Типы политических систем

Исторические типы политических систем обусловлены историческими типами государств.

Существуют различные подходы к классификации политических систем общества. Наибольший интерес с точки зрения теории государства и права представляет их классификация на основе тех производственных отношений, которые сложились в конкретном обществе. Исходя из вышеназванного критерия, можно выделить в самом общем виде три типа политических систем общества:

- командная;

- соревновательная (либеральная);

- конвергенционная (интегративная).

Командная политическая система отражает производственные отношения, основанные на общественной (государственной) или олигархической собственности на средства производства. При этом результаты труда членов общества распределяются особым слоем общества – чиновниками или крупными собственниками. Такая система позволяет лицам, допущенным к распределению общественных благ, становиться фактическими собственниками средств производства и произведенного продукта. Однако, их благосостояние фактически зависит от места в системе распределения, т. е. в пирамиде государственных органов. Они продолжают пользоваться плодами общественного труда, до тех пор, пока находятся в этой системе. С потерей должности они теряют влияние, а, следовательно, и возможности для поддержания высокого уровня благосостояния. Такие системы характерны для стран «восточного типа» и бывших так называемых «стран реального социализма». Эта политическая система характеризуется гиперболизацией роли государственного аппарата, который из средства государственного управления превращается в его цель. Наиболее ярко подобная система проявилась в современной России.

При этом все другие элементы политической системы становятся зависимыми от государства, вынуждены выступать проводниками государственной политики. Политические нормы и политические отношения, при этом, выступают в качестве производных от политики правящей социальной группы, в качестве которой выступают олигархи, чиновники или партийно-бюрократический аппарат. А такие элементы как политическое сознание и политическая культура в зависимости от уровня образования граждан могут находится либо в зависимом положении, либо вступать в противоречие с другими её элементами, что подрывает стабильность в обществе и приводит к социальным потрясениям.

Соревновательная политическая система основывается на отношениях, характерных для свободного рынка. Она выражает интересы господствующей в обществе социальной группы. Такая система в определенной мере характеризуется большей устойчивостью и эффективностью, чем командная. Но положение индивида в ней определяется его отношением к средствам производства. Государство, обеспечивая свободу имущих классов присваивать труд наемных работников, также стремиться подчинить своему влиянию другие элементы политической системы. При этом используются как прямое насилие, так и экономические методы воздействия. Социальное расслоение в обществе, основанное на имущественном неравенстве и подкрепленное политическим неравенством, может достичь критического состояния и привести к социальному взрыву. Абсолютная либерализация экономических и политических отношений по существу возвращает человечество в условия первобытного стада, когда сильный съедал слабого. Цивилизованное общество не может допускать такого «естественного» отбора.

Конвергенционные (интегративные) политические системы характерны для постиндустриальных цивилизованных обществ. Они сложились в развитых демократических странах в конце XX в.

Политические системы в этих странах основываются на высокой степени согласованности между их различными элементами. Государство выступает здесь как регулятор социально-ориентированной рыночной экономики, как гарант обеспечения прав, свобод и законных интересов всех членов общества. Оно стремится стать подлинно правовым, обеспечивает равные условия представителям различных социальных групп, функционирует наряду с институтами гражданского общества. При этом государство не руководит обществом, а служит ему, становясь его инструментом в регулировании общественных отношений.

Такая система также не избавлена от определенных противоречий между различными индивидами и социальными группами. Но эти противоречия разрешаются на основе юридического равенства всех субъектов в цивилизованных государственно-правовых формах. Процесс разрешения этих противоречий обеспечивает поступательное развитие общества, служит гарантией недопущения застойных явлений.

Основные направления развития политической системы:

- совершенствование законодательства, регламентирующего процесс создания и деятельности основных элементов политической системы;

- повышение политической культуры населения;

- расширение демократических прав и свобод граждан;

- расширение социальной базы политических партий и общественных объединений;

- законность в деятельности элементов политической системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что политические системы формируются, развиваются и эволюционируют под воздействием многих объективных и субъективных факторов. Они могут обладать различными особенностями в зависимости от конкретных условий, исторических традиций, национальной психологии и других факторов.

Наши рекомендации