В период «перестройки»
Главной задачей внешней политики СССР на данном этапе ста- ло обеспечение благоприятных условий для осуществления реформ внутри страны.
Необходимо было максимально снизить уровень конфронтации с Западом, прежде всего с индустриально развитыми странами. По мере нарастания внутриполитических проблем советская внешняя
политика становилась все более слабой и податливой.
Логично выделить два этапа во внешнеполитическом курсе:
1985–1988 гг. и 1989–1991 гг. Первый этап характеризуется сохране- нием в неизменном виде основных принципов социализма, второй – сдачей своих позиций перед Западом ради получения политической и финансовой поддержки. Причем на протяжении всего периода «пере- стройки» Советский Союз практически в одностороннем порядке шел
на уступки.
Складывание нового внешнеполитического курса предусматри- вало отказ от догм политического мышления, рассматривающего мир через призму антагонизмов, как противопоставление двух общест- венно-политических систем. В основу нового курса была положена философско-политическая концепция, получившая название «нового политического мышления». Концепция исходила из тезиса о много- образном, но взаимозависимом и целостном мире, из необходимости отказа от решения проблем силовыми методами. Универсальным спо- собом решения международных вопросов провозглашался баланс ин- тересов, исходящий из приоритета общечеловеческих ценностей, но не классовых.
Курс на «новое политическое мышление» был утвержден еще на XXVII съезде КПСС (1986 г.), где официально было заявлено об от- казе от принципов социалистического интернационализма. Вместо него на первое место выдвигались общечеловеческие ценности, борь- ба за безъядерный мир, за выживание человечества. Актуализовались глобальные проблемы: экологические, социальные, энергетические.
В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев изложил данную концепцию советской внешней поли- тики. С 1985 г. главой министерства иностранных дел стал Э. Шевар- надзе, сменив пребывавшего на этом посту с 1957 г. А. Громыко. Бы- ли определены главные направления внешней политики:
1) урегулирование отношений Восток-Запад через разоружение;
2) разблокирование региональных конфликтов;
3) укрепление экономических и политических связей на между-
народной арене.
В 1985–1988 гг. установились партнерские взаимоотношения с
Западом на почве прекращения гонки вооружения и частичного со- кращения вооружения, вывода войск из Афганистана и расширения связей со странами, имевшими различные социальные системы. С этой
целью Горбачев совершил значительное число зарубежных поездок и
визитов.
Вопрос о разоружении затрагивал две проблемы: ликвидацию ра- кет средней и меньшей дальности США и СССР в Европе, а также планы стратегической оборонной инициативы США. Этот вопрос ре- шался на ежегодных советско-американских встречах на высшем уровне – в Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.) Вашингтоне (1987 г.) и Москве (1988 г.).
Согласно этим договоренностям в 1990 г. в Европе ликвидирова- лись ракеты средней и меньшей дальности. Кроме того, СССР ликви- дировал часть РСД в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных про- тив Японии, Китая и Южной Кореи. Эти факты стали первым шагом в сокращении вооружений со времен Второй мировой войны. Советский Союз шел на большие уступки, чем США. В одностороннем порядке СССР сокращает численность РМД «Ока». С военной точки зрения на- ше государство оказалось в худшем положении, чем в конце 70-х гг.
Переговоры между СССР и США 1985–1987 гг. относительно СОИ – программы создания противоракетного зонтика над территори- ей Северной Америки закончились уступками со стороны СССР. Это привело к нарушению стратегического баланса между СССР и США.
В 1991 г. в Москве Горбачев и Буш подписали советско-амери-
канский договор о сокращении стратегического наступательного воо-
ружения (ОСНВ-1), снижающий уровень военной опасности в мире.
В связи с крушением мировой системы социализма начался но-
вый этап во внешней политике Советского Союза (1989–1991 гг.).
