Жорес Иванович Алферов (р.1930)
Родился в Витебске. В 1948 г.окончил среднюю школу №42 г. Минска, в 1953 г. - Ленинградский электротехнический институт. Как один из лучших студентов был принят на работу в ЛФТИ - Ленинградский физико-технический институт. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную исследованию германиевых и кремниевых силовых выпрямителей, в 1970 г. получил степень доктора физико-математических наук. В 1987 г. становится директором ЛФТИ.
Начиная с 1968 г. разворачивается соревнование между ЛФТИ и рядом американских фирм - кто первым разработает промышленную технологию производства полупроводников на гетероструктурах. Отечественным ученым удалось опередить своих конкурентов. Лаборатория Алферова по праву гордится также разработкой и созданием солнечных батарей, успешно примененных на космической станции «Мир». Под руководством Алферова технология конструирования полупроводниковых систем достигла такого уровня, что стало возможным задавать кристаллу любые параметры.
В1972 г. Алферов был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1979 г. - действительным ее членом, в 1990 г. - вице-президентом Российской академии наук и Президентом Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук. Одновременно Алферов - почетный доктор многих университетов и почетный член многих академий, в 1995 г. избирается, как он сам выразился, «иностранным членом Академии моей родной Беларуси».
В 2000 г. Алферову присуждена Нобелевская премия по физике за базовые фундаментальные исследования, составляющие основу современных информационных технологий. В 2001 г. он стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
Жорес Иванович Алферов награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III и II степени, медалями СССР и Российской Федерации. В 2002 г. Указом Президента Республики Беларусь Алферов награжден орденом Франциска Скорины. В 2002 г. ему присвоено звание «Почетный гражданин города Минска».
Источники: Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Мінск, 1999. Т. 1. С. 271; Периодическая печать.
Белорусами являются выдающийся ученый в области термоядерного синтеза Лев Арцимович, изобретатель многоступенчатой ракеты Казимир Семенович, основатель гелиобиологии Александр Чижевский, разработчик проекта подводной лодки Казимир Черновский, первооткрыватель электрографии и беспроволочной передачи электрических сигналов Якуб Наркевич-Иодко, исследователь Восточной Сибири Ян Черский, летчик-космонавт, руководитель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина Петр Климук и летчик космонавт Владимир Коваленок. Белорусские корни у летчиков-космонавтов Григория Гречки и Валентины Терешковой. Беларусь дала прославленных спортсменов, которых знают во всем мире - Александр Медведь, Ромуальд Клим, Ольга Корбут, Юлия Нестеренко, Виталий Щербо, Оксана Менькова. Белорусами являются также композитор, пианист и художник Наполеон Орда, живописцы Витольд Бялыницкий-Бируля и Михаил Савицкий, и еще многие и многие известные всему миру своими достижениями в различных областях деятельности наши соотечественники.
Пожалуй, самое большое число знаменитых выходцев из Беларуси составляют военачальники. Согласно проведенным исследованиям, из белорусских родов происходили пять генерал-фельдмаршалов российской армии — И.В. Гурко, М.Ф. Каменский, И.Ф. Паскевич, Г.А. Потемкин, Я.К. Сапега, а также маршал Франции Ю. Понятовский. Кроме этого, 12 генералов российской армии и 6 генералов других стран, среди которых -адъютанаты Вильгельма I, Фридриха III, Вильгельма II и А. Меньшикова, имеют отношение к Беларуси. В гражданскую войну с обеих сторон воевало 12 знаменитых полководцев: И.П. Уборевич, М.Н. Тухачевский, М.Н. Юденич, Н.А. Щорс и др. По неполным подсчетам, периоды Великой Отечественной войны и послевоенный насчитывают 71 генерала и 59 адмиралов. Из них три стали Маршалами Советского Союза — И.И. Якубовский, В.Д. Соколовский и К.К. Рокоссовский и четыре стали маршалами родов войск - маршалы авиации С.А. Красовский и И.И. Пстыго, маршал бронетанковых войск О.А. Лосик, маршал артиллерии В.М. Михалкин, а также 6 генералами армии и 15 генерал-полковниками, три вице-адмиралами и 7 контрадмиралами.
