Жорес Иванович Алферов (р.1930)

Родился в Витебске. В 1948 г.окончил среднюю школу №42 г. Минска, в 1953 г. - Ленинградский электротехнический институт. Как один из лучших студентов был принят на работу в ЛФТИ - Ленинградский физико-техниче­ский институт. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную исследованию германиевых и кремниевых силовых выпрямителей, в 1970 г. получил степень доктора физико-математических наук. В 1987 г. становит­ся директором ЛФТИ.

Начиная с 1968 г. разворачивается соревнование между ЛФТИ и рядом американских фирм - кто первым разработает промышленную технологию производства полупроводников на гетероструктурах. Отечественным уче­ным удалось опередить своих конкурентов. Лаборатория Алферова по пра­ву гордится также разработкой и созданием солнечных батарей, успешно примененных на космической станции «Мир». Под руководством Алферова технология конструирования полупроводниковых систем достигла такого уровня, что стало возможным задавать кристаллу любые параметры.

В1972 г. Алферов был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1979 г. - действительным ее членом, в 1990 г. - вице-президентом Российской академии наук и Президентом Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук. Одновременно Алферов - почетный док­тор многих университетов и почетный член многих академий, в 1995 г. из­бирается, как он сам выразился, «иностранным членом Академии моей родной Беларуси».

В 2000 г. Алферову присуждена Нобелевская премия по физике за ба­зовые фундаментальные исследования, составляющие основу современных информационных технологий. В 2001 г. он стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

Жорес Иванович Алферов награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги пе­ред Отечеством» III и II степени, медалями СССР и Российской Федерации. В 2002 г. Указом Президента Республики Беларусь Алферов награжден ор­деном Франциска Скорины. В 2002 г. ему присвоено звание «Почетный гражданин города Минска».

Источники: Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Мінск, 1999. Т. 1. С. 271; Периодическая печать.

Белорусами являются выдающийся ученый в области термо­ядерного синтеза Лев Арцимович, изобретатель многоступен­чатой ракеты Казимир Семенович, основатель гелиобиологии Александр Чижевский, разработчик проекта подводной лодки Казимир Черновский, первооткрыватель электрографии и бес­проволочной передачи электрических сигналов Якуб Наркевич-Иодко, исследователь Восточной Сибири Ян Черский, лет­чик-космонавт, руководитель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина Петр Климук и летчик космонавт Владимир Коваленок. Белорусские корни у летчиков-космонавтов Григория Гречки и Валентины Терешковой. Беларусь дала прославлен­ных спортсменов, которых знают во всем мире - Александр Медведь, Ромуальд Клим, Ольга Корбут, Юлия Нестеренко, Ви­талий Щербо, Оксана Менькова. Белорусами являются также композитор, пианист и художник Наполеон Орда, живописцы Витольд Бялыницкий-Бируля и Михаил Савицкий, и еще мно­гие и многие известные всему миру своими достижениями в различных областях деятельности наши соотечественники.

Пожалуй, самое большое число знаменитых выходцев из Бе­ларуси составляют военачальники. Согласно проведенным ис­следованиям, из белорусских родов происходили пять генерал-фельдмаршалов российской армии — И.В. Гурко, М.Ф. Камен­ский, И.Ф. Паскевич, Г.А. Потемкин, Я.К. Сапега, а также мар­шал Франции Ю. Понятовский. Кроме этого, 12 генералов рос­сийской армии и 6 генералов других стран, среди которых -адъютанаты Вильгельма I, Фридриха III, Вильгельма II и А. Меньшикова, имеют отношение к Беларуси. В гражданскую войну с обеих сторон воевало 12 знаменитых полководцев: И.П. Уборевич, М.Н. Тухачевский, М.Н. Юденич, Н.А. Щорс и др. По неполным подсчетам, периоды Великой Отечественной войны и послевоенный насчитывают 71 генерала и 59 адмира­лов. Из них три стали Маршалами Советского Союза — И.И. Якубовский, В.Д. Соколовский и К.К. Рокоссовский и че­тыре стали маршалами родов войск - маршалы авиации С.А. Красовский и И.И. Пстыго, маршал бронетанковых войск О.А. Лосик, маршал артиллерии В.М. Михалкин, а также 6 ге­нералами армии и 15 генерал-полковниками, три вице-адмира­лами и 7 контрадмиралами.

