Канлы: социально-экономические и общественно-политические отношения

Канлы — одно из древнейших племен Старшего жуза.Территория государства Канлы занимала обширные пространства: южный Казахстан, включая Ташкентский оазис и бассейны рек Сырдарьи, Жанадарьи, Куандарьи, часть юго-западного Семиречья, и на север от среднего течения Сырдарьи до рек Сарысу, Чу,Талас, до гор Улытау и Каратау. О времени возникновения государства Кангюи, о его границах и другие сведенья имеются в китайских источниках. О государстве Канлы написал в своем труде историк Сыма Цянь. Название племени в письменных источниках звучит по-разному: Канлы, кангар, кангюи, кангхи, канглы, кангар-оглы, кангарлы, кангу,кенгересы,кангют и существует уже с 6 века до н.э. В 3 в. до н.э. на мировой арене появляется государство Кангюев(Канлы). Источники пишут, что государство Кангюев возглавлял великий хан и власть его передавалась по наследству от отца к сыну. Среди известных ханов встречается имена: Найби, Дашби. 2 в. до н.э. возвышение Кангюев.Численность Канлы привышала 600 тысяч человек, или 120 тыс. кибиток. Во главе этого государства стоял род Уын, происходивший из восточно-сакского народа юэчжей. Источники сообщают также, что у Кангюев было две резиденции правителей. Столица государства - город Битянь, которая находилась в близи Тараза(в других мсточниках в среднем течении Сырдарьи). У Канлы был свод письменных законов, по этим законам ворам отрубали руки, у убийцы убивали всех потомков вплоть до 7-го колена. Удобное географическое положение Канлы позволило им контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового Пути, и о развитие здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет 3-4 века до н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежат Кангюям. Большая часть монет Кангюев были отчеканены в городе Тараз. Центром городской культуры Канлы, судя по расположению и размерам, было урочище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху Кангюев. В период наибольшего могущества в государство Канлы входили 5 владений: Сусе, Фуху, Ионе, Чи, Юагань. В 1 в. до н.э. Канлы подчинили аланские племена северо-западного Приаралья, которые во 2 в. до н.э. сошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангюскими племенами Западного Казахстана. Часть аланских(некоторая часть Канлы) племен разгромив скифов ушла в Северное Причерноморье и далее в Европу, дойдя до Испании. 46-36 г. до н.э. Кангюйский правитель поддержал северогуннского шаньюя Чжи-Чжи в борьбе против Уйсуней. Позже возник конфликт между Чжи-Чжи и правителем Канлы. Кангюи вначале были союзниками Китая, но в 85 году помогает восставшему против китайцев правителю Кашгарии. Особенного расцвета страна достигла после захвата Ташкента, Хорезма, Ферганы, Согда. 3-5 века Кангюй утрачивает свою гегемонию в Среднеазиатском междуречье, Приаралье и распадается на ряд независимых владений. В 7 веке в области между Аралом и средней Сыдарьей вновь начинается объединение Кангарских (кангюйских) племен. Кенгересы, кангары, хангакиши - это разные названия одного племени Кангар(Канлы), сохраняющего кангюйскую этнонимическую традицию. Столицей этих Кангар был - Отрар. С 8 века началась борьба Кангарских племен с Огузами, которые пришли из Семиречья. Часть Кангар начинает продвижение на Запад, перейдя Урал они начинают объединение родов, подчинявшихся Хазарскому каганату. Русские летописцы называли этих Кангар печенегами. Хазарские Кангары обитали в районе Дона и Кубани, в степях Северного Кавказа, Тюрские кангары- возле Волги и в Западном Казахстане. Этими объединениями руководили ханы: Коркут, Кайлы, Байща. Со временем в связи с постоянными набегами Кыпчакского ханства государство Кангаров распалось. Часть из них вместе с ханом Кегеном, опасаясь Кыпчаков, вынуждена была покинуть родные места и переселится на территорию Византии. Канлы были основным племенем, составившим основу формирования Казахского народа. В Старшем Жузе Канлы и Уйсуней были родственными племенами, но они враждовали между собой. От сына Тобея - Бахтияра - берет начало Великий род Канлы. От сына Канлы - Канкожека родился Келдыбек, а от его первой рыжей жены - Сары