Нет такого уголка на земле, где бы не трудились выходцы из Беларуси, а некоторые из них приобрели мировую известность или стали национальной гордостью других народов. Это, к примеру, исследователь Чили и основатель университета в Санть яго Игнат Дамейко; путешественник-географ, член сената, а за тем Президент Гавайской республики (1901) Николай Судзиловский; почетный гражданин Греции, участник войны с Турцией за остров Крит Сигизмунд Минейко. Белорусом является известный химик, президент Бельгийской королевской академии наук, литературы и изящных искусств, лауреат Нобелевской премии Илья Пригожий. В белорусских землях находятся родовые корни польского политического и военного деятеля, героя войны за независимость США, руководителя восстания 1794 года за возрождение Польши Тадеуша Костюшки и польского национального поэта, общественного деятеля и публициста Адама Мицкевича, польских писателей Элизы Ожешко, Юзефа Крашевского и др. Нашими соотечественниками являются композитор, создатель польской национальной классической оперы Станислав Монюшко и основатель польского симфонизма Мечислав Карлович. Предположительно к белорусским этническим землям имеют отношение через своих предков польский астроном Николай Коперник, выдающийся немецкий философ Иммануил Кант. Выходцем из белорусских этнических земель является американский писатель-фантаст, профессор биохимии Бостонского университета Айзек Азимов.
Трудолюбие как сущностную черту жизнедеятельности белорусов дополняет ряд других позитивных черт их характера. Это — настойчивость в достижении поставленных целей, деловитость, добросовестность, склонность к порядку, новаторский подход и разумная инициатива в любом деле. Белорусы обычно берут на себя ответственность за последствия своих действий, они стремятся довести начатые проекты до их полного завершения. В этнически неоднородных коллективах белорусы часто являются примером в выполнении обязанностей, их присутствие всегда положительно сказывается на настроении товарищей по общему делу.
Отрадно констатировать, что и сегодня, в условиях становления рыночных отношений, ценностная ориентация большинства белорусов, в том числе молодежи, на добросовестный, созидательный и творческий труд хотя несколько и снизилась, но в целом остается непоколебимой. Социологические исследования свидетельствуют, что 77% опрошенных молодых людей до 30 лет разделяют позицию, согласно которой «только содержательная, интересная работа заслуживает того, чтобы ею заниматься всю жизнь» [62]. В настоящее время практически все молодые люди нашей страны стремятся получить высшее образование, готовясь тем самым к плодотворной деятельности в условиях формирующегося постиндустриального (информационного) общества.
Ценностная установка на труд, подготовка новых поколений белорусов к созидательной деятельности - один из важнейших элементов идеологии белорусского государства. Все это является залогом достижения национально-государственного идеала и цели общественного развития Беларуси — становление сильного и эффективного государства, создание общества постиндустриального типа.
Соборность
Коллективизм и индивидуализм представляют собой две основные формы организации жизнедеятельности людей. Они находятся в оппозиции друг к другу и в то же время одна другую предполагают.
Индивидуализм есть принцип жизнедеятельности, утверждающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности. Если данный принцип лежит в основе организации сообщества людей, то такое сообщество принято называть индивидуалистическим. Как мы уже знаем, принцип индивидуализма находится в основе обществ западной цивилизации.
Коллективизм, напротив, есть форма жизнедеятельности людей, основанная на признании приоритета их общего интереса. Коллективизм реализуется в процессе совместной деятельности, которая предполагает преданность людей общему делу, солидарность, готовность оказывать помощь друг другу в достижении общей цели. Коллективизм явился исторически первой формой жизнедеятельности людей. Он является основной отличительной чертой современных обществ не-западных цивилизаций.
