Общие сведения о таможенном декларировании
Таможенное декларирование - это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранной таможенной процедуры или специальной таможенной процедуры.
Таможенному декларированию подлежат товары:
o перемещаемые через таможенную границу;
o при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);
o являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
o являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
o являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;
o незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.
Декларация на товары подается в электронной форме. Правительство РФ устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии ТС. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства ТС и иного законодательства государств - членов ТС.
Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта, могут сокращаться решением Комиссии ТС либо законодательством государств - членов ТС, если это предусмотрено решением Комиссии ТС.
Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии ТС.
В качестве декларации на товары могут использоваться транспортные, коммерческие и иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, при декларировании товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1000 евро, в порядке, определенном решением Комиссии ТС, за исключением:
1) подакцизных товаров;
2) товаров, подлежащих лицензированию и (или) квотированию;
3) товаров, которые в соответствии с законодательством РФ освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением предоставления тарифных преференций, а также товаров, ввозимых в адреса дипломатических или приравненных к ним представительств иностранных государств или вывозимых в адреса представительств РФ за рубежом;
4) валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней.
С 1 января 2011 г. вступили в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации, инструкции о порядке их заполнения, классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, а также структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации (решения Комиссии ТС от 20 мая 2010 г. № 257 (в ред. от 26 апреля 2012 г.), от 18 июня 2010 г. № 289 (в ред. от 12 июля 2012 г.), от 18 июня 2010 г. № 287 и др.).
Введение единых форм декларации на товары, транзитной декларации и инструкций о порядке их заполнения, а также единых классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций, форматов и структур электронных копий таможенных деклараций является завершающим этапом формирования единой правовой базы, регулирующей вопросы таможенного декларирования товаров в государствах - членах ТС.
Инструкция представляет собой комплексный документ, который позволяет заполнить декларацию на товары в любом из государств - членов ТС, не обращаясь к национальным подзаконным актам.
Инструкция о порядке заполнения декларации на товары помимо единых правил заполнения граф декларации на товары, обязательных для применения во всех трех странах, предусматривает некоторые особенности заполнения отдельных граф декларации на товары в зависимости от государства - члена ТС, таможенному органу которого декларируется товар.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:
1) заявляемая таможенная процедура;
2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории ТС под таможенным контролем;
4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории ТС под таможенным контролем;
5) сведения о товарах:
o наименование;
o описание;
o классификационный код товаров по ТН ВЭД;
o наименование страны происхождения;
o наименование страны отправления (назначения);
o описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
o количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;
o таможенная стоимость;
o статистическая стоимость;
6) сведения об исчислении таможенных платежей:
o ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
o применение льгот по уплате таможенных платежей;
o суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
o курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена ТС и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с ТК ТС;
7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
8) сведения о соблюдении ограничений;
9) сведения о производителе товаров;
10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;
11) сведения о документах, представляемых в соответствии со ст. 183 ТК ТС;
12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;
13) место и дата составления декларации на товары.
Серьезным изменением в правилах декларирования
товаров для Российской Федерации является то, что с 1 января 2011 г. не используются сброшюрованные в комплекты бланки ТД1 (ТД2) и ТДЗ (ТД4), изготавливаемые типографским способом, которые представляли собой единый документ, используемый как при подаче ГТД, так и при подаче транзитной декларации, и применялись в Российской Федерации с 1 января 2007 г. Будут применяться отдельные формы для декларации на товары и транзитной декларации, которые могут распечатываться на обычном листе формата А4 в необходимом количестве экземпляров, порядок заполнения которых также определен отдельными правовыми актами - решениями Комиссии ТС от 20 мая 2010 г. № 257 (в ред. от 26 апреля 2012 г.) и от 18 июня 2010 г. № 289 (в ред. от 12 июля 2012 г.) соответственно.
Инструкция о порядке заполнения декларации на товары включает в себя нормы, регулирующие особенности заполнения декларации на товары при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, а также при декларировании в одной декларации на товары товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД.
Для Российской Федерации в целом форма и порядок заполнения декларации на товары не претерпели кардинальных изменений. Однако следует обратить внимание на ряд особенностей, которые появились при заполнении декларации на товары, в частности:
o декларация на товары заполняется заглавными буквами;
o в одной декларации на товары возможно заявить сведения не более чем о 999 товарах. Ранее наши национальные правила декларирования не содержали ограничения в количестве товаров, содержащихся в одной товарной партии, которые можно заявить в одной ГТД;
o как и ранее, при декларировании в одной декларации на товары товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода но ТН ВЭД вместо добавочных листов будет использоваться список товаров, оформляемый в трех экземплярах и являющийся неотъемлемой частью декларации на товары; и др.
В целом информационная наполняемость декларации на товары существенно не поменялась. Вместе с тем применительно к некоторым графам имеются существенные различия по их заполнению, в других претерпела изменения структура информации, расположение сведений внутри графы, а порядок заполнения отдельных граф вообще останется неизменным. Например, существенно сокращен перечень сведений, заявляемых в таможенной декларации и используемых для целей валютного контроля, подлежащих согласно действующему порядку указанию в графе 28 ГТД. С 1 января 2011 г. данный перечень ограничен только сведениями о номере паспорта сделки, которые будут указываться в графе 44 таможенной декларации "Дополнительная информация / Представленные документы" и сведениями о характере сделки и особенностях информации под соответствующими номерами.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами.
Транзитная декларация должна содержать следующие сведения:
1) об отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
2) о стране отправления, стране назначения товаров;
3) декларанте;
4) перевозчике;
5) транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
6) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
7) коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД на уровне не менее первых шести знаков;
8) весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
9) количестве грузовых мест;
10) пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
11) документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
12) планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
Если принимаемые в качестве транзитной декларации документы не содержат всех перечисленных сведений, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.
Перечни документов, на основании которых заполнена декларация на товары и которые должны быть представлены в таможенный орган одновременно с декларацией на товары, установлены ст. 183, 240, 252, 265, 294, 299 и 308 ТК ТС. В зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров и лиц соответствующий сокращенный перечень документов устанавливается ст. 232, ч. 3 ст. 248, ч. 4 ст. 269, ст. 279 и 283 Закона о таможенном регулировании.
Таможенный орган не вправе требовать от декларанта представления других сведений. Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, определен непосредственно в ТК ТС, таможенным органам фактически запрещено требовать дополнительные документы при декларировании помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применялись вывозные таможенные пошлины. Исключена возможность национального нормотворчества в данном вопросе.
Транзитная декларация регистрируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенными органами.
Порядок подачи и регистрации транзитной декларации определяется решением Комиссии ТС.
Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица.
Удостоверяется декларация путем проставления печати, если лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.
Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:
а) если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;
б) к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии ТС.
Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства ТС.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они представляются, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты ФТС России, устанавливающие перечни сведений, которые указываются в таможенной декларации, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.