Канлы, а от второй жены берет начало Кара Канлы. На берегах Сырдарьи от Сары Канлы и Кара Канлы родились шесть сыновей среди них есть основатель подрода Канлы - Кызыл Канлы, которые были главнейшим подродом среди Канлы. Канлы с берегов Сырдарьи считают себя более древними потомками Канлы, чем Канлы из Жетысу. Ремесленники из Канлы были искусными мастерами, их посуда отличалась особым изяществом. По данным китайских источников, Канлы отличались музыкальностью, любовью к танцам. У них были двухструнные и пятиструнные музыкальные инструменты, барабаны, тростниковые дудочки и др. Благодаря рукописям «Из истории княжества Суй» мы узнаем, что царь Жу на свадьбу приглашал музыкантов и танцоров из Канлы. Великий поэт Бай Жуй в своей песне написал: “Девушка танцовщица изогнулась, посмотрела вправо, влево.. Прибьла танцовщица из Канлы… ”. В 6 веке у канлы были четырехколесные арбы. В 10 веке из среды канлы выдвинулся некто Сельджук, основатель знаменитой Сельджукской династии, повелевавшей во второй половине 12-го и первой половине 13 веков от верховьев Сыр-Дарьи до Малой Азии. В начале II века отделение этого племени, называемое Каи-канлы переселилось в Армению; из этого отделения в 13 веке образовывается ядро будущей Оттоманской Империи. В 12 веке канлы упоминается на берегах р. Чу, когда тюркский хан обратился к каракитайцам за помощью против канлы и карлык. Главную массу тюрок, наводнивщих в 10 веке Мавереннахр, составляли канлы: мать Хорезмшаха Туркен-Хатун происходила из канлы. Его племянник Гаир-хан, начальник крепости Отрар, был по мнеию некоторых виновником нашествия Чингисхана. Главные силы Хорезмшаха против Чингисхана состояли из канлы. Плано-де Карпини и Рубрук проезжавшие по владениям канлы в середине 13 века, помещают их кочевья в низовьях Сыр-Дарьи и Каракумов, а из описания походов Тимура узнаем, что они в конце 14 века жили между Сыр-Дарьей и Таласом, составляя часть улуса Джочы.В начале XIII в. канглы играют важную политическую роль при дворе хорезмшахов. В начале 17 века канлами и катаганами, проживавщими в Ташкентском уезде управлял удельный киргизский хан Турсун.В 1629 году Есымхан Храбрый убил Турсуна и разорил подвластных ему канлы и катаганов; большая часть последних бежала за Сыр-Дарью на запад, а оставшиеся под именем чанышклы присоединились к канлы.Канлы (канглы) - означает "арба", т. е. те, кто пользуется арбой.Известный восточный хронист Рашид-ад-Дин сообщая нам о канглы, приводит интересную легенду о происхождении этого названия от слова телега (канг), производством которых славились мастера этого племени. Об этом позже пишет и Абулгази в своей «Родословной Туркмен». Но в тоже время существует еще одна версия происхождения названия "канлы", на тюркском "кан" - это кровь, соответственно "канлы" - это кровавый. Люди из рода Канлы всегда отличались во многих битвах, и они были беспощадны к врагам, отсюда и название. Прежнее название "енли" - выходцы из ветви уйгур, они были сильным и знатным родом. Османские турки в Стамбуле тоже потомки канлы. Род Канлы до сих пор встречается также среди других тюркских народов.Племя канглы вошло и в состав целого ряда других племен и народов (ногайцев, узбеков, киргизов, каракалпаков, башкир,татар), сохранив свое этническое наименование. Начиная с первой четверти XVIII племя канглы начинает фигурировать в русских письменных источниках. М. Тевкелев в своих списках казахских важнейших родов называет их канглы-уйсун, где уйсун — собирательное обозначение племен всего Старшего жуза. Согласно документов колониальной администрации канглы (сары-канлы, кара-канлы, кызыл-канлы, бадрак-канлы, капсан-канлы) на рубеже XIX-XX в. проживали двумя компактными группами: в долине р. Или, на Алтын-Эмельской возвышенности, в верховьях р. Сыр-Дарьи и в Ташкентской области. По данным сельскохозяйственной переписи 1897 г. канглы и шанышклы насчитывалось 78 тыс. человек, из них около 20 тыс. чел. приходилось на илийские и сыр-дарьинские группы.Таким образом род Канлы был Величайшим родом, который стал основой формирования казахов. Потомки Канлы могут гордится тем, что они родились в столь знатном и известном роде.

Наши рекомендации