Однако подчеркнем, что обе эти формы жизнедеятельности людей — индивидуализм и коллективизм — сосуществуют и переплетаются друг с другом, одна переходит в другую. Каждый отдельный человек тяготеет либо к одной, либо к другой форме жизнедеятельности, хотя в одних своих жизненных ситуациях он действует как индивидуалист, а в других — как коллективист. Вообще же вне сообщества и вне различных коллективов человеческая жизнь невозможна. Именно это имел ввиду Аристотель утверждая, что «человек общественное существо и жизнь сообща прирождена ему» [63]. Не существует также как абсолютно индивидуалистических, так и абсолютно коллективистических обществ. Применительно к каждому отдельному сообществу речь может идти о преобладании того или другого начала в организации его жизнедеятельности, но оба они присущи всем обществам без исключения.
Из предыдущего изложения следует, что белорусская общность изначально складывалась и развивалась в лоне славяноправославной, не-западной по своему типу, цивилизации. Это обстоятельство наложило свой отпечаток и на становление характерной для белорусов формы их жизнедеятельности: в основе организации белорусской общности является признание приоритета общих интересов. Иными словами, коллективизм есть основной принцип жизнедеятельности белорусов. Однако им отнюдь не чуждо и индивидуалистическое начало, признающее автономию личности в ее отношениях с другими людьми и обществом. Умение белорусов синтезировать позитивные достижения цивилизаций полярных типов, что отмечалось выше, находит свое проявление и в органическом сочетании коллективистских и индивидуалистических начал в формах их жизнедеятельности. Мы бы сказали так: белорусы генетически тяготеют к коллективизму, но понимают и ценят значение принципа индивидуализма как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Иными словами, белорусы составляют своеобразную индивидуалистическо-коллективистскую общность.
В отечественной традиции общественной мысли эта индивидуалистическо-коллективистская этическая установка выражается в понятии соборности. Соборность — это такой тип отношений, при котором каждый проявляет озабоченность не только собой, но и другими, ставит свое личное спасение в зависимость от спасения всех и каждого. Идею соборности не следует путать с примитивным коллективизмом, который нивелирует людей, подавляет индивидуальность. Соборность предполагает вместо противопоставления человека («Я») и мира («Мы») их согласие с сохранением их свободы и самодостаточности. Именно такой принцип организации своей жизнедеятельности является органическим, естественным для белорусов. Он формулировался отечественными мыслителями и предлагался ими в качестве идеала самоорганизации общности.
Проследим за генезисом их соответствующей мысли и ее воплощением в их личной жизни.
Очевидно, что Франциск Скорина, которого можно считать духовным отцом белорусской нации, смог сполна реализовать себя и выполнить свое призвание благодаря его личностному обособлению и возможности действовать в соответствии с индивидуальными интересами и устремлениями. Он сначала ставит пред собой и реализует задачу овладения современными ему знаниями, а затем предпринимает грандиозный по замыслу и исполнению творческий проект — перевод на родной язык и издание на нем большинства книг Библии.
Конечно же, в основе подвига Скорины — личностная автономия. В то же время основным мотивом его жизненных поступков и устремлений был не собственный эгоизм, а общее благо. В этом убеждает нас прежде всего то, как он ставил и решал одну из важнейших мировоззренческих проблем - вопрос о соотношении индивидуального и общего блага. Как и Аристотель, человека он рассматривал как существо общественное, поэтому естественно, что он утверждал приоритет общего добра перед личным. Понятие общего блага в произведениях Скорины выступает под термином «посполитое доброе». Только в обществе, считал он, жизнь человека имеет подлинный смысл, именно поэтому люди должны научиться «вкупе жити». Свое понимание призвания человека он сформулировал в предисловии к книге «Эсфирь»: «Не толико бо сами собе народихомся на свет, но более ко службе божией и посполитого доброго» [64]. Общественная жизнь, считал Скорина, требует от человека использования всех своих способностей и дарований в интересах общего добра. «Единому каждому, — писал он, — не хвалитися самому в собе божественными духовными даровании, но яко уды разно имуще в теле деание, вси вкупе собе сути помощни, тако каждый хрестианин, свое имея дарование, к посполитого доброго размножению да уделяеть» [65]. Поскольку Скорина — христианин, то в его концепции рядом с идеей общего добра находится идея любви к каждому человеку, прежде всего человеку «простому, посполитому».
