительный орган сталкивается с ситуацией, когда нормативно-правовой акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение на основе последнего. |
Принцип единства законности | Понимание и применение нормативно-правовых актов на территории всей страны должно быть одинаковым. |
Принцип равенства перед законом | В процессе реализации правовых норм все субъекты права в равной степени должны соблюдать законы и нести юридическую ответственность за их нарушение. |
Принцип недопустимости, подмены законности целесообразностью | Отступление от требований закона по мотивам целесообразности, пользы, выгоды является недопустимым. |
Различают следующие способы обеспечения законностив сфере государственного управления – контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы)(см. последнюю тему по АП).
Различают следующие виды государственного контроля:
− президентский контроль;
− контроль органов законодательной (представительной) власти;
− контроль органов исполнительной власти;
− судебный контроль.
Надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации осуществляет Прокуратура РФ. Законодательно определены формы реагирования прокурора на нарушения законности:
Протест – реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица.
Представление готовится на основе прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий.
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении подлежит рассмотрению и исполнению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок.
Предостережение о недопустимости нарушений закона объявляется прокурором должностным лицам в целях предупреждения нарушений при наличии данных о готовящихся противоправных действиях.