Нет такого уголка на земле, где бы не трудились выходцы из Беларуси, а некоторые из них приобрели мировую известность или стали национальной гордостью других народов. Это, к при­меру, исследователь Чили и основатель университета в Санть яго Игнат Дамейко; путешественник-географ, член сената, а за тем Президент Гавайской республики (1901) Николай Судзиловский; почетный гражданин Греции, участник войны с Турцией за остров Крит Сигизмунд Минейко. Белорусом является известный химик, президент Бельгийской королевской академии наук, литературы и изящных искусств, лауреат Нобелевской премии Илья Пригожий. В белорусских землях находятся родовые корни польского политического и военного деятеля, героя войны за независимость США, руководителя восстания 1794 года за возрождение Польши Тадеуша Костюшки и поль­ского национального поэта, общественного деятеля и публи­циста Адама Мицкевича, польских писателей Элизы Ожешко, Юзефа Крашевского и др. Нашими соотечественниками явля­ются композитор, создатель польской национальной класси­ческой оперы Станислав Монюшко и основатель польского симфонизма Мечислав Карлович. Предположительно к бе­лорусским этническим землям имеют отношение через сво­их предков польский астроном Николай Коперник, выдаю­щийся немецкий философ Иммануил Кант. Выходцем из бе­лорусских этнических земель является американский писатель-фантаст, профессор биохимии Бостонского университе­та Айзек Азимов.

Трудолюбие как сущностную черту жизнедеятельности белорусов дополняет ряд других позитивных черт их характера. Это — настойчивость в достижении поставленных целей, дело­витость, добросовестность, склонность к порядку, новатор­ский подход и разумная инициатива в любом деле. Белорусы обычно берут на себя ответственность за последствия своих действий, они стремятся довести начатые проекты до их полного завершения. В этнически неоднородных коллективах бело­русы часто являются примером в выполнении обязанностей, их присутствие всегда положительно сказывается на настроении товарищей по общему делу.

Отрадно констатировать, что и сегодня, в условиях станов­ления рыночных отношений, ценностная ориентация боль­шинства белорусов, в том числе молодежи, на добросовестный, созидательный и творческий труд хотя несколько и снизилась, но в целом остается непоколебимой. Социологические иссле­дования свидетельствуют, что 77% опрошенных молодых лю­дей до 30 лет разделяют позицию, согласно которой «только со­держательная, интересная работа заслуживает того, чтобы ею заниматься всю жизнь» [62]. В настоящее время практически все молодые люди нашей страны стремятся получить высшее образование, готовясь тем самым к плодотворной деятельно­сти в условиях формирующегося постиндустриального (ин­формационного) общества.

Ценностная установка на труд, подготовка новых поколе­ний белорусов к созидательной деятельности - один из важ­нейших элементов идеологии белорусского государства. Все это является залогом достижения национально-государствен­ного идеала и цели общественного развития Беларуси — станов­ление сильного и эффективного государства, создание обще­ства постиндустриального типа.

Соборность

Коллективизм и индивидуализм представляют собой две основные формы органи­зации жизнедеятельности людей. Они находятся в оппозиции друг к другу и в то же время одна другую предполагают.

Индивидуализм есть принцип жизнедеятельности, утверж­дающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности. Если данный принцип ле­жит в основе организации сообщества людей, то такое сооб­щество принято называть индивидуалистическим. Как мы уже знаем, принцип индивидуализма находится в основе об­ществ западной цивилизации.

Коллективизм, напротив, есть форма жизнедеятельности людей, основанная на признании приоритета их общего инте­реса. Коллективизм реализуется в процессе совместной дея­тельности, которая предполагает преданность людей общему делу, солидарность, готовность оказывать помощь друг другу в достижении общей цели. Коллективизм явился исторически первой формой жизнедеятельности людей. Он является основ­ной отличительной чертой современных обществ не-западных цивилизаций.