Точно также решают проблему соотношения личного и общественного блага, индивидуалистического и коллективистского принципов деятельности последующие поколения отечественных мыслителей. К примеру, Ян Чечет, известный поэт и один из участников тайного общества филоматов, действовавшего в 1817—1823 гг. в среде студентов Виленского университета, следующим образом выражает свое жизненное кредо: «Шчасце - гэта найвышэйшая мэта ўсіх імкненняў чалавека; шчасце - ва ўнутранай задаволенасці ад сваёй працы, учынкаў і побыту; асабістае шчасце - у шчасці грамадскім; дбаць пра грамадскае дабро - значыць памнажаці і дабро ўласнае. Хто дбае пра грамадскае дабро, інакш кажучы пра шчасце, асвету і славу краю, хто рады прысвяціць яму самога сябе, аддаць яму ўсе здольнасці, сілы і маёмасць - з'яўляецца сапраўдным грамадзянінам» [66]. Как видно, приоритетное значение поэт отводит общему интересу, а личный интерес может быть реализован только при достижении общих целей.
Служению родному народу видели свое творческое призвание белорусские поэты, писатели и публицисты конца ХГХ — начала XX в.: братья А. и И. Луцкевичи, Я. Купала, М. Богданович, Я. Колас, А. Пашкевич (Тетка), А. Гарун, К. Буйло и многие другие. К труду на благо своего отечества они призывали молодое поколение белорусов. «Беларуская Моладзь, — писала Алоиза Пашкевич (Тетка), — прыгатуй сваё сэрца, душу і рукі да працы для роднага Народу... Верыцца, што жыцця свайго не змарнуеш, што патрапіш пастаяць за долю свайго пакрыўджанага Народу і працай штодзённай паложыш падваліны пад лепшую, яснейшую яго будучыню» [67].
Белорусские писатели и поэты предвоенного и послевоенного периодов: Я. Купала, Я. Колас, К Буйло, а также К Чорный, Т. Гартный, М. Горецкий, М. Лыньков, К. Крапива, П. Глебка, П. Бровка, А. Кулешов, И. Мележ, М. Танк, В. Короткевич, И. Ша-мякин, В. Быков, А. Адамович, Я. Брыль и многие другие в полную меру подтвердили социальную позицию своих предшественников. Созданные ими литературные герои, как и сами их творцы, ощущают себя частицами единого целого под названием «белорусский народ» и стремятся внести свой посильный вклад в свершение его чаяний. Персонажи их произведений взяты из самой народной жизни, а некоторые из них автобиографичны; они воплощают в себе типичные черты национального характера белорусов, как например, Дед Талаш из повести Я. Колоса «Дрыгва» («Трясина») или Лобанович из его же трилогии «На ростанях» («На распутиях»). И сегодня традиция жить заботами своего народа является ведущей в творческих исканиях белорусской интеллигенции.
Важно обратить внимание на то, что соотношение коллективистских и индивидуалистических начал в организации жизнедеятельности белорусов в различные периоды их истории было неодинаковым.
Так, в XVI — начале XX вв. преобладающим был коллективистский способ жизнедеятельности, формой которого явилась знаменитая громада, в русской транскрипции — громада. Этим белорусским словом называлась сельская (соседская) община, которая являлась социально-территориальным объединением жителей деревни. Громада — это демократическое сообщество, каждая такая община имела собственные органы управления: сельское собрание, общинный суд («копный суд»), общественные должности. Существование громады вызывалось необходимостью регулирования землепользования, организации труда, жизни и быта крестьян. Одновременно громада выполняла функции защиты интересов крестьян перед государством, землевладельцами (помещиками), соседними общинами. Специфической формой коллективных действий членов громады является талака (по-русски толока) — совместный труд родственников, соседей, односельчан при сборе урожая, постройке домов, мостов и других сооружений, копании прудов и колодцев, вывозке деревьев из леса и т.п. Громадой белорусы отмечали календарные земледельческие, традиционные и религиозные праздники.