Венские переговоры о сокращении обычных вооружений не да- ли значительных результатов, свелись к обоюдным претензиям. Тем не менее СССР пошел на некоторое сокращение численности войск в
ГДР (в 1987–1988 гг. на 20 тыс. человек и 1 тыс. танков), но США не
предприняли аналогичных действий.
Происходят двух- и многосторонние встречи советского руково-
дства с лидерами европейских государств – ФРГ, Франции, Англии, Италии. Предложенная Советским Союзом концепция «общеевро- пейского дома» с целью преодоления конфронтации завершается
подписанием в 1990 г. Хартии для новой Европы.
Этот документ стал возможен в связи с событиями 1989–1991 гг.,
завершившими существование мировой системы социализма. В ходе
«бархатных революций» в Болгарии, Румынии и Монголии к власти приходят либеральные, близкие к коммунистическим силы. В ГДР,
Чехословакии и Венгрии – антикоммунистические. Начавшийся рас-
пад Социалистической Федеративной Республики Югославии привел к современному военно-политическому кризису на Балканах.
Разрыв связей и отношений между СССР и странами Восточной Европы приводит к упразднению летом 1991 г. Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В конце 1990 – начале 1991 гг. были подписаны соглашения со всеми восточно- европейскими странами о выводе с их территории советских войск.
В 1990 г. разрешается берлинская проблема объединения двух
государств.
В связи с этими событиями военный блок НАТО провозглашает стратегию «расширения на Восток», происходит нарушение между- народного внешнеполитического баланса.
Достаточно успешно решаются региональные проблемы в Цен- тральной Америке, на Ближнем Востоке, на юге Африки, в Юго-Вос- точной и Южной Азии.
Так, прекращается восьмилетняя гражданская война в Никара- гуа; вновь разворачивается переговорный процесс между арабскими странами и Израилем; подписано соглашение между ЮАР, Анголой и Кубой об урегулировании конфликта на юге Африки. Вывод совет- ских войск из Афганистана (1989 г.) и Монголии создал условия для
урегулирования отношений с КНР. В 1989 г. состоялся официальный визит Горбачева в Китай. Установились межгосударственные отно- шения с Южной Кореей. Камбоджа получила возможность решать свои внутренние вопросы самостоятельно. Налаживались контакты с Японией – в 1991 г. состоялся первый в истории межгосударственных отношений визит в Японию. В военном конфликте между Ираком и Кувейтом (1989–1990 гг.) СССР занял проамериканскую позицию в ущерб собственным интересам.
В целом внешняя политика СССР в 1989–1991 гг. была ориенти-
рована на Запад. Активизировались связи СССР и стран Европейско- го экономического сообщества, теснее стали экономические контак- ты. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд. Укрепились торгово-экономические отношения со странами Север- ной Европы.
В результате осуществления концепции «нового политического мышления» кардинально изменилась международная ситуация в ми- ре. За 5–6 лет исчезла конфронтация Восток-Запад – с разрушением мировой социалистической системы и крушением СССР в ней отпала необходимость.
Тем не менее коренное оздоровление международных отноше-
ний отвечает интересам и нашей страны, и мира в целом.
«Перестройка», предусматривающая демократизацию страны на путях эволюционного развития, завершилась распадом Союза. Тем не менее ей удалось основательно встряхнуть идеологические, социаль- но-психологические основы советского общества, разрушить систе- му, сделать первые шаги к экономической и политической демокра- тии. Возрождение парламентской системы позволило надеяться на изменение тысячелетней практики России, когда управляют не люди, а закон.
Контрольные вопросы
1. Что такое «перестройка»?
2. Сколько этапов «перестройки» можно выделить и почему?
3. Сколько всего состоялось Съездов народных депутатов, како-
во значение третьего Съезда?
4. Каковы причины распада Советского Союза?
5. Охарактеризуйте внешнеполитическую доктрину «перестро-
ечной» России.
6. В чем причина неудач экономических реформ «перестроеч-
|