ВОПРОС 5. Иные органы местного самоуправления
Руководствуясь Законом 1995 г., предусмотревшим возможностью создания иных (кроме, представительных) органов местного самоуправления, многие крупные муниципальные образования учредили ревизионные комиссии, счетные палаты с целью осуществления контрольных функций за законностью и качеством местных бюджетов. В наличии такого органа остро нуждалась представительная власть. Именно ей нужна была профессионально подготовительная структура, способная взять под контроль финансы муниципального образования. Специалистам администрации в лице сотрудников финансово-бюджетного управления следовало противопоставить не менее подготовленных работников контрольно-счетных органов. Только в этом случае разговор о муниципальном бюджете представительные и исполнительные органы местного самоуправления могли вести, что называется, на равных. Закон 2003 г. признал уже действующие на практике органы специального финансового контроля и распространил опыт их функционирования на другие самоуправляющиеся единицы.
Контрольные органы могут избираться на муниципальных выборах. Но это дорогостоящий вариант, имеющий к тому же много неясностей. Совершенно определенно, что избирательное законодательство в его полном объеме к таким выборам не применимо. Вот почему этот вариант формирования контрольного органа не найдет последователей. Хотя в этом случае контрольно-ревизионный орган становится в наибольшей степени самостоятельной структурой в системе местного самоуправления.[144]
Другой способ предполагает, что контрольный орган формируется думой. Это менее затратно, более оперативно, а главное эффективно, поскольку представительная власть получает рычаги влияния на новую структуру. 'Известны случаи, когда контрольно-ревизионные органы, формируемые думой, становились ее структурной частью.
БК РФ в п. 2 ст. 265 подтверждает право представительных органов местного самоуправления на создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов. Согласно ст. 153 БК РФ представительные органы местного самоуправления формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы. Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает, что в структуру органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования может входить и контрольный орган. Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования».
При разработке проекта положения или иного нормативного правового акта о контрольном органе муниципального образования необходимо определить прежде всего задачи и функции создаваемого органа и его полномочия. Важнейший вопрос при создании контрольного органа — наличие и подбор квалифицированных и честных кандидатов на должности руководителей и сотрудников данного органа. Необходимо, чтобы кандидаты на данные должности имели высшее образование и опыт профессиональной работы в области муниципального или государственного управления, контроля, экономики, финансов, пользовались заслуженным авторитетом у депутатов представительного органа и общества.[145]
В зависимости от специфики муниципального образования могут создаваться конкретные направления контроля. Чаще всего в структуре контрольных органов представлены следующие направления:
а) контроль за доходами местного бюджета (иногда его разделяют на контроль за налоговыми доходами, контроль за неналоговыми доходами, включая контроль за доходами от управления и распоряжения муниципальной собственностью);
б) контроль за расходами бюджета (расходы в социальной сфере, промышленности, строительстве; сельском хозяйстве, сфере межбюджетных отношений и др.);
в) контроль за бюджетным процессом.
Практика функционирования контрольных органов в муниципальных образованиях еще только складывается.
ТЕМА 8. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Распределение рабочего времени:
1. Вступление – 5 минут.
2.Основная часть – 70 минут.
3.Заключение – 5 минут.
Учебные вопросы:
1. Понятие предметов ведения и полномочий местного самоуправления.
2. Характеристика основных полномочий местного самоуправления
Введение
Согласно ст. 130 Конституции РФ решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления. К таким вопросам, в частности, относится управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; осуществление охраны общественного порядка.
Статья 2 Закона о принципах организации мсу определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Вопросы местного значения можно условно разделить на три группы:
1) по обеспечению условий жизни каждого из жителей (здравоохранение, образование, социальное и бытовое обслуживание, снабжение жилищ водой, энергоносителями и т.д.);
2) по обеспечению условий жизни населения в целом (охрана общественного порядка, информационные службы, благоустройство и озеленение, транспортное обслуживание и т.д.);
3) по обеспечению осуществления населением муниципального образования прав собственника в отношении муниципальной собственности.
Зафиксировав различные виды муниципальных образований, Закон о принципах организации мсу закрепляет и различный перечень вопросов местного значения, относящийся к компетенции каждого из них. Во многом перечень вопросов совпадает, но имеются и различия, обусловленные объективными причинами - размер территории, численность населения и т.п