Однако подчеркнем, что обе эти формы жизнедеятельности людей — индивидуализм и коллективизм — сосуществуют и пе­реплетаются друг с другом, одна переходит в другую. Каждый отдельный человек тяготеет либо к одной, либо к другой форме жизнедеятельности, хотя в одних своих жизненных ситуациях он действует как индивидуалист, а в других — как коллективист. Вообще же вне сообщества и вне различных коллективов чело­веческая жизнь невозможна. Именно это имел ввиду Аристо­тель утверждая, что «человек общественное существо и жизнь сообща прирождена ему» [63]. Не существует также как абсо­лютно индивидуалистических, так и абсолютно коллективисти­ческих обществ. Применительно к каждому отдельному сооб­ществу речь может идти о преобладании того или другого нача­ла в организации его жизнедеятельности, но оба они присущи всем обществам без исключения.

Из предыдущего изложения следует, что белорусская общ­ность изначально складывалась и развивалась в лоне славяно­православной, не-западной по своему типу, цивилизации. Это обстоятельство наложило свой отпечаток и на становление ха­рактерной для белорусов формы их жизнедеятельности: в осно­ве организации белорусской общности является признание приоритета общих интересов. Иными словами, коллективизм есть основной принцип жизнедеятельности белорусов. Однако им отнюдь не чуждо и индивидуалистическое начало, призна­ющее автономию личности в ее отношениях с другими людьми и обществом. Умение белорусов синтезировать позитивные до­стижения цивилизаций полярных типов, что отмечалось выше, находит свое проявление и в органическом сочетании коллек­тивистских и индивидуалистических начал в формах их жизне­деятельности. Мы бы сказали так: белорусы генетически тяго­теют к коллективизму, но понимают и ценят значение принци­па индивидуализма как в жизни отдельного человека, так и об­щества в целом. Иными словами, белорусы составляют своеоб­разную индивидуалистическо-коллективистскую общность.

В отечественной традиции общественной мысли эта индивидуалистическо-коллективистская этическая установка выра­жается в понятии соборности. Соборность — это такой тип от­ношений, при котором каждый проявляет озабоченность не только собой, но и другими, ставит свое личное спасение в за­висимость от спасения всех и каждого. Идею соборности не следует путать с примитивным коллективизмом, который ниве­лирует людей, подавляет индивидуальность. Соборность пред­полагает вместо противопоставления человека («Я») и мира («Мы») их согласие с сохранением их свободы и самодостаточ­ности. Именно такой принцип организации своей жизнедея­тельности является органическим, естественным для белору­сов. Он формулировался отечественными мыслителями и пред­лагался ими в качестве идеала самоорганизации общности.

Проследим за генезисом их соответствующей мысли и ее во­площением в их личной жизни.

Очевидно, что Франциск Скорина, которого можно считать духовным отцом белорусской нации, смог сполна реализовать себя и выполнить свое призвание благодаря его личностному обособлению и возможности действовать в соответствии с ин­дивидуальными интересами и устремлениями. Он сначала ста­вит пред собой и реализует задачу овладения современными ему знаниями, а затем предпринимает грандиозный по замыс­лу и исполнению творческий проект — перевод на родной язык и издание на нем большинства книг Библии.

Конечно же, в основе подвига Скорины — личностная авто­номия. В то же время основным мотивом его жизненных по­ступков и устремлений был не собственный эгоизм, а общее благо. В этом убеждает нас прежде всего то, как он ставил и ре­шал одну из важнейших мировоззренческих проблем - вопрос о соотношении индивидуального и общего блага. Как и Арис­тотель, человека он рассматривал как существо общественное, поэтому естественно, что он утверждал приоритет общего доб­ра перед личным. Понятие общего блага в произведениях Скорины выступает под термином «посполитое доброе». Только в обществе, считал он, жизнь человека имеет подлинный смысл, именно поэтому люди должны научиться «вкупе жити». Свое понимание призвания человека он сформулировал в предисло­вии к книге «Эсфирь»: «Не толико бо сами собе народихомся на свет, но более ко службе божией и посполитого доброго» [64]. Общественная жизнь, считал Скорина, требует от челове­ка использования всех своих способностей и дарований в инте­ресах общего добра. «Единому каждому, — писал он, — не хвалитися самому в собе божественными духовными даровании, но яко уды разно имуще в теле деание, вси вкупе собе сути помощни, тако каждый хрестианин, свое имея дарование, к посполитого доброго размножению да уделяеть» [65]. Поскольку Скорина — христианин, то в его концепции рядом с идеей общего добра находится идея любви к каждому человеку, прежде всего человеку «простому, посполитому».