В XX в., по мере преобразования уклада жизни сельских жителей и нарастания процессов урбанизации белорусского общества, значение громады стало снижаться; ее место заняли другие формы деятельности, в которых возрос удельный вес индивидуалистического начала. В последние полтора десятилетия возрождаются виды деятельности, основанные на частной форме собственности, которые направлены на реализацию индивидуальных потребностей и интересов. Тем не менее, многовековой коллективистский уклад наложил свой отпечаток и на жизнь современного белорусского города. Белорусы, конечно же, успешно осваивают формы жизнедеятельности, адекватные современным общественным реалиям и новейшим технологиям, но они и не утратили и коллективистских начал организации своей жизнедеятельности.
В прошлом неодинаковым было соотношение индивидуалистических и коллективистских начал в организации своей жизнедеятельности среди белорусов, проживавших в различных частях территории страны. Западным белорусам более свойственны индивидуализм, стремление вести свое дело обособлено, например, на хуторе; а вот восточные белорусы, наоборот, демонстрировали склонность к совместной деятельности, например, в сельской общине. Разумеется, в современных условиях эти различия не столь существенны как это было в прошлом: уклад жизни белорусов на всей территории страны — за. исключением различий в городе и деревне — стал практически одинаковым.
Примечательно, что принцип соборности, или гармонии общего и личного блага, белорусы распространяют и на свои взаимоотношения с другими общностями. Белорусам, можно сказать, органически присуща установка на федерализм или, употребляя более привычный для нас термин, на союзность. На протяжении всей своей истории они отдавали предпочтение не идее обособленного государственного существования, а идее сосуществования с родственными общностями в составе федерации или, точнее, в рамках союзной государственности. Белорусская государственность изначально формировалась и развивалась как союзная государственность. Первой формой реализации установки на союзность еще предками белорусов явилось их сосуществование с другими восточнославянскими общностями в составе Древнерусского государства, которое можно определить как своеобразный союз русских земель-княжеств. После распада данного государственного образования белорусские земли оказываются в составе полиэтнического государственного образования — Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. Будучи включенными в состав унитарного по замыслу его создателей государства — Речи Посполитой, белорусы с первых дней его существования стали бороться за свою автономию, а затем и за воссоединение с русским государством. В последующем белорусы выступили соучредителями Советского Союза, в составе которого они окончательно консолидировались в особую нацию. Ныне белорусы стремятся наполнить реальным содержанием Договор об образовании Союзного государства Беларуси и России, с которым они связывают свое будущее в новых геополитических реалиях.
Принцип соборности в организации жизнедеятельности белорусов становится огромным их преимуществом в условиях формирующегося информационного общества. Исследователи социальных изменений, которыми сопровождается процесс становления такого общества, приходят к выводу, что для своего успешного функционирования и развития такое общество предполагает наличие у людей доверия друг к другу, навыков согласованных действий, словом — искусства жить в ассоциации автономных индивидов [68]. Информационное общество, отрицая индивидуализм индустриального общества, возвращается к неотрадиционным, а это значит, к соборным по своей сути способам деятельности людей. Базовыми ценностями в таком обществе наряду с доверием становятся также свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность. Естественно, что адаптация к таким ценностям будет даваться легче тем сообществам, которые на индустриальной стадии своего развития меньше других ушли от коллективистских начал организации жизнедеятельности, которые включают в себя все вышеперечисленные ценности. Оставаясь по преимуществу коллективистами, белорусы без особых сложностей вступают в постиндустриальную стадию своего развития.