Точно также решают проблему соотношения личного и общественного блага, индивидуалистического и коллекти­вистского принципов деятельности последующие поколе­ния отечественных мыслителей. К примеру, Ян Чечет, известный поэт и один из участников тайного общества фи­ломатов, действовавшего в 1817—1823 гг. в среде студентов Виленского университета, следующим образом выражает свое жизненное кредо: «Шчасце - гэта найвышэйшая мэта ўсіх імкненняў чалавека; шчасце - ва ўнутранай задаволенасці ад сваёй працы, учынкаў і побыту; асабістае шчасце - у шчасці грамадскім; дбаць пра грамадскае дабро - значыць памнажаці і дабро ўласнае. Хто дбае пра грамадскае дабро, інакш кажучы пра шчасце, асвету і славу краю, хто рады прысвяціць яму самога сябе, аддаць яму ўсе здольнасці, сілы і маёмасць - з'яўляецца сапраўдным грамадзянінам» [66]. Как видно, приоритетное значение поэт отводит общему ин­тересу, а личный интерес может быть реализован только при достижении общих целей.

Служению родному народу видели свое творческое призва­ние белорусские поэты, писатели и публицисты конца ХГХ — начала XX в.: братья А. и И. Луцкевичи, Я. Купала, М. Богдано­вич, Я. Колас, А. Пашкевич (Тетка), А. Гарун, К. Буйло и мно­гие другие. К труду на благо своего отечества они призывали молодое поколение белорусов. «Беларуская Моладзь, — писала Алоиза Пашкевич (Тетка), — прыгатуй сваё сэрца, душу і рукі да працы для роднага Народу... Верыцца, што жыцця свайго не змарнуеш, што патрапіш пастаяць за долю свайго пакрыўджанага Народу і працай штодзённай паложыш падваліны пад лепшую, яснейшую яго будучыню» [67].

Белорусские писатели и поэты предвоенного и послевоен­ного периодов: Я. Купала, Я. Колас, К Буйло, а также К Чорный, Т. Гартный, М. Горецкий, М. Лыньков, К. Крапива, П. Глебка, П. Бровка, А. Кулешов, И. Мележ, М. Танк, В. Короткевич, И. Ша-мякин, В. Быков, А. Адамович, Я. Брыль и многие другие в пол­ную меру подтвердили социальную позицию своих предше­ственников. Созданные ими литературные герои, как и сами их творцы, ощущают себя частицами единого целого под названи­ем «белорусский народ» и стремятся внести свой посильный вклад в свершение его чаяний. Персонажи их произведений взяты из самой народной жизни, а некоторые из них автобио­графичны; они воплощают в себе типичные черты националь­ного характера белорусов, как например, Дед Талаш из повести Я. Колоса «Дрыгва» («Трясина») или Лобанович из его же три­логии «На ростанях» («На распутиях»). И сегодня традиция жить заботами своего народа является ведущей в творческих исканиях белорусской интеллигенции.

Важно обратить внимание на то, что соотношение коллек­тивистских и индивидуалистических начал в организации жиз­недеятельности белорусов в различные периоды их истории было неодинаковым.

Так, в XVI — начале XX вв. преобладающим был коллекти­вистский способ жизнедеятельности, формой которого яви­лась знаменитая громада, в русской транскрипции — громада. Этим белорусским словом называлась сельская (соседская) об­щина, которая являлась социально-территориальным объеди­нением жителей деревни. Громада — это демократическое сооб­щество, каждая такая община имела собственные органы управления: сельское собрание, общинный суд («копный суд»), общественные должности. Существование громады вызыва­лось необходимостью регулирования землепользования, орга­низации труда, жизни и быта крестьян. Одновременно громада выполняла функции защиты интересов крестьян перед госу­дарством, землевладельцами (помещиками), соседними общи­нами. Специфической формой коллективных действий членов громады является талака (по-русски толока) — совместный труд родственников, соседей, односельчан при сборе урожая, постройке домов, мостов и других сооружений, копании пру­дов и колодцев, вывозке деревьев из леса и т.п. Громадой бело­русы отмечали календарные земледельческие, традиционные и религиозные праздники.

В XX в., по мере преобразования уклада жизни сельских жи­телей и нарастания процессов урбанизации белорусского обще­ства, значение громады стало снижаться; ее место заняли дру­гие формы деятельности, в которых возрос удельный вес инди­видуалистического начала. В последние полтора десятилетия возрождаются виды деятельности, основанные на частной форме собственности, которые направлены на реализацию ин­дивидуальных потребностей и интересов. Тем не менее, много­вековой коллективистский уклад наложил свой отпечаток и на жизнь современного белорусского города. Белорусы, конечно же, успешно осваивают формы жизнедеятельности, адекват­ные современным общественным реалиям и новейшим техно­логиям, но они и не утратили и коллективистских начал органи­зации своей жизнедеятельности.

В прошлом неодинаковым было соотношение индивидуа­листических и коллективистских начал в организации своей жизнедеятельности среди белорусов, проживавших в различ­ных частях территории страны. Западным белорусам более свойственны индивидуализм, стремление вести свое дело обо­соблено, например, на хуторе; а вот восточные белорусы, наобо­рот, демонстрировали склонность к совместной деятельности, например, в сельской общине. Разумеется, в современных усло­виях эти различия не столь существенны как это было в прош­лом: уклад жизни белорусов на всей территории страны — за. исключением различий в городе и деревне — стал практически одинаковым.

Примечательно, что принцип соборности, или гармонии общего и личного блага, белорусы распространяют и на свои вза­имоотношения с другими общностями. Белорусам, можно ска­зать, органически присуща установка на федерализм или, упот­ребляя более привычный для нас термин, на союзность. На про­тяжении всей своей истории они отдавали предпочтение не идее обособленного государственного существования, а идее сосуществования с родственными общностями в составе феде­рации или, точнее, в рамках союзной государственности. Бело­русская государственность изначально формировалась и разви­валась как союзная государственность. Первой формой реали­зации установки на союзность еще предками белорусов яви­лось их сосуществование с другими восточнославянскими общностями в составе Древнерусского государства, которое мож­но определить как своеобразный союз русских земель-кня­жеств. После распада данного государственного образования белорусские земли оказываются в составе полиэтнического го­сударственного образования — Великого княжества Литовско­го, Русского и Жемайтского. Будучи включенными в состав унитарного по замыслу его создателей государства — Речи Посполитой, белорусы с первых дней его существования стали бо­роться за свою автономию, а затем и за воссоединение с рус­ским государством. В последующем белорусы выступили соуч­редителями Советского Союза, в составе которого они окончательно консолидировались в особую нацию. Ныне белорусы стремятся наполнить реальным содержанием Договор об обра­зовании Союзного государства Беларуси и России, с которым они связывают свое будущее в новых геополитических реалиях.

Принцип соборности в организации жизнедеятельности бе­лорусов становится огромным их преимуществом в условиях формирующегося информационного общества. Исследователи социальных изменений, которыми сопровождается процесс становления такого общества, приходят к выводу, что для свое­го успешного функционирования и развития такое общество предполагает наличие у людей доверия друг к другу, навыков со­гласованных действий, словом — искусства жить в ассоциации автономных индивидов [68]. Информационное общество, от­рицая индивидуализм индустриального общества, возвращает­ся к неотрадиционным, а это значит, к соборным по своей су­ти способам деятельности людей. Базовыми ценностями в та­ком обществе наряду с доверием становятся также свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность. Естественно, что адаптация к таким цен­ностям будет даваться легче тем сообществам, которые на индустриальной стадии своего развития меньше других уш­ли от коллективистских начал организации жизнедеятель­ности, которые включают в себя все вышеперечисленные ценности. Оставаясь по преимуществу коллективистами, бе­лорусы без особых сложностей вступают в постиндустриаль­ную стадию своего развития.

Наши рекомендации